Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система рефинансирования – один из самых действенных инструментов регулирования состояния экономики страны. Применение системы рефинансирования приводит к стимулированию экономики. Займы становятся дешевле сначала для банков, потом для корпораций и в конечном счете для потребителей. Спрос на товары и услуги растет. Происходит экономический рост.
Однако мировая экономика развивается циклами. И на определенном этапе экономического подъема происходит перегрев рынка. Для того чтобы избежать обвальных падений, контролирующие органы предпринимают меры сглаживания циклических колебаний. И первая из них – затормаживание экономических процессов при помощи поднятия ставки рефинансирования.
В такой ситуации происходит обратный процесс: объем заимствований уменьшается, так как кредиты становятся дороже. Соответственно, корпорации берут в долг меньше на развитие производства. Сокращается и потребительское кредитование. Экономика в целом затормаживается. Считается, что таким образом удается избежать глобальных экономических кризисов или по меньшей мере сгладить их последствия.
Устойчивость развития программ рефинансирования во многом зависит от экономического роста РФ, который проявляется в положительном изменении ВВП страны. Учёными установлено, что изменение ставки рефинансирования, которая в дальнейшем определяет процентную ставку по кредитованию, способно изменить на 5% экономическую устойчивость государства. Иначе говоря, сдерживающим фактором в развитии механизма рефинансирования на современном этапе является неустойчивое изменение ВВП государства в силу неотрегулированной системы изменения ключевой ставки ЦБ РФ.
Исследование истории развития системы рефинансирования является актуальной и обусловлено вышеизложенными положениями.
Цель исследования – определение недостатков реализации политики рефинансирования ЦБ.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты рефинансирования.
2. Проанализировать исторические этапы развития рефинансирования.
3. Выявить проблемы системы рефинансирования.
Объект исследования – денежно-кредитная политика Банка России.
Предмет исследования – система рефинансирования коммерческих банков.
При проведении исследования использовались такие экономические методы как индукция, дедукция, анализ, синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей.
Нормативно-правовой базой исследования являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Банка России.
1 Теоретические аспекты рефинансирования
1.1 Понятие и виды рефинансирования ЦБ
Рефинансирование является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации. Под рефинансированием, в широком смысле этого слова, понимается предоставление кредитным организациям временных заимствований в тех случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных ресурсах.
В отечественной и зарубежной экономической литературе существует многообразие мнений по поводу сущности рефинансирования.
Представители уральской банковской школы (А.Ю. Казак и М.С. Марамыгин) считают, что рефинансирование является одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой. Под рефинансированием они понимают предоставление центральным банком кредитов головным кредитным организациям [5, c. 101].
Профессор О.И. Лаврушин понимает под рефинансированием возможность кредитных институтов получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг [3, c.94].
По мнению К.Р. Тагирбекова, под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным банком кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также через механизм организации кредитных аукционов [10, c.214].
Так, А.Г. Грязнова считает, что коммерческие банки имеют возможность проводить рефинансирование путем взаимного кредита на межбанковском кредитном рынке, выпуска еврооблигаций на международных финансовых рынках, а также привлечения синдицированного кредита [20, c. 784].
Рефинансирование предполагает получение банками временных ссуд у центрального банка или на межбанковском рынке при возникновении острой потребности в средствах на фоне отсутствия стабильных источников пополнения ресурсов. В случае развертывания финансового кризиса, который сопровождается оттоком вкладов из банковской системы, вызванным паникой среди населения, ситуация дефицита средств может возникнуть у совершенно платежеспособных банков.
Потенциальная неустойчивость банковской деятельности обусловливает необходимость применения центральным банком мер оперативного реагирования, направленных на смягчение влияния кризиса ликвидности как на отдельный банк, так и на банковскую систему в целом. Целесообразность экстренного вмешательства центрального банка объясняется спецификой банковской системы, когда трудности одного банка транслируются на всю систему, вызывая своего рода «эффект домино». Тогда как рефинансирование исключает эффект заражения, то есть распространение кризиса от банков, испытывающих дефицит ликвидности, на благополучные банки за счет риска потери доверия населения к банковской системе.
На макроуровне рефинансирование является инструментом реализации государственной денежно-кредитной политики, применяемой для воздействия на объем предложения денег в экономике, способствует решению таких задач как обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы, предотвращение возникновения системного банковского кризиса ликвидности или ограничение его влияния на банковскую систему.
На микроуровне рефинансирование позволяет ограничить последствия временного кризиса ликвидности отдельного коммерческого банка, если они не вызваны проблемами неплатежеспособности, то есть нарушением равновесия балансовых счетов в долгосрочной перспективе.
Рефинансирование способствует стабилизации деятельности банка в критической ситуации нехватки ликвидных средств, поддержке платежеспособности коммерческого банка, увеличению краткосрочной ресурсной базы банка для расширения активных операций. Рефинансирование позволяет банкам свести к минимуму объем резервов в центральном банке, ведь, если бы рефинансирования было бы недоступным, то банкам следовало бы иметь значительно больший объем резервных запасов ликвидных активов.
Несмотря на значимость применения такого инструмента как рефинансирование, его использование является весьма ограниченным для многих банков, что объясняется нехваткой необходимого залогового обеспечения.
Большинство средств по рефинансированию выделяется в режимах овердей и овернайт. Такая сверхкраткосрочность рефинансирования объясняется стремлением центрального банка свети к минимизации кредитный риск. Формально существующие возможности получения средств на более длительные сроки практически не используются банками из-за высокой стоимости привлечения ресурсов.
Необходимость решения проблем, ограничивающих оперативные возможности поддержания текущей ликвидности коммерческих банков путем рефинансирования, актуализирует проведение исследований в этом направлении.
В узком смысле рефинансирования банков являет собой операции по предоставлению банкам кредитов в установленном центральным банком порядке. В широком смысле под рефинансированием понимают операции привлечения или заимствования банками ресурсов у центрального банка, на межбанковском рынке или от финансовых посредников, путем получения кредитов, через операции репо, операции на открытом рынке, маржинальное кредитование, секьюритизацию активов или иные финансовые операции. Систематизацию видов рефинансирования банков представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация рефинансирования [3]
Овернайт кредиты покрывают кассовые разрывы в деятельности банков, поэтому являются инструментами поддержания краткосрочной (мгновенной) ликвидности банка и не предусмотрены для регулирования общего уровня ликвидности в банковской системе. Требования к получению такого кредита упрощены. Плата за овернайт фиксированная и приравнивается к ставке рефинансирования центрального банка.
Среднесрочные операции рефинансирования является способом предоставления ликвидных средств на срок погашения до 360 дней и проводятся на условиях количественного или процентного тендера.
1.2 Политика рефинансирования за рубежом
Характерной чертой системы рефинансирования зарубежных стран (американской и европейской) является практически равный доступ к кредитам центральных банков кредитных институтов соответствующих стран, что обеспечивается использованием достаточно широкого перечня финансовых активов.
Система рефинансирования за рубежом по структуре не отличается от российской. Однако уровень ключевой ставки Европейского Центрального Банка значительно ниже. В среднем, ключевая ставка для каждой Европейской страны составляет от 0,5% до 2%.
Ключевые ставки некоторых Центральных Банков мира по состоянию на апрель 2019 года представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Ключевые ставки некоторых Центральных Банков мира (на 01.04.2019 г.)
Страна Текущая ключевая ставка, % годовых Ключевая ставка предыдущего рассмотрения, % годовых Абсолютный показатель изменения динамики ставки
США 2,5 2,5
Великобритания 0,75 0,75
Швейцария – 0,75 -0,75
Канада 1,75 1,75
Мексика 8,25 8,25
Бразилия 6,5 6,5
Швеция -0,25 -0,25
Колумбия 4,25 4,25
Индия 6,25 6,25
Япония -0,1 -0,1
Китай 4,35 4,6 -2,5
Египет 14,75 14,75
Турция 24 24
Как видно из таблицы, ключевые ставки Центробанков за рубежом имеют небольшую величину. У нескольких стран наблюдается отрицательное значение ставки рефинансирования. Так же следует отмет
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аверьянова Е.И. Проблемы функционирования системы рефинансирования в РФ в условиях финансовой нестабильности // Научный диалог: Вопросы философии, социологии, истории, политологии: сборник научных трудов по материалам XV международной научной конференции. Международная Объединенная Академия Наук. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 48-54.
2. Акиндова Н.В., Ясин Е.Г. Новый этап развития экономики в постсоветской России // М. : Изд. дом Высшей школы экономики – 2018 - 35 с.
3. Банковское дело: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Лаврушин О.И. и др.; под ред. Лаврушина О.И. 6-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2018. – 378 с.
4. Годовой отчет Банка России за 2018 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Централь¬ного банка Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2018.pdf
5. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Казак А.Ю., Марамыгин М.С., Прокофьева Е.Н., Шатковская Е.Г., Солодова О.А., Сиколенко Т.Д. Екатеринбург: АМБ, 2018. 688 с.
6. Доклад о денежно-кредитной политике №4 в 2019 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/ddcp/2019_04_ddcp.pdf
7. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Развитие экономики России в условиях экономиче¬ских санкций: национальные интересы и безопасность // Национальные инте¬ресы: приоритеты и безопасность. - 2018. - № 43 (280). - С. 2-11
8. Информационное письмо Банка России от 17.08.2018 г. № ИН 03— 20/55 «Об операциях по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам».
9. Кобцева К.М., Булатникова А.В., Машкина Н.А., Кобцева К.М. Финансовые механизмы регулирования денежно-кредитной системы Российской Федерации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 1 (35). – С. 165-172.
10. Основы банковской деятельности (Банковское дело) /под ред. К.Р. Тагирбекова. М.: Инфра-М, Весь Мир, 2018. 718 с.
11. Положение Банка России от 01.12.2015 г. № 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с изменениями).
12. Положение Банка России от 06.07.2017 г. № 595-П «О платёжной системе Банка России».
13. Приказ Банка России от 23.09.2018 г. № ОД-2212 «Об организации работы структурных подразделений Банка России, обеспечивающих проведение операций предоставления кредитным организациям кредитов, обеспеченных ценными бумагами или правами требований по кредитным договорам».
14. Приказ Банка России от 24.01.2018 г. № ОД-134 «Об уполномоченных учреждениях Банка России, обеспечивающих регулирование размера обязательных резервов кредитных организаций и контроль за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований».
15. Указание Банка России от 03.04.2017 г. № 4336-У «Об оценке экономического положения банков».
16. Указание Банка России от 03.11.2017 г. № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России».
17. Указание Банка России от 22.05.2018 г. № 4801-У «О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение».
18. Федеральный Закон от 02.12.1990 г. № 395 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями).
19. Федеральный Закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями).
20. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2017. 1168 с.