Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование и развитие глобального экономического пространства в настоящее время влечет за собой преобразование экономической системы многих государств.
Постоянный процесс реформирования требует вмешательства со стороны правительства (государственных органов) для защиты интересов граждан и поддержания стабильного курса развития страны в целом. Так, в рамках пересмотра финансовой политики ежегодно в действующее налоговое законодательство вносятся поправки, коррелирующие с изменениями финансовой политики и потребностями бюджетной системы РФ. Рациональность и эффективность нововведений оценивается на основе множества показателей, основным из которых является налоговое бремя. Как правило, в научной литературе оно рассматривается как ряд абсолютных и относительных показателей в зависимости от целей расчета. Налоговое бремя может оцениваться и анализироваться с применением различных видов показателей.
Актуальность темы исследования подтверждается и тем, что налоговое бремя как ключевой фактор, отражающий соотношение всех доходов и расходов, уплаченных в соответствии с фискальной политикой государства, как правило, рассчитывают на макроуровне – для компаний, групп налогоплательщиков, стран.
Цель исследования – анализ теоретических и практических аспектов налогового бремени в России.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы налогового бремени и его показателей.
2. Проанализировать отраслевуюя и региональную структуру налоговой нагрузки.
3. Исследовать налоговую нагрузку предприятий и населения.
1. НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ
В налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) не дается точного определения термина «налоговая нагрузка». Для справки уточняется: «Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%» .
Законодатель дает определение категории «совокупная налоговая нагрузка», под которой подразумевается отношение суммы налогов и сборов, начисленных за календарный год (часть календарного года), в котором началось финансирование резидентом инвестиционного проекта, за исключением акцизов, НДС, взносов в ПФ России .
В научных публикациях употребляются различные термины для характеристики налоговой нагрузки предприятия, кроме терминов «налоговая нагрузка», «совокупная налоговая нагрузка» и «налоговое бремя» также используются понятия «налоговый гнет», «налоговый пресс», «налоговое давление» и т.п. Наиболее общеупотребительными являются категории «налоговая нагрузка», которое получило свое определение на нормативно - правовом уровне и «налоговое бремя».
Резвушкин С.В. представляет налоговую нагрузку следующим образом: «Налоговая нагрузка сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов» .
Чипуренко Е.В. пишет: «Налоговая нагрузка – это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия» . Данное определение позволяет сделать вывод: налоговая нагрузка характеризует уровень финансовой стабильности организации. Следует также отметить, что налоговая нагрузка позволяет определить платежеспособность хозяйствующего субъекта.
Обобщая приведенные понятия термина «налоговая нагрузка», налоговую нагрузку можно охарактеризовать как отношение суммы уплаченных налогов к выручке, исчисляемой в процентах.
Поскольку законодатель не дает легального определения категории налогового бремени, обобщим данные категории в научной литературе в таблице 1.
Таблица 1 – Определения налогового бремени
Авторы Определение
Романовский М.В. Иванова Н.Г. Налоговое бремя - обобщенная характеристика действия налогов, ука-зывающая долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространен¬ным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП .
Брызгалин А.В. Налоговое бремя - это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту .
Майбуров И. А. Абрамов М. Д. Агарков Г. А Налоговое бременя - общая сумма взимаемых налогов к величине со-вокупного национального продукта, а для конкретного налогоплатель¬щика - отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых пла¬тежей к объему реализации .
Малышева Н.П., Моисеенко С.Л. Налоговое бремя на уровне хозяйствующего субъекта - это относитель¬ный показатель, характеризующий долю налогов в брутто - доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога .
Рассмотренные определения не дают четкой формулировки «налогового бремени», что порождает многовариантность определения сущности этого понятия. Наиболее распространенным подходом является определение налогового бремени как доли доходов налогоплательщика, уплачиваемых в виде налогов и сборов в бюджеты различных уровней. В целом налоговое бремя можно представить как часть общей финансовой нагрузки на предприятие
Инспекция Федеральной налоговой службы, используя данные о величине налоговой нагрузке организаций, составляет график выездных налоговых проверок. В случае, если организации попадают в список подозрительных, в их отношении проводят выездную налоговую проверку. Отметим, что подозрительные организации - те, у которых величина налоговой нагрузки, отраженная в отчетности, значительно меньше среднестатистической по отрасли .
Существуют различные способы, позволяющие контролировать значение налоговой нагрузки:
1) необходимо периодически сверяться с действующим законодательством: следить за изменениями, оперировать данными о среднестатистической нагрузке по отрасли;
2) важно спланировать величину налоговой нагрузки на год по каждому из видов налогов, уплачиваемых на предприятии;
3) определить методы, направленные на реализацию плана;
4) обеспечить контроль выполнения установленных методов.
Организациям следует осуществлять расчет налоговой нагрузки самостоятельно, это позволит выявить возможное проведение выездной налоговой проверки и предотвратить ее негативные последствия, а также своевременно принять меры для повышения налоговой нагрузки .
Еще одно преимущество самостоятельного расчета налоговой нагрузки - возможность оперативно сделать вывод об эффективности налоговой политики организации.
Отметим, что налоговую нагрузку рассчитывают не только для организаций, ее расчет осуществляется на различных экономических уровнях, что отражено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Налоговая нагрузка на различных экономических уровнях
Базой для расчета налоговой нагрузки может выступать :
1) выручка (как с НДС, так и без него);
2) доходы;
3 ) источник уплаты налога;
4) планируемая прибыль, ожидаемый доход;
5) вновь созданная стоимость.
На практике налоговую нагрузку классифицируют следующим образом:
1) в зависимости от режима налогообложения;
2) по конкретному виду налогов;
3) по видам экономической деятельности.
Приведем примеры расчета налоговой нагрузки в зависимости от ее вида.
1. Расчет налоговой нагрузки в зависимости от режима налогообложения.
В рамках данного критерия различают налоговую нагрузку для
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 23.06.2006 N 391 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала финансирования резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядка установления (фиксации) факта увеличения этой величины»
2. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
3. «План мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования» (утв. Правительством РФ 28.10.2016 N 8245п-П13)
4. Асеев Д.В., Жирнова О.В. Развитие налоговой системы РФ в современных условиях // Наука XXI века: актуальные направления развития : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. – 2015. – С. 244-249.
5. Бескоровайная Н.С., Марченко Н.Е. Налоговая нагрузка предприятий реального сектора экономики в Российской Федерации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2019. – № 3 (72) – С. 43-50.
6. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: учеб. пособие. – М.: Аналитика-Пресс, 2017. – С. 608
7. Долгова И.Н., Коровкин А.Г. Оценка взаимосвязи налоговой нагрузки и производительности труда в регионах РФ (на примере федеральных округов) // Прогнозирование экономического роста. Материалы Международной научной конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения академика Ю.В. Ярёменко. 2019 – С. 273-280.
8. Заяц Н.Е. Теория налогов / Н.Е. Заяц. – Мн: БГЭУ, 2017 – 220 c.
9. Какаулина Ю.В. Влияние роста налогового бремени на социальную напряженность // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы: сборник научных трудов. – ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под общ. ред. В.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2019. – С. 136-141.
10. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и прак¬тикум для академического бакалавриата / Л. Н. Лыкова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 353 с.
11. Майбуров И.А., Абрамов М.Д и др. Налоговая политика. Теория и практика: учеб. для магистрантов / Под ред. И.А. Майбурова. – М.: Юнити-Дана, 2015. – С. 593
12. Малышева Н.П., Моисеенко С.Л. Влияние изменений налогового законодательства на налоговую нагрузку организаций // Финансы, денежное обращение и кредит. – 2018. – № 4. – С. 89-95
13. Правовые и социально-экономические проблемы территориального развития: налоговый аспект / Ю. В. Борисова, Л. Н. Батьянова, Е. В. Чигрина, С. В. Корнакова // Baikal Research Journal. – 2017. Т. 8, – № 4. – С. 144-150
14. Публичные финансы и налоговое право : ежегодник. Вып. 5 : Целевые публичные фонды и неналоговые платежи в странах Центральной и Восточной Европы / под ред. М. В. Карасевой (Сенцовой). – Воронеж : Изд. дом ВГУ, 2015. – С. 84.
15. Резвушкин С.В. Налоговое бремя и налоговая нагрузка / С.В. Резвушкин // Инновационная наука – 2015 – №5 – С. 128-130
16. Романовский М.В., Иванова Н.Г. Налоги и налогообложение: учеб. для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2014. – С. 441
17. Сопровождение бизнес-процессов экономических субъектов: учетно-аналитический и налоговый аспекты/ Трегубова В.М., Коровина Л.Н., Косенкова Ю.Ю., Зобова Е.В., Турбина Н.М., Мялкина А.Ф., Абдукаримова Л.Г., Баева Е.А., Баев В.В., Зелепукина Н.А., Черемисина Т.Н., Черемисина Н.В./Коллективная монография – Тамбов, 2018 – 318 с.
18. Федеральная служба государственной статистики. Федеральная статистика. Национальные счета. Валовой внутренний продукт [Электронный курс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab33.htm
19. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление // Налоговый вестник – 2018. - №5 – С.44-49.