Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Секрет системы философии Гегеля в том, что ее понимание (вне диалектической философии) было и имеет существенное значение по частям, как состоит из частей, и должно быть в различии. Более того, вне "системы философии Гегеля", понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории - важные составляющие философии Гегеля. Прежде всего, не учитываются положения философии Гегеля, которые для нее находятся во внешних отношениях. Если очень хочется использовать термин "система", следует признать Энциклопедию философских наук частной системой, подсистемой - например, системой реальных наук философии или энциклопедической системой. Но это не система философии Гегеля, которая, мы надеемся, очевидна [2, с. 20].
Гегелевская диалектика - распространение не только на общество, но и на природу важных идей христианского понимания Бога и человека. Гегель сам обратил внимание на то, что основной принцип диалектики, утверждающий переходную способность всех конечных вещей, соответствует понятию всемогущего Бога. Однако более узкая основа его диалектики сама по себе не была абстрактна, не подчиняясь христианскому взгляду на Бога, а также даже несвязанному взгляду на человека, а именно его развитию и конкретной интерпретации христианской интерпретации истории.
Целью исследования является изучение диалектической философии Г. Гегеля.
Таким образом, задачами исследования являются:
1. рассмотрение системы гегельянской философии;
2. раскрытие диалектики Г.В.Ф. Гегеля.
Структура: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Жизнь и философическое творчество Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте, столице княжества Вюртемберг. Его отец, секретарь казначейства, входил в состав высшего должностного лица. В гимназии Гегель, бывший образцовым учеником, особенно интересовался древней литературой. Семья готовила Гегеля к карьере пастора, за что он взял курс обучения в Тюбигенском богословском институте (1788-1793).
В течение первых двух лет обучения здесь преподавалась Лейбниц - Вольфская философия. Защищая написанное в её духе сочинение о границах нравственных обязанностей, Гегель получил степень магистра философии. В течение последующих трёх лет изучал курс богословия, за успешное освоение которого Гегелю была присуждена степень кандидата богословия. Гегель был сильно впечатлён Французской революцией. Живой интерес к глубоким социальным преобразованиям, который был у Гегеля в эти годы и сохранялся им до последних дней, обусловил его внимание к социальной философии, в которой он особенно ценил учения Руссо. Гегель разочаровался в карьере пастора и интеллектуальных интересах, сосредоточенных на философии. Однако он смог продолжить ее только через несколько лет, в течение которых он, как и его предшественники немецкой классической философии, должен был работать домашним учителем и учителем - сначала в Швейцарии, в Берне (1793-1796), а затем в немецком городе Франкфурт-на-Майне (1797-1800). В Берне началась философская работа Гегеля, а во Франкфурте продолжилось - создание ряда работ, посвящённых в основном весьма критическому отражению причин возникновения и распространения христианства, а также его роли в жизни народов от древности до современности [3, с. 40]. Уже в этих работах философская мысль Гегеля действует как диалектика: она раскрывает внутренние противоречивые процессы, как в сфере общественного сознания, так и в сфере социального бытия, понимаемые как отраженные в этом сознании; И оба были учтены в их разработке. Получив свою долю наследства после смерти отца и имея собственные сбережения от педагогического заработка, Гегель получает возможность полностью отдать себя философской деятельности.
В начале 1801 года Гегель приехал в Йену, где, защитив две диссертации, получил право преподавать в местном университете в качестве приват-доцента философии. Первой значительной философской публикацией Гегеля, сделавшей его известным, была объемная работа "Различие между системами философии Фихте, Шеллинга" (1801). В том же духе Гегель написал ряд статей в 1802 году для "Critical Journal of Philosophy", который он опубликовал совместно с Шеллингом. Из-за этих публикаций многие, от самого Шеллинга, считали Гегеля до заключения Дженского периода (1801-1807) последовательным шеллингийским.
Гегель заявляет о себе как об оригинальном философе как раз в то время, когда мысль Шеллинга, последовавшая за Фихтианом, исчерпала потенциал прогрессивного развития и превратилась в теософские тупики. Читая лекции в Йенском университете по логике, метафизике, философии природы, философии духа, естественному праву, истории философии, Гегель постепенно реализует развитие своей оригинальной философской системы. Из набросков этой системы 1801-1802 и 1804-1806 формируется конец 1806 "Феноменологии духа", которая после написания обширного предисловия публикуется в начале 1807. Оккупация Йены французскими войсками, сопровождавшаяся закрытием на время университета, побудила Гегеля перебраться в баварский город Бамберг, где он был назначен редактором газеты с помощью своего влиятельного друга. Гегель пробыл в этой должности полтора года, после чего газета была закрыта из-за столкновений с цензурой [4, с. 15]. Затем Гегель был назначен директором гимназии в Нюрнберге при содействии того же Нитхаммера. Наряду с исполнением административных обязанностей Гегель читал в гимназии введение в философию (философские "пропедевтики"). Долгий Нюрнбергский период жизни Гегеля (1808-1816) оказался очень плодотворным в творческом плане. Именно в Нюрнберге Гегель медленно и тщательно работал над своим главным философским трудом - "Наука логики", первый том которого был опубликован в 1812 году, а второй - в 1816 году. Эта публикация послужила основой для приглашения Гегеля на философский факультет Гейдельбергского университета. Короткий период Гейдельберга (1816-1818) важен, потому что здесь Гегель завершил и опубликовал новый, окончательный вариант своей философской системы под названием "Энциклопедия философских наук" (1817). Эта работа, состоящая из трех частей, включает сокращенную и переработанную версию "Науки логики" (именуемую "малой логикой" в отличие от оригинальной "великой логики"), "Философии природы" и "Философии Духа". После "Критической философии" Канта, это была первая тщательно разработанная философская система Германии [10, с. 31], наиболее важной объективной заслугой которой было ее насыщение диалектическими идеями. Гегель был по праву признан крупнейшим немецким философом современности. Важнейшим выражением этого, по сути, общественного признания стало приглашение Гегеля занять кафедру философии в Берлинском университете. К тому времени Берлин уже перешел на позиции философского центра Германии, и деятельность Гегеля в Столичном университете (1818-1831) окончательно укрепила эти позиции. В Берлине Гегель опубликовал относительно мало работ. Среди них были "Идеи философии права" (1821) и "Философия права" (1826). Он занялся подготовкой значительно расширенного издания "Science of Logic", но сумел внести дополнения только к первой части её трёх частей. Вход лекционных курсов Гегеля, интенсивно развил некоторые существенные аспекты его системы. Гегель был полон творческих сил и планов, когда 14 ноября 1831 года эпидемия холеры внезапно закончилась его жизнью на 62-м году. Он умер в апогее власти созданной им философии, на основе которой появилась целая школа - гегемония. Гегель оказался единственным из Корифеев немецкой классической философии, не дожившим до времени массового наступления на его систему взглядов и вызванным упадком их влияния. Студенты и последователи Гегеля успешно работали над публикацией его лекционных курсов в 30-х годах, используя свои наброски, планы и записи, сделанные слушателями. Речь идет о "Лекциях по истории философии", "Лекциях по эстетике", "Лекциях по философии религии", вошедших в изданное тогда 18-томное сочинение сочинений Гегеля.
Глава 2. Философская система
2.1. Логика
Философская система Гегеля разделена на три части: логика, философия природы, философия духа. Логика, по его мнению, представляет собой систему "чистого ума", которая совпадает с божественным разумом. Но как Гегель узнал Божьи мысли и даже до сотворения мира? Философ просто постулирует этот тезис, то есть вводит без доказательств. На самом деле Гегель не черпает свою систему логики из священных книг, я из великой книги о самой природе и социальном развитии. Поэтому, казалось бы, самая мистическая часть его философии - логика - основана на огромном количестве естествознания, исторического материала, который был в распоряжении энциклопедически образованного мыслителя. "Мысли Божьи" - это наиболее распространенные закономерности развития природы, общества и мышления [6, с. 45]. Гегель диалектический идеализм как раз в логике ближе всего к диалектическому материализму. На самом деле материализм перевернулся с ног на голову и перевернулся с ног на голову. Дело, конечно, нельзя сводить к простой "переборке". Существуют значительные различия между диалектической и материалистической диалектиками Гегеля. Отправной точкой философии Гегеля является идентичность мышления (сознания) и бытия. Поэтому вещи и мысли о них думают, своими врожденными определениями и истинная природа вещей совпадает. Идентичность бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет собой существенное единство мира. Но идентичность не абстрактная, а конкретная, то есть та, которая подразумевает различие. Идентичность и различие - это единство противоположностей. Абстрактная идентичность, как и у Шиллинга, исключает саму возможность развития.
Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, этот рациональный смысл Гегеля считает, что объективное абсолютное мышление - это не только начало, но и движущая сила развития всего. В разнообразных
Фрагмент для ознакомления
3
1., "Феноменология духа" Гегеля в контексте современной Гегеля Наука/. - М.: Канон РООИ "Реабилитация", 2011. - 248 с.
2., Гегель и философия в России/. - М.: Наука, 2018. - 264 с.
3. Джесси Рассел, Гегель, Георг Вильгельм Фридрих/Джесси, Рассел. - М.: ВУР, 2012. - 164 с.
4. А. А. Хандруев, Гегель и политэкономия/Хандруев, А. А. - М.: Экономика, 2011. - 128 с.
5. А.И. Владин, Гегель и русская социалистическая мысль XIX века/Владин, А. И. - М.: Мысль, 2011. - 177 с.
6. А.Т. Палатцов, Гегель/Палатцов, А. Т.. - М.: Наука, 2011. - 176 с.
7. Александр Кожев, Введение в чтение Гегеля/Кожева, Александр. - М.: Наука, 2013. - 274 с.
8. Александр Кожев, Введение в Гегель/Кожевнические чтения, Александр. - М.: Наука, 2013. - 146 с.
9. Арсений Гуляга, Гегель/Гуляга, Арсений. - М.: Молодая гвардия, 2018. - 288 с.
10. Арсений Гуляга, Гегель/Гуляга, Арсений. - М.: Соратник, 2012. - 256 с.
11. Арсений Гуляга, Гегель/Гуляга, Арсений. - Москва.: Мир, 2017. - 272 с.
12. В. В. Лазарев, И.А. Рау, Гегель и философские дискуссии своего времени/Лазарев, В.В. - М.: Наука, 2012. - 160 с.
13. В.С. Нерсесьянц, Гегель/Нерсесьянц, В. С. - М.: Юридическая литература, 2016. - 112 с.
14. Валентин Рогозин, Гегель и Фейербах о религии/Рогозин, Валентин. - Москва.: Гостехиздат, 2012. - 100 с.
15. Д.И. Чижевский, Гегель в России/Чижевский, д. И. - М.: Наука, 2013. - 112 с.
16. Дмитрий Токарев, "Между Индией и Гегелем". Работа Бориса Поплавского в сравнительной перспективе/Токарев, Дмитрий. - М.: Новый литературный обзор, 2011. - 260 с.
17. Е. Соловьева, Гегель. Его жизнь и философская деятельность/Соловьев, Э.. - М.: Yyo Media, 2008. 125 с.
18. Жак Д 'Онт, Гегель. Биография/Д 'Онт, Жак. - М.: Владимир Даля, 2012. - 228 с.
19. И.А. Бунин, Гегель, фрак, метла/Бунин, И. А.. - М.: Пропаганда, 2010. - 119 с.
20. И.Я. Вайнштейн, Гегель, Маркс, Ленин. Этапы развития диалектической мысли/Вайнштейн, И. И. - М.: Либроком, 2015. - 150 с.
21. Иван Бунин, Гегель, фрак, метла: моногра./Бунин, Иван. - М.: ПрозК, 2014. - 171 с.
22. M.A. Киссель, Гегель и современный мир/Киссель, М. А. - М.: Издательство Ленинградского университета, 2009. - 152 с.
23. М.Ф. Овсянников, Гегель/Овсянников, М. Ф.. - Москва.: СИТАГ, 2016. - 224 с.
24. Мартин Хайдеггер, Гегель/Хейдеггер, Мартин. - М.: Владимир Даля, 2015. - 287 с.
25. Пол Стретерн, Гегель/Стретерн, Пол. - М.: Колибри, 2015. - 206 с.
26. Рудольф Гаим, Гегель и его время/Гаим, Рудольф. - М.: Наука. Ленинградский филиал, 2014. 114 с.
27. С. Н. Труфанов, "Наука логики" Гегеля в доступном описании/Труфанов, С. Н. - М.: Парус, 2019. - 192 с.
28. Э. Кайрд, Гегель/Кайрд, Э.. - М.: Либроком, 2012. - 299 с.
29. Э. Кайрд, Гегель/Кайрд, Э.. - М.: Либроком, 2014. - 297 с.
30. Эрик Вайль, Гегель и Государь/Вайль, Эрик. - М.: Владимир Даля, Русский мир, 2029. - 288 с