Фрагмент для ознакомления
2
- Выраженной потребности в заботе о представителях растительного и животного мира, когда ребенок способен сам выбирать объекты своей познавательной деятельности, доброте, отзывчивости и любви к окружающим людям, природе, что сопровождается непосредственной готовностью ребенка оказать помощь в ней нуждающимся.
Работа с книгой представляет собой один из важнейших методов обучения. В начальной школе работа с книгой осуществляется в основном во время урока и под руководством учителя.
В самом начале работа с книгой является дополнением к объяснениям учителя, а затем уже по мере освоения обучающимися навыков работы с книгой значение этого метода растет, и его доля в системе используемых учителем методов увеличивается.
Работа с учебником, как правило, организуется в двух формах: «Во-первых, это работа под непосредственным контролем учителя. Во-вторых, в форме самостоятельной работы над учебником учащегося» [6, c. 87].
В обоих формах сущность обучения заключается в непосредственном овладении знаниями, когда ученик под руководством учителя или самостоятельно изучает материал, а также осмысливает его на основе содержащихся в учебнике фактов, примеров, закономерностей.
Таким образом, через эти два метода выделяются взаимосвязанные стороны обучения, с одной стороны это освоение учебного материала. С другой стороны это и накопление опыта работы с учебником.
Эффективность работы учащегося с учебником зависит в решающей мере от правильной ее организации, которая исходит из характера работы на уроке, когда учитель обязан определить еще до урока, в каком ключе целесообразнее применить учебник на уроке, для решения стоящих на данном уроке учебных, воспитательных и развивающих задач. В этой связи педагогу и автору необходимо соблюдать определенные дидактические требования:
Необходимо отбирать, прежде всего, посильный для учащихся учебный материал, а именно материал, который на определенном уровне общего развития, соответствует определенной степени учебной подготовленности к работе в данном виде деятельности и эмоциональной готовности. Все это должно соответствовать актуальному состоянию учащегося.
Дело в том, что далеко не всякий материал из учебника учащиеся могут усваивать без объяснения учителя, а также психологической подготовки самого ученика.
Работу с учебником необходимо начинать с обстоятельного вступительного разбора учителя, так как учащихся необходимо ввести в курс темы, обратить внимание на важные вопросы нового материала, поставить перед ними задачи для выполнения задания, непосредственно определяя порядок работы.
В ходе выполнения заданий учителю важно наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех из них, у кого это деятельность не получается, в этой ситуации учителю важно опираться на ключевые знания об учебнике, чтобы оперативно реагировать на те аспекты, которые в данный момент оказались учащимся недоступны или воспринимаются с определенными сложностями.
Глава 3. Особенности эстетического воспитания умственно отсталых детей через проектную деятельность
3.1. Система занятий для эстетического развития
Познавательная деятельность учащихся с умственной отсталостью предполагает работу с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
В основе практических методов обучения лежит познавательная деятельность младших школьников. При этом рассмотрение естествознания как теоретико – экспериментальной дисциплины выводит данные методы на первое место в процессе изучения природы. Во – первых, они представляют возможность для активной реализации принципа наглядности обучения, что способствует наглядно – образному мышлению младших школьников. Во – вторых, способствуют предварительному чувственному фиксированию объектов в процессе познания и появлению у детей потребности ознакомления с технологией способов познания окружающего мира. Специфика практических методов заключается в том, что необходимо обучать детей не только пользоваться ими, но и самостоятельно применять их в реальной жизни.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по окружающему миру предусматривает изучение в начальной школе взаимосвязей растений и животных, особенности питания животных. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них.
Вместе с тем, процесс моделирования предполагает решающую роль самостоятельной работы учащихся, их непосредственное участие в конструировании моделей. Таким образом, достигается значительная активизация познавательной деятельности детей.
Таблица 1.
Методы развития умственно отсталых детей в рамках проектной деятельности
Основная классификация Группа методов
Словесные наглядные практические
Источник знаний Слово слово Модель Система операций
Деятельность учителя Говорение и слушание Показ Инструктаж
Деятельность учащихся Говорение и слушание Наблюдение Самостоятельная работа
Традиционно используемые методы Рассказ, беседа, объяснение (инструктаж), учебная дискуссия (полилог), работа с детской научно – художественной литературой и учебником Демонстрация опытов, натуральных объектов, использование различных изобразительных пособий Деятельность в природе ( наблюдение с фиксацией его результатов, распознавание признаков), лабораторные опыты, практические работы, моделирование, эксперимент
К практическим методам относится моделирование. Учебное моделирование рассматривается методистами либо как самостоятельный метод обучения, либо как методический приём.
Моделирование – система действий по построению, преобразованию, использованию воспринимаемой (ирреальной) модели, элементы и отношения которой подобны элементам и отношениям определённой природной системы (реальной). В современном преподавании естествознания в начальной школе этот метод на определённом этапе занимает ведущее место, определяющее направленность всего курса [3, 4 классы по программе «Окружающий мир» ( 1 – 4 классы) или «Естествознание» (1 - 3 классы) Е.В. Чудиновой, Е.Н.Букварёвой ], и является одним из частотных способов обучения (А.А.Плешаков «Зелёный дом». Модель -,это наглядный материальный заместитель объектов, отражающий их структуру, признаки, внутренние взаимосвязи (наглядно – образная подача сложных абстрактных связей и процессов) и позволяющий отвлечься от несущественных характеристик исследуемого природного предмета или явления. Вместе с тем, она позволяет не только созерцать какое – либо явление, но и реально осязать, проводить с ним различного рода манипуляции. В качестве моделей могут выступать описание, изображение, схема, чертёж, график, макет, проект и т.д. помимо традиционных материальных и идеальных (умозрительных) моделей в методике различают следующие природоведческие виды.
Сравним ведущие направления в работе с учебниками на примере курсов «Окружающий мир» разработанными Виноградовой Н.Ф. и Плешакова А.А. (См. Таблицу 2.).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 2009, №1.
2. Аквилова Г.Н. Клепинина З.А «Методика преподавания естествознания в начальной школе» Москва Владос 2001.
3. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2007.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : Методика обучения : 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.
5. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.
6. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». — М.: ВЛАДОС, 2008. — 253 с.
7. Евтушенко И.В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования. Москва: МГГУ, 2009, – 42 с.
8. Коняева Н.П., Никандрова Т.С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. Владос, 2010. – 200 с.
9. Методика преподавания естествознания в начальной школе Учеб. Пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. – / Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. - М., 2011 – 240с.
10. Методика преподавания естествознания// Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. . - М., 2004. – 280 с.
11. Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. М., 2003. – 220 с.
12. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2011. – 180 с.
13. Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2011. – 280 с.
14. Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 280 с.
15. Суматохин С.В. Научно-методические основы школьного учебника биологии: Дис…д-ра пед.наук. - М. 2005. – 180 с.
16. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2010, №10
17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды, с. 492. Педагогика, М. 1989.