Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Рассматривать влияние занятий профессионально-прикладным многоборьем в системе физического воспитания учащихся старшего школьного возраста имеет целесообразность с позиции воспитания физических качеств, этапа подготовки к будущей профессии, формированию готовности старших подростков к службе в вооруженных силах.
Занятия профессионально-прикладным многоборьем имеют социальную значимость – подростки адаптируются к экстремальным условиям, которые предлагает вид спорта; в ходе совместной деятельности между подростками устанавливаются взаимоотношения, происходят конфликты. В этой связи возникает необходимость в формировании позитивной коммуникативной сферы, сотрудничества, проявления толерантного отношения друг к другу.
С методической точки зрения возникает проблема выбора методов и средств развития физических качеств подростков на занятиях профессионально-прикладным многоборьем. Профессионально-прикладное многоборье включает упражнения, состоящих из различных двигательных действий, и входящих в его состав из таких видов спорта, как легкая атлетика, силовая гимнастика, пулевая стрельба, рукопашный бой, вождение автомобиля, преодоление полосы препятствий. Предлагаемый комплекс упражнений из видов спорта способствует всестороннему воспитанию физических качеств у подростков 15-16 летнего возраста, которые проявляются через характер, волю, упорство, ответственность, исполнительность, трудолюбие.
Однако, как указывали авторы исследований: В.А. Грачев, В.В. Теребнев, Д.А. Шехов (2008); Г.Н. Германов, Корольков А.Н., В.Д. Шалагинов (2016) недостаточный уровень развития физических качеств подростков, функциональной подготовленности не соответствует требованиям будущей профессиональной деятельности, выполнению обязанностей службы в вооруженных силах. В этой связи привлечение учащихся 15-16 летнего возраста к занятиям в профессионально – прикладном многоборье является актуальной задачей для педагогической практики.
В теоретическом аспекте остаются спорными утверждения авторов о том, что применение программы профессионально-прикладной физической подготовки с использованием упражнений из соревнований служебно-прикладного вида спорта, включающие элементы физической, технической и психологической подготовки, будет способствовать комплексному формированию профессионально-важных качеств у подростков, которые еще не приступили к выполнению профессиональных обязанностей, а лишь готовятся к будущей профессии и к службе в вооруженных силах.
Объект: процесс воспитания физических качеств у подростков 15-16 лет на занятиях профессионально – прикладным многоборьем
Предмет: профессионально – прикладное многоборье в системе физического воспитания учащихся 15-16 летнего возраста
Цель: экспериментально обосновать эффективность выбора методов и средств профессионально – прикладного многоборья в воспитании физических качеств у учащихся 15-16 летнего возраста
Гипотеза исследования: предполагается, что для воспитания физических качеств у подростков 15-16 лет, занимающихся профессионально – прикладным многоборьем, необходимо учитывать возрастные особенности спортсменов, рационально дозировать и нормировать нагрузку с учетом индивидуальных особенностей старшеклассников.
Практическая значимость:
В результате исследования обоснована эффективность методов и средств профессионально – прикладного многоборья в воспитании физических качеств у учащихся 15-16 летнего возраста
Данные методы и средства профессионально – прикладного многоборья могут быть использованы на внеклассных и внешкольных физкультурно-спортивных мероприятиях со старшеклассниками.
Задачи исследования:
1. На основе данных научно-методической литературы охарактеризовать основные методические подходы к воспитанию физических качеств у учащихся 15-16 летнего возраста.
2. В процессе формирующего педагогического эксперимента выявить исходные и итоговые показатели физических качеств подростков 15-16 лет, занимающихся профессионально – прикладным многоборьем.
3. Апробировать выбор методов и средств профессионально – прикладного многоборья в воспитании физических качеств у учащихся 15-16 летнего возраста.
Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Профессионально – прикладные многоборья и их роль и значение
Профессионально – прикладное многоборье включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. Следовательно, подростки, занимающиеся профессионально – прикладным многоборьем, проявляют интерес к данному виду деятельности. На основе интереса формируется мотивация к занятиям, что способствует воспитанию физических качеству у подростков 15-16 лет.
Например, занятия по пожарно-прикладному спорту включают в себя следующие упражнения: преодоление 100-метровой полосы с препятствиями; установка выдвижной лестницы и подъем по ней на 3-й этаж учебной башни; подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни; пожарная эстафета 4X100 м; боевое развертывание (Кабачков В.А., Козлов И.М., 2013).
В содержание занятий служебно-прикладного многоборья входят: скоростная стрельба, преодоление полосы препятствий, вождение автомобиля, рукопашный бой, дуэльная стрельба ( Германов Г.Н., Корольков А.Н., Шалагинов В.Д., 2016).
Перечисленные виды моделируют ситуации служебной деятельности пожарных, спасателей МЧС, сотрудников оперативной службы, водителей и т.п. Выполнение упражнений разнопланового характера способствует всестороннему воспитанию физических качеств у подростков 15-16 летнего возраста, создают условия для подготовки к будущей профессии, способствуют формированию готовности старших подростков к службе в вооруженных силах ( Шидловский А.Л., Кравчук О.В., 2011).
Несмотря на то, что профессионально – прикладное многоборье как вид спорта без соревнований, побед, поражений не существует, его функции не исчерпываются только достижением чисто состязательных целей. Профессионально – прикладное многоборье как «школа характера, мужества, воли», является одним из средств воспитания личности, особенно физического воспитания. Занятия являются мощным фактором социализации личности и ее социальной интеграции (Полневский С.А., 2014).
Межличностные отношения соперничества, сотрудничества, между занимающимися профессионально – прикладным многоборьем, составляет основу формирующего влияния физических упражнений прикладного характера на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта, будущей профессиональной деятельности, службе в вооруженных силах ( Могилевская Т.Е., Башмаков Э.Ю., Марчук С.А., 2012).
Важнейшей составляющей развития физических качеств у подростков 15-16 летнего возраста являются систематические занятия профессионально – прикладным многоборьем. Занятия прикладными физическими упражнениями рассматриваются как особый вид деятельности, способствующий воспитанию физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека (Лобжа М.Т., Жернаков Д.В., 2010).
Физическая подготовка подростков 15-16 летнего возраста средствами профессионально – прикладного многоборья – одно из направлений системы физического воспитания в системе общего образования, способствующее формированию знаний, физических качеств, умений и навыков. При этом, применяемые в процессе физического воспитания, специальные прикладные упражнения из профессионально – прикладного многоборья – это те же физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с задачами вида спорта. Основной задачей физического развития подростков средствами профессионально – прикладного многоборья является формирование физических качеств личности (Грачев В.А., Теребнев В.В., Шехов Д.А., 2008).
Занятия профессионально – прикладным многоборьем для подростков способствуют возрастанию нагрузок на сенсорную (чувствительную) сферу, а эмоциональная нагрузка, повышают требования к психической устойчивости. В этом случае может помочь спорт, так как хорошая физическая подготовка проявляется в неспецифическом повышении устойчивости организма ко многим неблагоприятным факторам. Занятия профессионально – прикладным многоборьем служат подготовкой к профессии ( Шидловский А.Л., Кравчук О.В., 2011).
Занятия профессионально – прикладным многоборьем имеют оздоровительное, общеукрепляющее и прикладное их значение заключается в том, что с помощью упражнений прикладного характера развиваются мышечная сила, владение своим телом в различных игровых ситуациях развивает ловкость, гибкость и др.; воспитывается смелость, самообладание, решительность. На основе физических упражнений прикладной направленности составляются комплексы тренировок по профессионально – прикладному многоборью, разминки на тренировочных занятиях, утренней зарядки дома, физкультурной паузы в школе ( Германов Г.Н., Сморчков В.А., Машошина И.В., 2014).
Профессионально – прикладное многоборье включает упражнения из различных видов спорта. Например, упражнения из легкой атлетики, применяемые в тренировке подростков, построенные на естественных движениях: ходьба, бег, прыжки, метания. Эти упражнения способствуют развитию жизненно важных умений и навыков. Они повышают функциональные возможности всех систем организма, особенно нервно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной, то есть тех, которые обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Упражнения легкой атлетики воспитывают быстроту, выносливость, ловкость и силу, а так же волевые качества – упорство, силу воли, умение преодолевать трудности (терпеть утомление) (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2014).
Включение в тренировку бега на длинные дистанции, кросса воспитывает у подростков выносливость, быстроту передвижения.
На занятиях профессионально – прикладным многоборьем воспитываются оптимальные двигательные реакции на звуковые, световые, тактильные (чувствительные) и другие раздражители.
Все эти качества и свойства характера необходимы будущим специалистам экстремальных профессий: спасателям, альпинистам, пожарным, водителям, сотрудникам оперативных служб, военнослужащим.
Физическая подготовка подростков 15-16 летнего возраста имеет определяющее значение в приспособлении к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих технику. Эти качества необходимы и сотруднику МЧС, и врачу скорой помощи; там, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты: водителям разных транспортных средств, операторам АСУ и др.( Кудин В.А., Торопов В.А. Ушенин А.И., Куликов М.Л., 2010)
В тренировках подростков применяются различные формы занятий: специально организованные внеучебные (тренировки), самостоятельные занятия, массовые физкультурные и спортивные мероприятия.
Занятия профессионально – прикладным многоборьем включают в себя теорию и практику. Цель теоретических занятий – дать подросткам необходимые прикладные знания, позволяющие сознательно и методически правильно использовать средства профессионально – прикладного многоборья для развития физических качеств, подготовки к будущей профессии и службе в вооруженных силах. На практических занятиях совершенствуются необходимые для подростка физические качества и навыки (Баранов В.В., 2002).
Спортивная подготовка подростков 15-16 летнего возраста на занятиях профессионально – прикладным многоборьем нуждается в специализированном управлении. Основные задачи заключаются не только в создании единого технологического процесса подготовки, они охватывают социально-психологические аспекты жизнедеятельности подростков (Дорохов Р.Н., Сафоненкова Е.В., 2013).
Всестороннее физическое развитие подростков 15-16 летнего возраста и высокий уровень здоровья обеспечиваются широким кругом средств и методов, применяемых в процессе учебной, тренировочной и спортивной работы, а наиболее доступным, как считают ученые, является именно средства видов спорта, к которым проявляют интерес молодежь. Основой физических упражнений из профессионально – прикладного многоборья являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания (Евсиков А.И., Кононов В.А., Семкин Р. А., 2009).
Благодаря занятиям профессионально – прикладным многоборьем у подростков 15-16 летнего возраста интенсивно развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия профессионально – прикладным многоборьем на свежем воздухе являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма (Ахмадеев Р.Р., 2015).
Физическая подготовка подростков в профессионально – прикладном многоборье - это многогранный процесс, в котором можно выделить физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и теоретическую подготовку (Коваленко В.А., 2012).
Таким образом, проблема развития физических качеств у подростков средствами профессионально – прикладным многоборьем приобретает важное социальное значение, заключающееся в использовании физического воспитания для подготовки к профессиональному труду. В этой связи особое значение в системе физического воспитания подростков приобретают занятия профессионально – прикладного многоборья как основы формирования здорового образа жизни, базы для физической подготовки, подготовкой к будущей профессии, службе в вооруженных силах
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмадеев Р.Р. Физиологические основы физического воспитания и спорта: учебное пособие. – Уфа, 2015. – 130 с.
2. Баранов В.В. Физическая культура: учебник, Оренбург, 2009.- 289 с.
3. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник для студентов и преподавателей вузов физического воспитания и спорта. Киев: Олимпийская литература, 2015. – 296 с.
4. Грачев В.А. Пожарно-строевая подготовка: М., 2008. – 146 с.
5. Германов Г. Н. Адекватность средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов государственной противопожарной службы МЧС России требованиям служебной деятельности / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2014. -№ 2 (108). -С. 57-60.
6. Германов Г. Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности спортсменов различных возрастно-половых групп в пожарно-спасательном спорте / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта -2016. -№ 1 (131).-С.60-69
7. Грузных Г.М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в подготовке спасателей. - Омск, 2006. -119 с.
8. Дорохов Р. Н. Возрастная спортивная морфология: учеб. пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 - Физическая культура: учебно-методическое пособие / Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма, Каф. анатомии и биомеханики. - Смоленск, 2013. - 58 с.
9. Евсиков А. И. Методы исследования физической подготовки : учеб. пособие. М-во внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербургский военный ин-т внутренних войск. - Санкт-Петербург : Изд-во ОМ-пресс, 2009. - 31 с.
10. Евсиков А. И. Методы исследования физической подготовки : учеб. пособие: М-во внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербургский военный ин-т внутренних войск. - Санкт-Петербург : Изд-во ОМ-пресс, 2009. - 31 с.
11. Жегалова М. Н. Научно-методическое обоснование технологии профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся по направлению «Пожарная Безопасность» / Ученые записки университета Лесгафта. – 2012. – №7. – С. 57–61.
12. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания .- 3-е изд. - М: Советский спорт, 2009. - 200 с.
13. Кабачков В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка. - М.: ВНИИФК, 2013. - С. 120.
14. Карасева А.В. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств. – М.: Лептос, 2014. – 368 с.
15. Калинин А. П. Современный пожарно-спасательный спорт: учеб. пособие. -М.: , 2004. -191 с.
16. Кабачков В.А. Профессиональная направленность физического воспитания. – М., 2014,- 126 с.
17. Кикоть В.Я., Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009, -431 с.
18. Коваленко, В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизиологической готовности учащихся и студентов / Физическая культура и спорт в Российской Федерации. – М.,2012, -142 с.
19. Кудин В.А., Торопов В.А. Ушенин А.И., Куликов М.Л. и др. Физическая подготовка: Учебник – СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. – 312 с.
20. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
21. Лобжа М.Т., Жернаков Д.В. Теоретико-практические предпосылки воспитания психических качеств средствами профессионально-прикладной физической подготовки // Актуальные проблемы физ. воспитания студ. транспорт. вузов. СПб., 2010. С. 136-140.
22. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и Спорт: СпортАкадемПресс, 2008. - 542 с.
23. Могилевская Т.Е. Теория и практика физической подготовки будущих специалистов государственной противопожарной службы МЧС России: Учеб. пособ. для курсантов, студентов вузов ГПС МЧС России. -Екатеринбург: Уральский ин-т ГПС МЧС России, 2012. -С. 85-88.
24. Модельные характеристики соревновательной деятельности спортсменов различных возрастно-половых групп в пожарно-спасательном спорте / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2016. -Т. 132. -N 1. -С.60-69.
25. Мухамитянов Ф.Д. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала социокультурного пространства прикладных видов спорта / Молодежь и молодежная политика третьего тысячелетия: стратегии и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2008. - С. 82-84.
26. Образовательная программа кружка «Пожарно-прикладной спорт» на 2014/2015 учебный год / Сост. А.А. Голованов -М., 2014. -18 с..
27. Полневский С.А. Профессионально-прикладная подготовка в учебных заведениях. - М.: ГЦОЛИФК, 2014, 232 с.
28. Садыков Р.И. Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 4 (86). – С. 137-141.
29. Теоретические и практические основы профессионально-прикладного физического воспитания в вузе: уч. пособие. М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. – 191 с.
30. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 123 с.
31. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . - М.: Академия, 2014. - 480 с.
32. Шидловский А. Л. Педагогические аспекты технической подготовки обучения в пожарно-прикладном спорте. Проблемы управления рисками в техносфере. -2011. -Т. 19. -№ 3. -С. 102-107