Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников при условии создания интерактивной среды 6
1.1 Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей 6
1.2 Создание и использование интерактивной среды на уроках в начальной школе 13
Глава 2 Практическое влияние интерактивной среды на развитие творческих способностей 25
2.1 Методы и методики изучения творческих способностей в младшем школьном возрасте 25
2.2 Методические рекомендации для педагогов по исследованию интерактивных методов обучения для развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста 27
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют формирования креативного, творчески активного поколения, способного нестандартно и эффективно решать новые проблемы. В педагогике проблема творчества и креативного мышления всегда была одной из самых актуальных. Однако несмотря на это, она остается недостаточно изученной в теории и мало представленной в практике воспитания детей. Поэтому интерес к теме творчества и творческости не ослабевает с годами. Понятия «творчество» и «креативность» изучаются с разных сторон: разрабатываются теории и программы по развитию креативности и творческих способностей личности, разрабатывается понятийный аппарат различных концепций, исследуются творческое мышление и творческие способности личности. Исследованием развития творческих способностей занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, В.А. Сухомлинский,
Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.
Для развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста, нужно создать ряд условий: прежде всего вовлечь ребенка в творческую деятельность; воспитание должно проходить через совместную деятельность детей, взрослых и детей; воспитание должно охватывать все виды деятельности: учебную и внеурочную. Задача педагога пробудить в ребенке творческую активность. В.А. Сухомлинский считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
В современном мире существует стратегия развития информационного общества, которая должна предоставлять доступную информацию для всех категорий граждан. Поэтому исследования информационно0-коммуникативных технологий, в образовании младших школьников, является одним из приоритетов в развитии современного образования.
В школы информационных технологии внедряются прежде всего для улучшения качества обучения, повышения мотивации у детей к получению знаний, ускорение процесса усвоения знания и упрощения контроля со стороны родителей за успеваемостью детей.
Современные дети, приходя в начальную школу, уже готовы к применению информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, так как внедрения данных технологий дошло и до дошкольных образовательных учреждений.
В настоящие время многие учителя активно применяют информационно-коммуникативные технологии в своей работе. Данные технологии помогают им в воспитательно-образовательном процессе, педагогам становится проще общаться с родителями учеников.
Исследование обусловлено наличием противоречия между необходимостью воспитания творчески активного поколения и недостаточным вниманием к использованию интерактивных форм обучения.
Цель исследования: разработать рекомендации по использованию интерактивных форм обучения с целью развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста с использованием интерактивных форм обучения.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу на тему особенностей развития младших школьников.
2. Изучить особенности развития творческих способностей младших школьников в учебной деятельности.
3. Рассмотреть методы и методики диагностирования уровня творческих способностей.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по исследованию интерактивных методов обучения для развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме.
Практическая значимость: материалы и результаты исследования могут найти применение при разработке программ творческого развития младших школьников.
Заключение
В ходе исследования установлено, что теоретический аспект понятия «творческий потенциал личности» рассмотрен с разных сторон: с философской, психологической и педагогической. Анализ состояния проблемы исследования позволил установить, что понятие «творческий потенциал» не имеет однозначного толкования, существует несколько междисциплинарных подходов к определению сущности творческого потенциала личности: аксиологический, онтологический, деятельностный, способностный, ресурсно-энергетический, интегративный. В то же время во всех исследованиях творческий потенциал подразумевает способность к созданию нового и оригинального.
На основе анализа сущности и структуры, предложенной различными исследователями, теоретически доказано, что творческий потенциал личности является сложным интегральным показателем личностно-деятельностного развития, характеризующегося взаимосвязанным комплексом свойств, способностей и возможностей, обеспечивающих творческое саморазвитие индивида. Особенности учебной деятельности младших школьников позволили выделить его структурные компоненты: мотивационный, познавательно-деятельностный, креативный и интеллектуальный.
Процесс развития творческого потенциала личности чрезвычайно индивидуален и требует тщательного учёта индивидуальных особенностей ребёнка. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте выступает ведущей деятельностью, так как основные достижения ребёнка на данном этапе развития связаны с ней.
Под творческой учебной деятельностью понимается такая деятельность, которая обладает следующими признаками: направлена на решение творческих задач, для которых характерно отсутствие в предметной области способа решения задачи; связана с созданием новых знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи; характеризуется наличием неопределённости в отношении разработки новых знаний и на их основе способа решения задачи.
Обобщение педагогического опыта дало возможность выявить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности: создание комфортной и безопасной, мотивирующей образовательной среды, построение образовательного процесса на основе личностно-ориентированного обучения.
Для достоверного изучения компонентов творческого потенциала учащихся разработан пакет диагностических методик, причём каждый компонент «замерялся» двумя тремя методиками. При отборе методик учитывался их диагностико-активизирующий характер, достаточная валидность, надежность, актуальность. Для комплексной оценки уровня развития творческого потенциала младших школьников предложен интегральный показатель уровня развития творческого потенциала личности и методика его расчёта.
На констатирующем этапе экспериментального исследования диагностика с помощью предложенной методики позволила получить информацию об учебном процессе, его протекании, результатах.
Во второй главе разработаны рекомендации по использованию интерактивных форм обучения с целью развития творческого потенциала младших школьников по следующим направлениям: мотивационное обеспечение творческой учебной деятельности; активизация познавательной деятельности; развитие креативности и самостоятельности школьников в решении проблем творческого характера; интеллектуальное развитие младших школьников.
При внедрении в учебный процесс данных рекомендаций с использованием интерактивных форм обучения обеспечено признание значимости и необходимости развития творческого потенциала младших школьников, как ценностного внутреннего ресурса, качественные изменения в организации, содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала педагогических работников, адекватное ресурсное обеспечение учебной деятельности.
Цель, поставленная перед началом работы, достигнута, задачи решены.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Анастази, А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий: / А. Анастази. - М, Мысль, 2012. - 112с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова - М. 2013.-672 с. 9.Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М Андреева. – М., 2014. -345 с.
3.Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя / Б.Ц. Бадмаев. – М., 2012.- 321 с.
4. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - Москва: Издательский центр "Академия", 2016. - 496с.
5. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // С.А. Дружилов - Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. - 2015 (выпуск 8) – С.72.
6. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень: 2014. -С. 8.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Ростов-на- Дону, 2014.- 230 с.
8. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России /В кн.: О русском национализме. Что сулит миру расчленение России? / И.А. Ильин - Новосибирск, 2013. -С.38-51.
9. Исследование индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. 2013.- № 5.-С.8-9
10. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 558с.
11. Канн-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн-Калик.- М., 2013.- 145 с.
12. Кашапов, М.М. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой// Народное образование. – 2012. - №8.- С.5-6
13. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Е.А. Климов. - Казань, 2014. – 45 с.
14. Козырин, А.Н. .Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства / А.Н. Козырин // Реформы и право. — 2015. — № 3. — С. 43-62.
15. Козырин А.Н. Образовательное право как учебная дисциплина / А.Н. Козырин // Реформы и право. — 2014. — № 4. — С. 50-54.
16. Козырин А.Н.Современные проблемы систематизации образовательного законодательства / А.Н. Козырин // Ежегодник российского образовательного законодательства. — 2014. —Т. 3. — Вып. 2. — С. 5-30.
17. Коротаев А.А. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога / А.А. Коротаев // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь: НГПИ. 2012.- С. 30-48.
18. Костяшкин, Э.Г. Профессиональная типология педагогов / Э.Г. Костяшкин М., 2013 – 235 с.
19. Лазарев В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. - 2013. - № 1.-С21-23.
20. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
21. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учеб. пособие/ А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2011. - 592с.
22. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В.Г. Максимов – М., 2012-356 с.
23. Мананикова, Е.Н. Педагогическая психология / Е.Н. Мананикова. – М.,2014 – 360 с.
24. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М., 2013. – 267 с.
25. Могилевская, Г.Л. Семья и младший школьник/Г.Л. Могилевская - Школьный психолог . – 2014- № 27-28-С.78.
26. Мудрик, А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А.В.Мудрик-2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.-304с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина – М., 2013. – 320с.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 608с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов / В.С. Мухина – М.: Академический Проект, 2014. – 256
30. Немов, Р. С. Психология образования / Р. С. Немов – М., 1995.-236 с.
31. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. /Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн.1: 688 с.
32. Немов, Р.С. Псхология: Учеб для студ. выс. пед. Заведений: В 3кн. – 4 – е изд./ Р.С. Немов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Кн. 1: Общие основы психологии.
33. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е.И. - М.: Изд-во Эксмо, 2012. - 592с.
34. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Анцупова – Ростов Н/Д: Феникс, 2010. -332с.
35. Першина, Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Л.А, Першина – М.: Академический Проект, 2014. – 256с.
36. Радугина, А.А. Психология и педагогика / А.А. Радугина – М., 2010.- 347 с.
37. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия "Учебники и учебные пособия ": / Л.Д. Столяренко - 2-е изд., перераб, и доп. - Ростов н/Д: "Феникс ", 2013. - 544 с.
38. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Н.Ф. Талызина - М.: Издательский центр "Академия", 2011 - 288 с.
39. Трошкина Т.Н.Понятие и структура образовательного правоотношения // Реформы и право. — 2014. — № 3. — С. 56-61.
40. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. -№ 5.-С.21
41. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М., 1974. – 287 с.
42. Языканова, Е.В. Учитесь учиться: развивающее занятие для младших школьников /Е.В. Языканова. – М.: Чистые пруды, 2014. – 301с.