Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Средства массовой коммуникации прочно вошли в нашу повседневную жизнь и воздействуют на мнение человека об окружающих явлениях, в некоторой степени формируют его отношение к действительности. В результате мы не просто интересуемся происходящим, а ощущаем себя частью навязываемого нам информационного мира. Обилие источников информации и форм подачи мало кого оставляет равнодушным
Вот уже на протяжении нескольких десятков лет на телевидении можно увидеть жанр, бьющий рейтинговые рекорды, - ток-шоу. Он отличается необычайной тематической и функциональной широтой. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего.
На сегодняшний день на основных российских федеральных каналах - («Первый», «Россия-1», «НТВ») выходит 22 ток-шоу, большинство - развлекательные. Из них 13 представлены на двух самых рейтинговых каналах страны - «Первом» и «России 1».
Рейтинг программ обеспечивает коммерческий успех телеканалу. И выявление причин высоких или низких рейтингов для продюсеров в настоящее время - одна из главных задач. Благодаря широкому доступу к сети Интернет сегодня зрители активно высказывают своё мнение о передачах. Если их что-то не устраивает - оно негативное. Чтобы заинтересовать аудиторию, сценаристы постоянно ведут поиск необычных ходов и форм представления сюжетов.
Так как в ток-шоу обсуждаются темы, волнующие общество в конкретный период времени, мы наблюдаем и анализируем частые изменения в подаче материала, формате передачи, стиле обсуждения проблемы. Таким образом исследование комплекса методов и приёмов, используемых создателями передач для сохранения интереса зрителей и привлечения рекламодателей, является актуальным. Феномен роста степени популярности программ этого формата на данный момент, несомненно, вызывает интерес исследователей, но в теории отечественной тележурналистики этот аспект все же изучен недостаточно.
Научная новизна исследования заключается в том, что мы изучаем последние тенденции развития ток-шоу в России (2017-2019 годы), а также выявляем причинно-следственные связи между тематикой выпусков, героями передач и оценкой зрителей: от конкретного выпуска до телесезона в целом.
Цель работы - исследовать современные тенденции в раскрутке резонансных тем в рейтинговых ток-шоу в аспекте конкуренции за внимание аудитории.
Объект исследования - тематическое поле развлекательных ток-шоу прайм-тайма.
Предмет исследования - способы и методы работы продюсеров и ведущих ток-шоу с тематикой различного типа.
Задачи:
— проанализировать массив тем передач «Прямой эфир» и «Пусть говорят»;
— рассмотреть героев и их влияние на популярность выпуска;
— выявить самые рейтинговые темы и передачи;
— определить причины их популярности;
Теоретическая база работы - научные труды Акинфиева С.Н., Багирова Э.Г., Бирбома М., Буданцева Ю.П., Вакуровой Н.В., Вартанова
А.С., Дудкиной Ю., Кузнецова Г.В., Могилевской Э.В., Московкина Л.И., Цвика В.Л..
Методы исследования: анализ научной литературы по избранной теме, мониторинг телевизионного контента в эфире и на неэфирных площадках, сравнительно-сопоставительный анализ телепередач, анализ статистических данных исследовательской компании Mediascope и видеохостинга Youtube.
Эмпирическая база исследования — передачи двух федеральных телекомпаний - Первый канал и Россия-1: «Пусть говорят» (299 выпусков) и «Андрей Малахов. Прямой эфир» (433 выпуска) за период с августа 2017 года по март 2019 года. В целом - 732 выпуска. В этой работе мы подробно рассмотрим два ток-шоу, выходящих в прайм-тайм: «Пусть говорят» и «Прямой эфир». Их можно назвать конкурентам謬 так как формат программ очень близок, и выходят они в самое рейтинговое вечернее время, поэтому их их удобно и уместно сравнивать. Возникает возможность наглядно прослеживать продюсерские решения, усилия ведущих, выбор тем - и то, как это отражается на рейтинге.
Практическая значимость: обобщены и проанализированы последние тенденции развития жанра ток-шоу в рамках национального телевидения. Данная работа может быть полезна продюсерам информационно--развлекательных телепрограмм, а также преподавателям дисциплин, связанных с современной журналистикой и продюсированием телевизионных шоу.
Глава 1. Ток-шоу на российском телевидении (1990-е - 2010-е гг.)
1.1 Виды ток-шоу
Ток-шоу (от англ. talkshow- разговорное шоу) - вид телепередачи, в котором приглашённые в студию участники ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы. Как правило, при этом присутствуют зрители. По ходу программы им предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.
Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашённые собеседники (эксперты) - зритель в студии. Ток-шоу соединяет приёмы журналистики и сценические приёмы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью.
После августа 1991 г. в России открываются новые политические, экономические и творческие возможности развития всей системы СМИ. Это и изменения в господствующей идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие все стороны жизни, в том числе и систему телевещания. Телевидение начинает буквально с нуля, открывая и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной деятельности в целом. Появляется большое количество заимствованных с западного экрана передач. Для подражания использовались любые приносящие успех и экономическую выгоду образцы. Так на российское телевидение попадают «Колесо фортуны» («Поле чудес»), «Женский вопрос» («Я сама») и др. Одни форматы прижились и удовлетворяют коммерческие интересы своих авторов, другие дали более низкий рейтинг, чем их иностранные «близнецы».
В первый год своего появления на наших экранах передачи в жанре ток-шоу транслировались исключительно в вечернее время. Во второй половине девяностых годов прошлого века по данным социологических исследований аудитории, ни одно ток-шоу не входило в двадцатку лидеров
телепрограмм. В то время как этот жанр - лидер по своей природе, программа-чемпион, ставящая рекорды.
Уже разработанный и испытанный временем формат представляет ценность на телевизионном рынке. Это снижает риски телекомпаний - проверена идея и эффективность программы, благодаря чему можно быть уверенными в успехе и прибыли, которую обеспечит этот продукт. Но в то же время популярные зарубежные форматы нужно адаптировать под местные условия, т.к. сами иностранные ток-шоу не пользуются спросом у российской аудитории.
Во всем мире принято: как только запущенное в эфир ток-шоу начинает терять достигнутый рейтинг, сразу же встает вопрос о замене программы на другую. Вскоре и дневной эфир многих российских телевизионных каналов наводнили всевозможные ток-шоу. По коммерческим причинам в них было большое количество рекламы. Среди них: «Город женщин» и «Большая стирка» («Первый канал»), «Страна советов» и «Принцип домино» («НТВ»), «Что хочет женщина» и «Короткое замыкание» («Россия»).
Э. Могилевская выделяет два условных этапа в истории ток-шоу на российском телевидении:
1) . С середины 1980-х по 1991 год, когда жанр еще имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения актуальных вопросов современности.
2) . С 1991-1993 гг. по начало 2000х. Это период экспансии зарубежных жанров на отечественном экране. Ток-шоу стали существовать как «кальки» западных телепрограмм, копируя не только их основные признаки (легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории), но и развлекательность как элемент коммерческого успеха.
1.2 Жанры ток-шоу
С учетом не слишком продолжительной истории телевидения как такового, срок существования ток-шоу трудно назвать малым, но при этом жанровое определение программ представляет определенную проблему для теории журналистики. Это связано с гибкостью формы. Такой тип телепередач легко подстраивается под обсуждение самых разных проблем в различных стилях.
В связи с этим возникает множество разновидностей ток-шоу. Они могут быть классифицированы по разным критериям.
Так, Н.В. Вакурова различает следующие виды ток-шоу:
Телемост - вариант разговорного жанра типа ток-шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило, географически удаленных друг от друга с помощью техники спутниковой связи.
Теледебаты - разговорный жанр по типу дискуссии или ток-шоу. Совмещает элементы интервью, дискуссии и даже репортажа. Использует зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов.
Беседа - жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино- или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило, без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию и эффективное по Э. Берну общение перед экраном ).
Дискуссия - один из жанров аналитической публицистики. Преимущественно полилог, в котором участвует ведущий и не менее чем два носителя противоположных точек зрения на некую общественно-значимую проблему. Также здесь могут быть ньюсмейкеры, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность.
Другой критерий положен в основу классификации исследователей Задорожной Н.П. и Чистяковой И.А. Это - характер вопросов. Данная схема интересна с точки зрения драматургии жанра - «Две типовых формы ток-шоу (виды вопросов: закрытый альтернативный и открытый, цели)».
На современном телевидении преимущественно используется форма ток-шоу, в основе которой лежит альтернативный вопрос. Так строились
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акинфиев С. Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: автореферат дис. ... канд. филол. наук / С. Н. Акинфиев; - Москва, 2008. - 21 с.
2. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.
3. Берн Э. Л. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М., 1997.
4. Бирбом М. Хозяин ток-шоу. - М., 2005.
5. Буданцев, Ю.П. Теория и практика журналистики и массовых информационных процессов. - М., 1993.
6. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М., 1997.
7. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. - М., 2003.
8. Дудкина Ю. Голова-ящик: как устроены российские политические ток- шоу // Esquire. - 2018. - №3.
9. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц: В 2 т. - М.: Рус. яз., 2000.
10. Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. 1998. №11.
С.59.
11. Луман Н. Реальность масс-медиа. - М.: Праксис, 2005;
12. Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования. - М., 2006.
13. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. - М., 2001.
14. Николаев П.А., Строганов М.В. (ред.) Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М., 2006.
15. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. М.: Алетейя, 2008;
16. Саруханов В.А. Азбука телевидения. - М.: АспектПресс, 2003.
17. Телевизионная журналистика. Учебник. Под ред. Кузнецова Г.В., Цвик
В.Л, Юровского А.Я. - М., 2002.
18. Цвик В.Л. Введение в журналистику. - М., 2000.
19. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика: учеб. Пособие. - М., 2004.
20. Hume E. Talk show culture // Encyclopedia of International Media and Communications. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ellenhume.com/talk-show-culture/ii-history-u-s-talk-shows-from- radio-to-television-and-the-internet/
1. Борис Корчевников в новом шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» от 25.08.17
2. Бывший владелец "Черкизона" Тельман Исмаилов обрек внуков на нищету. «Андрей Малахов. Прямой эфир» от 30.07.18
3. «Вечерний Ургант» от 01.09.2018.
4. «Время покажет» от 15.10.2017
5. «Время покажет» от 26.06.2018.
6. Дмитрий Борисов: «Пусть говорят» теперь совсем другая программа! «Комсомольская правда» 24.12.2018.
7. «Екатерина Андреева: «Дело в том, что я не смотрю телевизор»». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
8. https://www.bbc.com/russian/features-46608471
9. Жена Гогена Солнцева впервые покажет лицо после пластики. «Андрей Малахов. Прямой эфир» от 08.10.18
10. Исследовательская компания Mediascope. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mediascope.net/
11. Кокорин и Мамаев встретят Новый год в «Бутырке». «Андрей Малахов. Прямой эфир» от 05.12.18
12. Максакова - Малахов: впервые о любви. «Андрей Малахов. Прямой эфир» от 28.08.17
13. «Место встречи» от 22.02.2018
14. Молодая жена ищет Армена Джигарханяна. «Андрей Малахов. Прямой эфир» от 16.10.17
15. Не устоял: русская красавица родила от звездного футболиста? Пусть говорят. Выпуск от 31.05.2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat/vypuski-i-dramatichnye- momenty/ne-ustoyal-russkaya-krasavica-rodila-ot-zvezdnogo-futbolista- pust-govoryat-vypusk-ot-31 -05-2018
16. «Пусть говорят» - Больше не двоеженец: развод Вадима Казаченко. Выпуск от 30.07.2018
17. «Пусть говорят» - Был ли у Спартака Мишулина, тайный сын? Выпуск от 05.10.2017
18. «Пусть говорят»— В разгар вечеринки. Часть 1. Выпуск от 31.01.2017
19. «Пусть говорят»— Дочь Советского Союза. 18.12.2018
20. «Пусть говорят» - Непростительная красота. Выпуск от 21.08.2017
21. «Пусть говорят» - Развод Петросяна и Степаненко: сенсационные подробности. Выпуск от 22.08.2018
22. «Пусть говорят» - Специальный выпуск. В новом доме. Исповедь Армена Джигарханяна. Выпуск от 13.11.2017
23. «Пусть говорят» - Фриске и Шепелев. На самом деле. Кто похитил миллионы рублей? Выпуск от 19.06.2017
24. Развод Джигарханяна с молодой женой в прямом эфире. «Андрей Малахов. Прямой эфир» от 27.11.17
25. Сайт Первого канала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1tv.ru
26. Сайт ток-шоу «Пусть говорят». Первый канал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.1tv.ru/pustgovorat
27. Сайт ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир». Россия-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russia.tv/brand/ show/brand_id/62142/
28. Сайт телеканала Россия 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://live.russia.tv/
29. Самое кровавое дело года: что скрывают сестры Хачатурян «Московский Комсомолец» 03.01.2019
30. Словарь современного языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: myslang.ru
31. Ульяновская истязательница: «Она спала с моим парнем!». «Прямой эфир» От 19.01.16
32. Учительница родила сына от восьмиклассника и требует анализ ДНК! «Андрей Малахов. Прямой эфир» от 28.05.18
33. «Hard day's night», т/к «Дождь» от 03.07.2018
34. «Mediascope» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Компания:Mediascope (Медиаскоп, ранее TNS Россия, ТНС Гэллап Медиа)
35. «Mediascope пересчитала цены» - Газета «Коммерсантъ» №93 от 29.05.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3311167
36. TNS поделился видами на будущее. 19.11.2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sostav.ru/news/2012/11/19/tns_budushee/