Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия бизнеса определяют особую активность предприятий и организаций, вызванную необходимостью постоянно работать над своей конкурентоспособностью. Считается, что развитие невозможно без целеполагания, определения перспективных показателей, к которым нужно стремиться и достигать, используя имеющиеся ресурсы или привлеченные извне.
В то же время, не каждая компания понимает и умеет правильно определять миссию и свои цели, формулировать их, облекать в нужную для понимания и адаптированную для бизнес-процессов форму.
В действительности целеполагание – это чрезвычайно важный для любой организации процесс, определяющий вектор ее развития, движения к поставленным целям, направленный на воплощение миссии. Важно отметить, что в целеполагании участвует практически весь персонал предприятия, определяя и достигая цели на своем участке работы. Сбой в целеполагании хотя бы в одном звене накладывает свой отпечаток на общую систему целеполагания и непременно отражается на эффективности деятельности компании.
Данное обстоятельство обосновывает актуальность темы исследования «Целеполагание как технология эффективного управления».
Целью работы является выявление особенностей формулирования миссии и целей современной организации.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие «цели предприятия» с позиции классической модели,
- определить особенности формулирования миссии,
- выявить сущность и виды альтернативных целей фирмы,
- определить технологию целеполагания как элемент эффективного управления,
- выявить проблемы целеполагания.
Предмет исследования – миссия и цели организации.
Объект исследования – миссия и цели организаций.
Вопрос исследования целей деятельности предприятия посвящены работы многих ученых, так как практически разработки по совершенствованию той или иной области деятельности основываются именно на изучении целеполагания, анализе корректности поставленных целей и их достижимости. Именно поэтому степень изученности данной темы достаточно высокая, что отражается в большом количестве научных трудов, посвященных ее изучению.
Теоретическую основу исследования составляют научные труда таких авторов, как Аганбегян А.Г., Алексунин А.К., Барышева А.В., Виноградов А.С., Мазилкина Е.И., М.Х. Мескона, Паничкина Г.Г., Спирина А.М., Якушева А.Н., Чехова А.Ю. и других.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами и четырьмя параграфами.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Миссия фирмы
Если рассматривать миссию компании в самом широком значении, то её можно определить как смысл существования бизнеса. Миссия содержит в себе основополагающую цель организации и играет самую значительную роль в стратегическом управлении. Формулируя миссию, вы в первую очередь описываете ценности компании, с помощью которых вы и сможете достичь своей главной цели. Часто в бизнес-статьях можно встретить понятие «политика компании». По сути, это и есть миссия.
Прежде всего, с помощью ясно сформулированной миссии сотрудникам компании будет гораздо проще сплотиться для достижения общих целей. Да и процесс привлечения в компанию самых подходящих для нее специалистов значительно облегчиться. Однажды один бизнесмен, отвечая на вопрос «Как вы смогли собрать команду таких талантливых специалистов?», сказал, что после четкой постановки миссии вопрос подбора персонала перестал быть проблемой. В компанию стали сами приходить специалисты, которые по своим ценностям соответствовали миссии компании.
С помощью миссии также гораздо проще происходит процесс PR, как внутреннего, так и внешнего. И наконец, отсутствие миссии может привести к нарушению целостности корпоративной культуры в компании.
Существует неформальная регламентация написания миссии компании. Первое, и самое основное – это легкое восприятие и понимание миссии как сотрудниками компании, так и другими людьми. Если сами сотрудники не будут правильно понимать, какие задачи имеет компания и куда она движется, то очевидно, что они не смогут принять полного участия в достижении целей.
Миссия всегда должна быть актуальной для компании. Она отражает то, чем фирма занимается в данный период, и то, чем она будет заниматься дальше. Если случается так, что компания несколько меняет вектор своей деятельности, то миссия обязательно должна быть переписана под новые условия. Иначе она просто теряет свой смысл и актуальность.
Следующее требование к написанию миссии касается её объема. Здесь никаких общепринятых норм не существует. Объем миссии может быть как в одно предложение, так и в несколько страниц. Однако, в такие крайности ударяться не стоит. Отразить миссию в полной мере, написав всего одно предложении, вряд ли получится. А миссия длиною в пару страниц текста будет недостаточно качественно восприниматься теми, кто её прочитает. Поэтому идеальный объем миссии компании – это несколько предложений, максимум – один небольшой абзац.
1.2. Цели фирмы
В научном мире представлено множество трактовок понятия «цель», большинство из которых все-таки определяют ее как представление конечного результата определенного процесса выраженного в показателях, достижениях и т.п.
С позиции системного подхода цель – это желаемой или предполагаемой состояние объекта управления в результате каких-либо действия субъекта . Соответственно здесь выражается четкая взаимосвя
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гравшина И. Н. Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью предприятия [Текст] / И. Н. Гравшина // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 296-298.
2. Егорова Ю.А. Роль целеполагания в системе управления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 9. – С. 91-92
3. Ильенков Д.А. Управление по целям: преимущества и недостатки // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/02/7151 (дата обращения: 19.11.2016).
4. Когда цели собственника бизнеса и персонала совпадают // http://dvkapital.ru/partner/dfo_23.08.2011_32_kogda-tseli-sobstvennika-biznesa-i-personala-sovpadajut.html
5. Климова Т.В., В. К., Лебедева Е. А. Совершенствование управления персоналом с применением методов управления по целям // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 1(45). – Новосибирск: СибАК, 2015.
6. Мескон М.Х. Основы менеджмента. /ИНФРА-М, 2010.
7. Никитин А.И., Скачков Р.А. Формирование стратегического целеполагания предприятий региона // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12-1. – С. 218-220
8. Одинцова М.А. Целеполагание как одна из проблем стратегического менеджмента //Экономический журнал – 2016 - №41 – С.4
9. Пригожин А.И. Качество целей.//Общественные науки и современность, 2010, № 1, с. 114-125
10. Селюков М.В. К вопросу о теории и практике целевого менеджмента // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12-3. – С. 657-661
11. Селюков М.В. Процесс постановки целей в системе менеджмента организации // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 3.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4700 (дата обращения: 24.10.2016).
12. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2005.
13. Слинкова О.К., Скачков Р.А анализ научных подходов к целеполаганию и его роль в процессе управления // Известия УрГЭУ. – 2015. - №3. – С.65-69
14. Смирнов О. Технология целеполагания по Гоголю // Электронный источник: http://www.improvement.ru/bibliot/gogol/gogol01.shtm
15. Спирина А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии / А. М. Спирина // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.1. - С. 144
16. Черняк В.И. Развитие целевого подхода к управлению в органистической концепции менеджмента // GISAP: Economics, Jurisprudence and Management. - International Academy of Science and Higher Education London, United Kingdom, №1 May 2013. – С. 69-73
17. Черняк В.И. Системные основы органистических принципов управления (менеджмента) //Материалы XXVIIмеждународной научно-практической конференции «Экономико-правовые и управленческие методики преодоления социальных кризисов», Лондон,28 июня–06 июля 2012.- С. 152-155