Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация и проведение предметных недель и олимпиад в условиях образовательных организация является важным средством формирования познавательного интереса учащихся, развития их интеллектуальных и творческих качеств. Они позволяют выявить одарённых детей, определить склонности и способности, учащихся к определённым видам познавательной деятельности. Также предметные олимпиады могут стать оригинальным средством проверки знаний учащихся по предмету.
Организация олимпиад также создаёт прекрасные возможности для творческой деятельности, самообразования и развития профессиональных качеств учителей-предметников и методистов, поскольку определяет необходимость поиска интересных форм, методов и средств обучения.
Олимпиады по географии формируют у детей представления о нашей планете, развивают познавательный интерес детей к различным географическим объектам, а также к важнейшим географическим понятиям, историческим фактам.
Объектом исследования являются школьные географические олимпиады.
Предметом исследования в данной работе являются процессы подготовки, включая отбор заданий, и проведения олимпиад, а также их роль в современной школе.
Цель работы – изучить процессы подготовки и проведения олимпиады по географии, определить роль и место данных олимпиад в обучении географии.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить имеющуюся опубликованную научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Получить общее представление о школьных географических олимпиадах;
3. Определить важнейшие этапы подготовки и проведения олимпиад;
4. Провести обзор видов заданий, выставляемых на географические олимпиады;
5. Рассмотреть и проанализировать конкретные задания географических олимпиад.
Глава 1. Структура школьной олимпиады по географии
Руководители и педагоги образовательных организаций самостоятельно определяют форму проведения географической олимпиады в соответствии с особенностями учащихся, а также уровнем квалификации работников образовательной организации. Возможно проведение олимпиады, в которой могут принимать участие учащиеся нескольких учебных заведений.
С учётом требований ФГОС нового поколения, олимпиада по географии, как правило, проводится в два тура. Первый тур – теоретический, состоящий из двух раундов – тестового (заданий со свободным ответом или комбинированного) и аналитического. Все задания в рамках данного тура выполняются письменно. Второй тур проводится в виде устного конкурса знатоков географии [2, 4].
На проведение теоретического и аналитического раундов олимпиады время распрееделяется следующим образом:
1. 1,5 часа – на теоретический раунд
2. 1,5 часа – на аналитический раунд [12].
Следовательно, общее время на проведение школьной географической олимпиады не должно превышать 3-х часов.
Рассмотрим подробнее особенности организации каждого из этих туров, а также примеры задач и заданий, которые могут быть использованы для их проведения.
1.1. Теоретический тур школьной олимпиады по географии
Теоретический тур школьной географической олимпиады проводится в письменной форме по всем параллелям. Несмотря на то, что преподавание географии как отдельного предмета начинается только в 5-ом классе, можно проводить олимпиаду и для пятиклассников с учётом материала по географии, пройденного ими в первой четверти и материала школьного курса окружающего мира.
Примерные задания теоретического тура школьной олимпиады, а также варианты их решения, ответы и критерии оценки разрабатываются методической комиссией вышестоящего уровня – района или города. Окончательный вариант заданий составляется на основе этих методических рекомендаций учителями географии каждого учебного заведения [8].
Общее время на выполнение заданий теоретического тура не должно превышать 1,5 ч. Участники олимпиады получают копии контурных карт, которые необходимы для выполнения некоторых заданий. Однако недопустимо использовать школьные географические атласы и иные справочные издания.
Общее количество заданий этого раунда - 5-7. [10].
Задания на проверку знаний географической карты являются обязательными. Помимо этого, олимпиадные задания непременно должны включать в себя задачи программного материала соответствующего курса школьной географии. Также следует включить в задание географической олимпиады задачи на сопоставление (перебор, выборку в соответствии с заданными критериями) различных географических объектов, стран и т.п. [13].
Оценка ответов участников олимпиады определяется по многобалльной шкале. При этом обязательно начисляются поощрительные баллы (за логику ответа на наиболее сложные задачи, проявленную географическую эрудицию и прочее).
1.2. Аналитический раунд школьной олимпиады по географии
Задания аналитического тура школьной географической олимпиады помогают выявить аналитические умения учащихся - распознавание (например, фрагментов географических объектов), определение логической цепочки и причинно-следственных связей (например, связей компонентов ландшафта, их зависимости от глобальных географических закономерностей). Необходимо включить в задачу аналитического тура олимпиады задания на сравнение (поиск, отбор в соответствии с заданными критериями) различных географических объектов, стран, городов, рек, озёр и т.д. [10].
Всего в задачу аналитического раунда целесообразно включить до 5 заданий. Ответы оцениваются по многобалльной шкале. Максимальное количество баллов за аналитический тур школьной Олимпиады должно быть не меньше максимального количества баллов за тестовый тур (ответ на одну задачу оценивается так же, как и ответ на несколько тестов).
Так как задания предполагают «открытый» ответ, который должен быть назван или сформулирован самими учащимися, и часто приходится объяснить этот ответ, то необходимо предусмотреть поощрительные баллы (за логику ответа на самые сложные задания, проявленную географическую эрудицию и т.) [7].
1.3. Конкурс знатоков географии
После подведения итогов теоретического тура школьной олимпиады целесообразно провести общешкольный конкурс знатоков географии. Его участниками могут стать победители и призёры от параллелей старших классов (с 9-го по 11-ый). Как показывает опыт, различия в географической эрудиции между интересующимися географией учащимися этих возрастных групп не столь существенны, чтобы предопределить результаты конкурса. Зачастую, даже на заключительном этапе олимпиады, лучшие результаты в конкурсе знатоков демонстрировали не учащиеся 11-х, а 10-х, 9-х и даже 8-х классов. Если имеется возможность, стоит провести и отдельный конкурс знатоков географии для учащихся 5-х, 6-х и 7-х классов [3].
Таким образом, школьный конкурс знатоков может стать не только ярким праздником географии, а позволит выявить, в совокупности с результатами теоретического тура, кандидатов для участия в следующем – муниципальном этапе Олимпиады.
Конкурс знатоков географии – это зрелищное мероприятие, которое проводится в форме интеллектуального конкурса-игры, хорошо известной школьникам по соответствующим телевизионным передачам. Участие и особенно победа в конкурсе знатоков – хорошая возможность для поощрения интересующихся географией школьников и одновременно для подготовки их к аналогичным конкурсам, проводящихся в рамках последующих этапов Всероссийской олимпиады по географии. Следует отметить, что в некоторых странах мира, в первую очередь – в США, школьный этап национальной олимпиады по географии проводится именно в виде подобного конкурса [11].
В качестве зрителей на конкурсе присутствуют все желающие. Целесообразно пригласить на него всех учащихся, принимавших участие в первом (теоретическом) туре школьной олимпиады, объявить победителей и призёров олимпиады и пригласить их на сцену для участия в конкурсе.
Поскольку конкурс знатоков географии проводится для учащихся разных параллелей, его задания должны быть составлены в основном с учётом основных категорий знаний, умений и навыков, полученных при изучении географии.
Вывод по Главе 1. Основными этапами географической олимпиады являются теоретический и аналитический раунды, после проведения которых целесообразно организовать конкурс знатоков географии. Данная структура способствует выявлению уровня знаний и степенью заинтересованности школьников данным учебным предметом, а также повышает их познавательный интерес к изучению географии, содействует развитию творческих и интеллектуальных способностей.
Глава 2. Материалы для проведения географической олимпиады в условиях образовательной организации
В данной главе рассмотрим примерные задания различных направлений основных этапов географической олимпиады
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
4. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
5. Валуева Н.П. Роль методиста, учителя, ученика в олимпиадном движении по географии / Н.П. Валуева // География в школе. – №2. – 2009. – С. 49 – 50.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
7. Географическое краеведение: Учебное пособие для VI – IX классов общеобразовательный учреждений / Под общ. ред. Н.В. Лобиной. – Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2007. – 240 с.
8. География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 319 с.
9. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
10. Герасимова Т.П. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк. / Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
11. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
12. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности творческой деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
13. Даньшин А.И. Готовимся к экзаменам в вузы и ЕГЭ по географии. Физическая и экономическая география России / А.И. Даньшин, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с.
14. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
15. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
17. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
18. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.
19. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
20. Кузьмина, В.Г. Активизация творческой деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
21. Кунха С.Ф. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады / С.Ф. Кунха, А.С. Наумов. – М.: Аст: Астрель, 2008. – 224 с.
22. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.
23. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие творческой активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
24. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6 – 10 классы / В.А. Низовцев В.А, Марченко Н.А. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 304 с.
25. Олимпиады по географии. 6 – 11 кл.: метод. пособие / под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 205 с.
26. Полякова М.О. География. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие / М.О. Полякова. – М.: Экзамен, 2006. – 366 с.
27. Программа к учебнику В.А. Коринской и др. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2002. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2004. – 77 с.
28. Программа к учебнику В.П. Дронова и В.Я. Рома. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2009. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа, 2004. – 86 с.
29. Программа к учебнику В.П. Максаковского. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2001. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. В.И. Сиротина. – М.: Дрофа, 2004. – 117 с.
30. Программа к учебнику География России / под ред. Алексеева А.И.; в 2-х книгах. Книга первая. Природа и население. – М.: Дрофа, 2008. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. Душиной И.В. – М.: Дрофа, 2004. – 94 с.
31. Программа к учебнику Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой. Физическая география. Начальный курс. – М.: Просвещение, 1990. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. В.И. Сиротина. – М.: Дрофа, 2004. – 53 с.
32. Резолюция Второго Всероссийского семинара-совещания организаторов олимпиад школьников. 21 декабря 2010 года // М.: Интеллектуальный центр – Фундаментальная библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010. – 2 с.
33. Резолюция Всероссийского семинара-совещания организаторов школьных олимпиад, вошедших в Перечень олимпиад школьников на 2009/2010 учебный год // Второй Всероссийский семинар-совещание организаторов олимпиад школьников. 26 – 28 февраля 2010 года. – Звенигород, 2010. – 1 с.