Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы настоящего исследования обусловлено:
необходимостью выявления перспектив развития ценных бумаг, нужно определить в каком направлении необходимо развивать ценные бумаги и обосновать свою позицию. Наш анализ действующего законодательства может помочь решить данную проблему, но при этом нужно опираться и на правовую доктрину. Также ни законодательство, ни доктрина до конца все правовые противоречия не решила, а, это значит, что тема работы будет актуальна ещё продолжительное время;
исследовать данную тему связано ещё и с тем, что в любой рыночно развитой экономике ценные бумаги должны помогать гражданам получать доход. Всегда важно находить противоречия в законах, которые мешают это делать и предлагать пути решения, поэтому тема данной работы актуальна и в настоящее время;
для дальнейшего совершенствования законодательно-нормативной основы рынка ценных бумаг большое значение имеет глубокий критический анализ сложившейся практики и сравнительный анализ доходности операций фондового рынка.
Объект исследования – общественные отношение складывающиеся в сфере регулирования ценных бумаг на современном этапе.
Предметом настоящего исследования являются операции коммерческих банков с ценными бумагами.
Целью данной работы является разработка рекомендаций, относительно совершенствования организации деятельности коммерческих банков, как субъектов рынка ценных бумаг.
Задачи, решаемые в работе:
изучить сущность рынка ценных бумаг и роль в нем коммерческих банков;
рассмотреть основные виды операций коммерческих банков с ценными бумагами;
разработать пути совершенствования операций с ценными бумагами.
Методологическая основа исследования базируется на различных методах научного познания: анализе, обобщении, абстрагировании, сравнительно–правовом, историко–правовом, системном, формально–юридическом методах и т.д.
Теоретическую базу исследования составили комментарии к действующему законодательству, монографии отечественных авторов: В.А. Белов. С.М. Бойцов, Е.В. Алексеева, А.В. Габов, К.С. Зиновьев, Г.Н. Шевченко, Е.В. Терехова, С.П. Гришаев, В.М. Гордон, С.М. Барац, Н.О Нерсесов, М.М. Агарков. Нормативную основу исследования составляют нормы Гражданского кодекса Российской Федерации , Федерального закона «Об акционерных обществах» , Федерального закона «О рынке ценных бумаг» иные нормативно–правовые акты.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Сущность рынка ценных бумаг и роль в нем коммерческих банков
1.1. Характеристика рынка ценных бумаг
Обращение финансов сопровождает движение товаров и услуг, создаваемых, распределяемых и продаваемых в рамках общественного воспроизводства. Фондовый рынок является частью рынка финансов. Он обслуживает краткосрочные и долгосрочные операции, тем самым находясь между рынками денег и капитала. В основе его структуры лежат взаимоотношения между субъектами экономики, складывающиеся относительно выпуска и обращения ценных бумаг.
Ценные бумаги являются объектами отношений. Они представляют собой документы, подтверждающие имущественные права своих владельцев. Рынок ценных бумаг выполняет следующие функции: Накопление денежных средств и капитала. Распределение финансов в зависимости от потребностей рынка. Целевое применение полученных средств. Стимулирование инвестиционной деятельности, путём преобразования сбережений в активные вложения. Привлечение дополнительных средств для нужд производства. Формирование непроизводственной части дохода субъектов экономических отношений .
Фондовый рынок за весь период своего формирования и развития приобрёл различные формы и виды, которые зависят от обращаемых ценных бумаг, отношений, складывающихся между субъектами, сроков и гарантий исполнения обязательств и так далее. Например, эмитента используют первичный рынок для продажи своих активов. Цена устанавливается номинальная. Торговля по рыночной цене проводится на вторичном рынке. Здесь обращается весь спектр существующих фондовых инструментов. Организованный рынок предоставляет доступ к услугам профессиональных участников.
Требования к субъектам отношений на нем достаточно высоки, при этом обеспечивается гарантия соблюдения интересов всех сторон сделки. Субъекты, не сумевшие пройти процедуру отбора на регулируемый рынок, образуют внебиржевой рынок. Здесь осуществляются отношения между лидерами, то есть непосредственными владельцами ценных бумаг.
Всю историю формирования и развития рынка ценных бумаг в России принято делить на три периода:
1. Рынок фондовых инструментов в дореволюционной России до 1917 года.
2. Обращение ценных бумаг в советское время до 1992 года.
3. Современный российский рынок фондовых инструментов.
Для первого периода характерно использование долговых расписок, веселей, казначейских билетов и облигаций. Фондовая биржа в России была создана в восемнадцати веке. Со временем в активное обращение вошли акции, выпускаемые крупными промышленными предприятиями. В каждой губернии существовали свои виды фондовых инструментов. В советский период преимущественно выпускались долговые обязательства государственной эмиссии .
Часто их покупка была принудительной вплоть до выплаты части заработной платы долговыми билетами. Лишь к концу советского периода стали привлекаются иностранные инвестиции, в том числе и в сектор финансов. Становление современного фондового рынка России началось в 1992 году с разработки нормативно-правовой базы, а также продажи акций трудовым коллективами.
Все началось с процесса приватизации или передачи прав государственной собственности в частные руки. Это способствовало формированию принципов рыночных отношений. Стоит отметить, что каждый гражданин имел право на часть государственной собственности, что подтвердилось чеками. Однако, финансовые способности граждан повлияли на конечный результат приватизации, одни стали собственниками, а другие не получили ничего.
Влияние внешнего долга потребовало выпуска государственных долговых обязательств. В середине девяностых стала очевидной необходимость государственного регулирования фондового рынка. С 1997 года начинается современный период становления рынка ценных бумаг в России.
Стихийный переход к рынку привел к тому, что часть акционерных обществ была финансовыми пирамидами, то есть их фондовые инструменты не были подкреплены реальными активами. Выплата дивидендов покупателям ценных бумаг проводилась за счет вкладов новых участников отношений. Примером такой организации была «МММ», которая вернула мизерную часть из полученных от населения денег. Глава компании долгое время отбывал срок тюремного заключения. Подобные манипуляции на рынке привели к снижению доверия граждан к фондовым инструментам национальных компаний и государства. Современный фондовый рынок России является достаточно молодым, а значит, находится в стадии развития и стремления к стабилизации .
Помимо низкого уровня доверия к фондовым инструментам, еще одна проблема российского рынка связана с несовершенством соответствующего законодательства. Нормативно-правовая база призвана обеспечивать рынок справедливой неискаженной информацией. Однако, на практике большая часть нагрузки по сбору данных приходится на самих инвесторов, что ведет к снижению деловой активности и желания субъектов проводить вложения в фондовые инструменты. Так же важное значение в развитии рынка играет государственное регулирование, которое выполняет следующие функции: Постановка стратегических и тактических целей для развития фондового рынка России.
Координация деятельности органов государственной власти, отвечающих за регулирование рынка. Разработка принципов и стандартов выпуска ценных бумаг. Формирование свода правил и норм для проведения торговых операций, передачи имущественных прав и так далее. Создание регламентов для профессиональных участников рынка Контроль над рынком в части поддержания прозрачности и симметричности информации, обеспечения справедливой конкурентной борьбы, пресечения попыток манипулирования рыночной информацией.
Часть проблем современного рынка фондовых инструментов в России связана с кризисом и нестабильностью экономики страны. Это влияет на снижение инвестиционной привлекательности для иностранных субъектов. Кроме того, большая часть участников отношений – крупные акционерные общества, сложившиеся в первые годы после развала СССР. Большое число предприятий среднего и малого бизнеса, способное создать конкуренцию на рынке фондовых инструментов, зачастую не имеет возможности выпускать ценные бумаги .
1.2. Виды ценных бумаг
Многообразие ценных бумаг делает необходимым как для теории, так и для практики их классификацию. Ценные бумаги, можно классифицировать по различным признакам.
Все ценные бумаги могут быть условно отнесены к государственным, частным и международным.
Самой выпускаемой государственной ценной бумагой являются облигация.
Для начала дадим определение государственной облигации: «Инскрипция – всякая (вне зависимости от наименования) именная или предъявительская ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя (бенефициара), принадлежащего к кругу установленных эмитентом субъектов, на получение от государства–эмитента, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости, а также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права. Как мы видим из понятия данной ценной бумаги государственная облигация позволяет рассчитывать владельцу ценной бумаги на получение фиксированного процента исходя из её номинальной стоимости . К ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, относятся:
1) облигации федерального займа (ОФЗ);
2) государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
3) облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);
4) облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ);
5) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
6) муниципальные ценные бумаги.
Наибольший практический интерес представляет облигация федерального займа.
Облигации федерального займа (ОФЗ) государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более одного года и предоставляющая владельцу право на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигаций, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении облигаций федерального займа.
Эмитент облигаций федерального займа Минфин России от имени Российской Федерации. Эмиссия облигаций федерального займа осуществляется периодически в форме отдельных выпусков в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458.
Таким образом облигация федерального займа является краткосрочной купонной ценной бумагой, предоставляющей право для владельца на получение процента от номинальной суммы.
Как указывает Эрлин Э.Г. Одной из целей выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг является покрытие дефицитов бюджетов различных уровней. Так, по данным Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Российской Федерации, на 1 января 2018 г. государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составляет 6 100,34 млрд руб.
По мнению А.В. Габова: «Еще одним видом ценной бумаги, который выпускает государство и который явно не носит облигаторный характер, является государственный жилищный сертификат».
Законодатель данного мнения не разделяет сертификат не является ценной бумагой.
Государственный жилищный сертификат (далее сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее социальная выплата). Предметом публичного интереса можно считать «то благо, которое необходимо для функционирования и развития социальных групп».45 В нашем случае это привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Верно пишет А.Д. Селюков, что публично–правовое образование, вступая в правоотношения по ценным бумагам, не может иметь иных целей, кроме обеспечения публичного интереса, так как «предназначение муниципальных займов развитие самих муниципальных образований».
Выпуск жилищных сертификатов регулируются нормами Федерального закона «О рынке ценных бумаг» .
Жилищные сертификаты являются ценными бумагами. При этом необходимо сделать оговорку в отношении особого вида жилищных сертификатов льготных (государственных) ценных бумаг. Так, Г.Н. Шевченко считает, что «льготные (государственные) ценные бумаги, предоставляющие субсидии гражданам, не обладают признаками ценных бумаг и соответственно не могут признаваться таковыми».
Следовательно, так называемые льготные (государственные) ценные бумаги не относятся к инвестиционным ценным бумагам.
Акции также могут являться государственными ценными бумагами, если эмитентом выступает государство, они называются золотыми акциями, которые выпускаются в целях обороны страны и безопасности государства.
Золотая акция одна из наиболее сильных способов влияния государства на акционерное общество, очень важно разграничить взаимные правовые интересы, которые имеются у государства и акционеров.
Суд Европейского союза выработал три критерия легитимности «золотой акции»:
1) недискриминационный характер (не допускается дискриминация по признаку происхождения капитала);
2) объективность («золотая акция» должна устанавливаться на основе постоянных и объективных критериев);
3) соответствие принципу пропорциональности (ограничения, устанавливаемые «золотой акцией», должны быть объективно необходимыми и пропорциональными преследуемой цели). В свою очередь, на требования справедливости, адекватности, пропорциональности и соразмерности ограничений свободы предпринимательской деятельности указывает Конституционный Суд РФ. Облигации это самые распространённые государственные ценные бумаги, это связано с их удобством для государства, возможностью легко заимствовать и получать займы у иностранных государств. В России основными ценными бумагами, принадлежащие государству считаются государственные ценные бумаги, государственные ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления.
Облигации создаются для осуществления займов со стороны государства или органов местного самоуправления, они, как правило направлены на снижение бюджетного дефицита.
Льготные жилищные сертификаты не являются ценными бумагами, но при этом ценными бумагами являются обычные жилищные сертификаты.
Важно в праве государства на золотую акцию и правами акционеров найти баланс интересов противоборствующих сторон, который помог государству обеспечить выполнение своих задач общегосударственного масштаба, и при этом не сократить права акционеров акционерного общества.
Облигации позволяет рассчитывать на получение фиксированного процента исходя из её номинальной стоимости.
Государственный жилищный сертификат именное свидетельство, удостоверяющее право граждан на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилья.
Золотая акция обеспечивает возможность государства влиять на безопасность страны и обороноспособность государства, предоставляя дополнительный набор прав для государства, так как таких прав у контрагентов нет.
Государственные ценные бумаги имеют некоторые отличия от иных ценных бумаг:
1) выпуск ценных бумаг санкционируется государством;
2) основной ценной бумагой является облигация;
3) деятельность может быть направлена на оборону страны и безопасность государства.
Государство стремиться обеспечить достойный уровень использования ценных бумаг, для этих целей и создаются государственные ценные бумаги, самые распространённые из них нами были рассмотрены в настоящем параграфе. Основным отличием государственных ценных бумаг от негосударственных ценных бумаг является то, что государственные ценные бумаги выпускаются государством с помощью органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Количество ценных бумаг, которые будут обращаться на рынке определяется государственной властью .
На сегодняшний момент в законодательстве отсутствует определение корпоративной ценной бумаги, в научной литературе встречаются разные определения, отсутствует устоявшееся общее определение.
С.М. Бойцов указывает, что его подход основан на том, что под корпоративной бумагой понимается любая ценная бумага, выпускаемая юридическим лицом. Представляется, что в термин «корпоративный» используется для отграничения государственных ценных бумаг от бумаг юридических лиц. С целью такого отграничения словосочетание «корпоративные ценные бумаги» используется и в законодательстве.
В итоге можно сказать, что словосочетание частные ценные бумаги и корпоративные ценные бумаги синонимы, и можно с определённой долей уверенности сказать, что при таких условиях данные термины можно применять одновременно относительно одного и того же понятия.
К негосударственным (частным) ценным бумагам относится:
1) акция;
2) вексель;
3) коносамент, и иные ценные бумаги.
Они должны быть названы в законе. Нами будут рассмотрены наиболее часто встречающиеся ценные бумаги. Для начала рассмотрим такую частную ценную бумагу, как акция.
Акция представляет собой частную ценную бумагу, которую вправе выпускать только акционерные общества. В советском законодательстве пытались легализовать так называемые акции трудового коллектива, акции предприятий (организаций). В настоящий момент таких акций нет.
В зависимости от объема прав акции принято делить на обыкновенные и привилегированные (преференциальные).
В отличие от обыкновенных акций, привилегированные акции, как правило, предоставляют их держателю преимущественное право на получение фиксированного дивиденда и части ликвидационной стоимости имущества общества, а также ограниченные права на участие в управлении обществом. С.М. Барац отмечает важное обстоятельство: «Известно, что, по способу обозначения в них личности владельца, надлежит различать: 1) акции именные и 2) акции на предъявителя…».
Именные акции выдаются на определенное имя на определенного гражданина, а на предъявителя–на того, кто предъявляет данную акцию.
Виды акций имеют различную правовую природу, и она изучалась цивилистами не только в наше время, но и в дореволюционную эпоху.
Акции самые распространённые ценные бумаги в мире, и их используют многие корпорации.
Следующей и одной из самых распространённых ценных бумаг является вексель.
Профессор В.М. Гордон предоставлял следующее определение: «Векселем называется долговое денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедател
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208–ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – ст. 1.
3. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39–ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1918.
4. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. – М.: Наука, 2019. – 404 c.
5. Андреев, В. К. Корпоративное право современной России: моногр. / В.К. Андреев, В.А. Лаптев. – М.: Проспект, 2016. – 240 c.
6. Анохин, В. С. Предпринимательское право. Курс лекций. В 2 частях / В.С. Анохин. – М.: Wolters Kluwer, 2017. – 688 c.
7. Астапов, К.Л. Повышение конкурентоспособности российского фондового рынка / К.Л. Астапов // Финансы. – 2016. – № 9. – С. 57–61.
8. Баканаев, И. Л. Роль финансового рынка в развитии РФ / И.Л. Баканаев // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 457–459.
9. Белых, В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России / В.С. Белых. – М.: Проспект, 2017. – 432 c.
10. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» (постатейный) / А.Н. Борисов. – М.: Деловой двор, 2018. – 632 c.
11. Галанов, В.А. Фондовый рынок и инновационное развитие экономики / В.А. Галанов // Финансы. Деньги. Инвестиции. – 2017. – № 1. – С. 20–22.
12. Ершова, И. В. Современное предпринимательское право. Монография / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, Н.Г. Апресова. – М.: Проспект, 2018. – 352 c.
13. Зильберштейн, А. А. Предпринимательское право. Шпаргалка / А.А. Зильберштейн. – М.: РГ–Пресс, 2018. – 469 c.
14. Красавина, Л.Н. Финансовый рынок как фактор инновационного развития экономики: системный подход / Л.Н. Красавина // Банковское дело. – 2016. – № 8. – С. 12–18.
15. Кудинов, О.А. Предпринимательское (хозяйственное) право / О.А. Кудинов. – М.: Дашков и К°, 2018. – 380 c.
16. Лаптев, В. В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики / В.В. Лаптев. – М.: Инфотропик Медиа, 2017. – 398 c.
17. Предпринимательское право. – М.: РГГУ, 2017. – 760 c.
18. Шведов, Д.С. Изменение роли финансового рынка в мировой экономике / Д.С. Шведов // Вопросы экономики. – 2016. – № 28. – С. 27–30.