Фрагмент для ознакомления
2
Резюме
Многие ученые и руководители организаций сходятся в едином мнении, что оживление инвестиционной активности – основное условие выхода России из экономического кризиса и создания основы для подъема экономики. В отличие от многих стран, где малый и средний бизнес имеет значительный вес, в России этим секторам не придавалось большого значения. Основой для повышения инвестиционной активности является внедрение бизнес-планирования в деятельности организаций. От бизнес-плана зависит многое: условия финансирования, сроки реализации и успешность проекта. Бизнес-план необходим каждому предпринимателю, кто открывает свое дело или собирается развивать новое направление деятельности.
Суть бизнес-планирования - определение целей, задач, перспектив развития, анализа способов реализации новых проектов, оценки потенциальной прибыли и рисков компании. В рамках
настоящей работы приведен бизнес продуктового киоска на примере киоска мороженого. Мороженое одно из самых любимых лакомств. Особенно оно популярно в теплое время года. Поэтому магазин мороженного - одна из самых популярных бизнес идей. В летний период продажи мороженого возрастают в несколько раз, а наценка составляет более 100%. Начать реализацию бизнес идеи, проще всего с точки уличной продажи мороженного.
1. Исследование и анализ рынка
Крупнейшие производители мороженого концентрируют свои усилия на интенсификации производства и снижении издержек при производстве, с целью повышения своей операционной эффективности и достижения более стабильного конкурентного положения на рынке мороженого в России. Импорт мороженого на рынок России предопределяется внутренним спросом, а также корреляцией цен со стороны российских производителей и зарубежных производителей. Направление импортных поставок мороженого на рынок России имеет разностороннюю направленность, и в зависимости от периода меняет свою векторность. Экспорт мороженого из России на мировой рынок имеет потенциал к росту, при этом основными регионами экспорта выступают страны зарубежья. Преимущественные положительные моменты роста, прежде всего, связаны с более привлекательной стоимостной оценкой емкости мирового рынка мороженого. На протяжении последнего года в России запущены почти 158 торговых точек Baskin Robbins, что частично обусловлено расширением двух крупнейших компаний – российской сети кафетериев «33 пингвина» и международного бренда Baskin Robbins, которые активно наращивают собственное присутствие на отечественном рынке.
В данный момент они управляют 90% общего количества сетевых кафе-мороженых нашей страны.
Ближайшие планы компании Baskin Robbins и «33 пингвина» довольно амбициозны. Руководитель франчайзингового отдела «33 пингвина» Ольга Степченко заметила, что стратегия ее компании направлена на запуск новых кафе-мороженых в Санкт-Петербурге, Москве и ее области. Кроме этого, сеть будет расширена в соответствии с границами Таможенного Союза, в государствах Ближнего и Дальнего Зарубежья. Партнеры сети «33 пингвина» находятся также в Казахстане и в Монголии, а в ближайшие месяцы будут открыты первые кафе мороженого в Белоруссии.
Такая активность вовсе не беспокоит ближайшего конкурента сети «33 пингвина» – Baskin Robbins. Ведь в настоящее время бренд довольно успешно развивается как в России, так и в странах СНГ. Недавно заведения Baskin Robbins появились и в Армении. Как рассказала Агнесса Осипова, гендиректор акционерного общества «БРПИ», сейчас проводятся переговоры с белорусами, эстонцами и казахами. У компании на рассмотрении находятся 30 заявок на запуск кафе. В ближайшие несколько лет руководство сети планирует сохранить такой же темп роста.
2. Существо предлагаемого проекта
Данный вид бизнеса должен располагаться только в многолюдных местах. От трафика проходимости будет зависеть прибыль. Самые подходящие места:
• парк
• пляж
• центральная улица
• детская площадка
• набережная
• парк аттракционов
Не стоит забывать, что холодильная установка работает от электричества, поэтому неподалеку должен быть источник питания. Обычно предприниматели обращаются к магазинам, находящимся по соседству, за электричеством, оплачивая при этом определенную сумму.
3. Производственный план
Товарный ассортимент подразделяется на ассортиментные группы. Эти группы отличаются друг от друга своими качественными и ценовыми характеристиками. Товарный ассортимент, в свою очередь, представляет собой совокупность товарных линий. Товарная линия – группа товаров, которые связаны между собой одним из следующих признаков:
удовлетворяют одни и те же потребности клиентов (потребности в еде, отдыхе и пр.);
нацелены на одну и ту же категорию покупателей (дети, пенсионеры, молодожены и т.д.);
осуществляют продажу через торговые организации одного и того же типа (супермаркеты, киоски и т.д.);
продаются в одном и то же ценовом диапазоне.
Общим является подход, который предполагает понимание товарного ассортимента как совокупности товаров, а вот признаки, по которым совокупность формируется, могут быть различными (рис. 2).
Рис. 2. Признаки товарного ассортимента продуктового киоска
4. План маркетинга
Прибыль от продажи мороженого, в первую очередь, зависит от выбора места расположения точки реализации. Мороженое любят все, поэтому возрастная категория особого значения не имеет. Важно найти места массового скопления людей. Проведем анализ рациональности ассортимента товаров путем расчета его показателей, а именно: широта, полнота, степень новизны и устойчивость. За базовые показатели принимаем стандарты и ТУ в разделах «Классификация и ассортимент», «Виды», а также каталоги и прейскуранты фирм-изготовителей, являющихся поставщиками продуктового киоска. Расчет показателей приведен в таблице 5.
Таблица 5 - Анализ рациональности ассортимента товаров продуктового киоска
Свойства
ассортимента Показатели
ассортимента Расчетная формула Расчет показателей результат
1 2 3 4 5
Широта Действительный (Шд)=5
Базовый (Шб)=11 Коэффициент Широты:
Кш=Шд . 100,%
Шб 5 .100
11 45,0%
Полнота Действительный (Пд)=8
Базовый (Пб)=33 Коэффициент
Полноты:
Кп=Пд .100,%
Пб 8 .100
33 24,0%
Устойчивость Показатель устойчивости (У)=4 Коэффиц. Устойчивости
Ку=У .100
Шб 4 .100
11 36,6%
Новизна (Н)=1 Коэффициент обновления 1. 100
5 20,0%
Исходя из таблицы, следует, что широта ассортимента составляет 45%, что свидетельствует о невысокой интенсивности насыщения продуктового киоска другими видами товаров.
Правовое обеспечение деятельности предприятия
Чтобы начать бизнес, необходимо его юридически оформить. Для этого достаточно оформить индивидуального предпринимателя, поскольку торговля в розницу не предполагает продаж оптом крупным компаниям. При регистрации необходимо указать ОКВЭД 52.24.3 Розничная торговля мороженым и замороженными десертами. В качестве налогообложения обычно рекомендуют выбрать единый налог на вменённый доход. Для отчетности достаточно каждый квартал отсылать по почте заполненный бланк в налоговую и оплачивать взносы в фонды. Начать торговлю можно только после того, как согласуете ее с Роспотребнадзором. Торговля обычным мороженым в упаковке проблем с оформлением документов не вызовет. Сложнее, если вы планируете продавать мягкое мороженое. Тогда с вас как минимум потребуют: сертификат на мягкое мороженое; сертификат на оборудование; санитарную книжку продавца; соответствие точки требованиям уличной торговли.
Таблица 6 – Затраты, связанные с регистрацией предприятия, ИП и получением лицензий и разрешений
Показатель Сумма, руб
1. Регистрация предприятия (ИП) 800
2. Разрешение СЭС 2600
3. Разрешение Государственной пожарной службы 3400
Печать 1000
Открытие расчетного счета 2000
Для поставки товара с поставщиками надо заключить соответствующий договор. Поставщик, как правило, требует предъявить: документ о назначении генерального директора; документ о регистрации в налоговой инспекции; ксерокопию свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя. Некоторые также требуют предоставить им арендный договор на место торговли. Первая партия товара обычно поставляется в течение трех рабочих дней с момента подписания договора.
5. Организационный план
Открытие торговой точки требует определенных лицензий и разрешений. Чтобы бизнес работал легально, нужно выполнить следующие шаги:
Зарегистрировать бизнес как индивидуальное предприятие. Получить разрешение СЭС на осуществление деятельности, если предприниматель занимается изготовлением и продажей мягкого мороженого. Когда реализуют фасованный товар, разрешение не требуется. Приобрести сертификат на оборудование и на мягкое мороженое. Обговорить местоположение точки с представителями отдела зонирования, чтобы продавать товар на законных основаниях в конкретном месте. В случае, когда продукция реализуется из фургона, такое разрешение не нужно. Оформить медицинскую книжку (для тех, кто будет продавать товар).
Посетить Роспотребнадзор и согласовать торговлю.
Таблица 7 - Обзор франшиз по продаже мороженого
Название Формат Инвестиции, руб. Роялти, руб. Паушальный взнос, руб. Окупаемость
33 пингвина Кафе без посадочных мест в ТЦ От 220 000 Нет 200 000 От 6 мес.
Мобильное кафе-мороженое
Сезонные стационарные конструкции
Мобильные кареты
Джелато Шоколато Точка островного типа От 450 000 Нет 150 000 3-4 мес.
Торговый прицеп
Торговая тележка
Морожики Точка островного типа От 34 000 Нет Нет От 2 мес.
Универсальный модуль
Разборный уличный киоск
Баскин Роббинс Кафе От 2 000 000 Нет 15 000 $ От 1 года
Фуд-корт
Остров
Киоск
Для усиления взаимоотношений с постоянными клиентами предлагаем использовать электронную платежную систему SpryPay, которая поддерживает работу с такими популярными электронными платежными системами как «Pay Cash», «Web Money» и «Яндекс. Деньги» и другими.
Общая схема работы в электронной платежной системе Spry Payкомпании приведена на рисунке 3.
Рис. 3. Общая схема работы в электронной платежной системе Spry Pay
Как видно из рисунка 7, в процессе работы в электронной платежной системе Spry Payбудет использоваться четыре этапа такие как инициализация платежа на стороне Продуктового киоска, процесс перенаправления его на платежную систему, которая им выбрана для осуществления расчетных операций, получения платежной системой информации о выполненном покупателем платеже и передача данных.
6. Оценка риска
Таблица 13 – SWOT–анализ киоска мороженого
Сильные стороны – S Слабые стороны – W
– молодые и квалифицированные специалисты;
– работают вежливые и приятные, хорошо знающие меню официанты, готовые помочь каждому клиенту.;
– для приготовления пищи, кофе чая, различных блюд используется профессиональное оборудование, печи, кофе машины.
– индивидуальный подход к каждому клиенту;
– только хорошие отзывы от посетителей в интернете;
– разнообразный ассортимент мороженого;
– развитие и общение с клиентом в соц. сетях;
– программа лояльности – зависимость от поставщиков;
– невысокая заработная плата персонала;
– слабая маркетинговая политика, непрофессиональный маркетолог;
– достаточно высокие цены на блюда основного меню;
– отсутствие отдела маркетинга.
Возможности – O Угрозы – Т
– участие в различных мероприятиях для привлечения новых клиентов;
– повышение жизненного уровня населения;
– изменение в стиле и уровне жизни (люди начинают заботится о своем комфорте).
– нестабильность и кризисные явления в экономике;
– если один из конкурирующих киосков мороженого закрывают, то другие могут начать вести более ожесточенную ценовую политику, чтобы привлечь клиентов закрывающегося киоска. Это помешает нашему киоску использовать возможность и привлечь дополнительных клиентов в киоск;
– невыполнение поставщиками условий договора;
– рост конкуренции;
– резкое падение платежеспособности населения;
– повышение стоимости материалов и сырья, как следствие падения рубля;
– недостаток на рынке высококвалифицированных специалистов в области бизнеса на мороженом;
В киоске мороженого можно выделить следующие виды рисков:
По факторам возникновения:
политические
– изменение налоговой политики
– запрет на ввоз каких–либо видов заграничных продуктов
экономические
– падение платежеспособности населения
– рост конкуренции
– нестабильность и кризисные явления в экономике
По сфере возникновения (характеру деятельности):
производственные
– риск поломки оборудования
– риск того, что необходимые продукты не будут доставлены в срок
– риск того, что сотрудник заболеет или опоздает
коммерческие
– недостаточный объем продаж
финансовые
– рост дебиторской задолженности
– валютный риск
профессиональные
– наем неквалифицированных рабочих
– текучесть персонала
транспортные
– дорожные пробки
– угроза порчи материалов и сырья при транспортировке
– аварии на дороге, поломка автомобиля
7. Финансовый план
Помещение для изготовления мороженого нужно оснастить холодильным оборудованием. Необязательно брать новое, прекрасно подойдет и подержанный вариант в хорошем состоянии.
Таблица 16 – Основные статьи расходов
Статья расходов Стоимость (руб.)
Покупка фризера 110 000
Холодильник 40 000
Мусорка 1 000
Итого 151 000
Покупка сырья (30 пакетиков) 9 000
Вафельные рожки (2 упаковки по 960 шт.) 2 000
Одноразовая посуда и салфетки 500
Итого 11 500
Помимо этих затрат, нужно будет постоянно закупать сырье. Основа для мороженого смешивается с водой либо молоком и загружается во фризер. Для хорошего ассортимента вам понадобится приобрести около 15 разновидностей смесей. Для продажи мягкого мороженого понадобятся вафельные рожки, которые смотрятся аппетитно и придают мороженому неповторимый вкус.
Выполним прогнозирование объема реализации Продуктового киоска в 2016 году с использованием рассчитанного индекса сезонности (таблица 17).
Таблица 17 –Расчет индекса сезонности реализации мороженного
Месяцы Объемы реализации мороженного, тыс. руб. Индекс сезонности, %
2019 г. 2020 г. 2021 г. Среднемесячные продажи
Январь 10,2 11,3 11,5 11,0 102,8
Февраль 10,3 11,4 11,8 11,2 104,4
Март 11,2 11,9 12,5 11,9 110,9
Апрель 11,4 11,8 11,9 11,7 109,4
Май 10,1 10,2 12 10,8 100,7
Июнь 10,8 10,9 12,5 11,4 106,6
Июль 9,8 11 12,8 11,2 104,7
Август 10,8 11,2 11,3 11,1 103,8
Сентябрь 10,2 11,4 11,5 11,0 103,1
Октябрь 9,8 11,8 11,4 11,0 102,8
Ноябрь 10 11,8 11,5 11,1 103,8
Декабрь 7,93 11,8 12,5 10,7 100,3
Всего 122,53 136,47 143,18 10,7 100,0
На основании выполненных расчетов определим степень вероятности выполненного прогноза с помощью определения конкурентоспособности .
Применение предложенных мероприятий для повышения уровня
На организационном уровне изменения возникнут в связи с организацией документооборота.
Вывод
Конкуренция на российском сетевом рынке кафе-мороженых все более обостряется. За последние годы в Россию пришли два глобальных бренда: Dippin' Dots, представляющий собой бусинки мороженого, созданные посредством криогенной заморозки, и Mövenpick, крупнейший швейцарский бренд мороженого.
Бизнес на мороженом может приносить внушительный доход, особенно если продавать его в мягком виде (мягкое мороженное), изготавливается оно с помощью собственного оборудования (фризера).
Прибыль от продажи мороженого, в первую очередь, зависит от выбора места расположения точки реализации. Мороженое любят все, поэтому возрастная категория особого значения не имеет. Важно найти места массового скопления людей. Проведем анализ рациональности ассортимента товаров путем расчета его показателей, а именно: широта, полнота, степень новизны и устойчивость. За базовые показатели принимаем стандарты и ТУ в разделах «Классификация и ассортимент», «Виды», а также каталоги и прейскуранты фирм-изготовителей, являющихся поставщиками продуктового киоска.
Открытие торговой точки требует определенных лицензий и разрешений.