Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Экономика любой страны как на уровне государства, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (применительно к федеративному устройству государства), так и на уровне хозяйствующего субъекта или домашнего хозяйства не может функционировать вне финансового рынка. Каждый субъект экономических отношений в той или иной степени вовлечен в финансовые отношения, используя при этом механизмы и инструменты финансового рынка в большей или меньшей степени, осознанно или по необходимости вписываясь в экономические реалии современной жизни.
Состав, специфика и функциональное назначение финансовых посредников не были статичными и менялись в зависимости от региона или исторического периода. Менялось и понимание роли финансовых посредников в структуре финансового рынка, как общественное, так и научное.
С течением времени, усложнением экономических и социальных правоотношений, функционал финансовых посредников усложнялся, появлялись новые субъекты и институты. В качестве примера можно привести эволюцию институтов, связанных с движением денег и усложнением их роли в обществе. Развитие экономических отношений привело сначала к появлению наличных денег и специализированных институтов, занимающихся их эмиссией, а потом – к эволюции денег в разнообразные безналичные инструменты и возникновению различных специализированных институтов, связанных с оборотом различных форм безналичных денег – банков, бирж, фондов и т.д. Впоследствии, часть этих институтов (например, банки) стала одним из элементов, необходимых для развития экономики.
Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.
Цель работы – анализ видов, особенностей деятельности и показателей оценки финансового посредничества на финансовом рынке.
Задачи работы:
изучить теоретические основы финансового посредничества на финансовом рынке.
оценить деятельность финансовых посредников на финансовом рынке России.
выявить проблемы финансового посредничества и пути их решения.
Предмет исследования – виды, особенности деятельности финансовых посредников на финансовом рынке.
Объект исследования – финансовые посредники.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, дедукция, табличный, графический.
В работе следующая структура: введение, три главы, заключение, список литературы.
Первая глава изучает теоретические основы финансового посредничества на финансовом рынке.
Вторая глава оценивает деятельность финансовых посредников на финансовом рынке России.
Третья глава выявляет проблемы финансового посредничества и пути их решения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
1.1. Понятие финансовых посредников
В настоящее время (и применительно к российской действительности) в экономической и юридической науке и практике можно выделить институциональное направление (подход) по определению сущности финансового посредничества.
Направление исследователей существует по большей части в экономической среде и обобщенно определяет финансовое посредничество как деятельность по перераспределению ресурсов на финансовом рынке или его отдельном сегменте. Некоторые исследователи критерием финансового посредничества определяют аккумуляцию денежных средств физических и юридических лиц, приумножение этих средств и предоставление их в виде кредитов хозяйствующим субъектам [1]. Данного подхода придерживаются М.М. Михайленко [2, с. 19], В.В. Ковалев [4] в своих работах по финансам и экономике, группируя участников финансового рынка по признакам «производитель ресурса» / «потребитель ресурса» / «посредник». Посредниками в рамках этой классификации могут выступать субъекты, выделенные по институциональному признаку (банк, фонд, коммерческая компания) или по признаку своей деятельности (инвестиционная компания, консалтинговая компания, брокерская компания, специализированные банки).
Ю.Б. Фогельсон, определяя финансовое посредничество как деятельность по привлечению и размещению чужих денежных средств, совокупно относил к категории финансовых посредников банки, брокерские компании, депозитарии и регистраторов [5]. Интересно, что отдельной категорией финансовых посредников Ю.Б. Фогельсон выделял субъектов, деятельность которых не связана с привлечением или размещением чужого финансового актива, но которые «активно в этом участвуют» (в частности, компании-регистраторы на рынке ценных бумаг).
По мнению А.В. Новикова и И.Я. Новиковой, главной задачей финансовых посредников является «соединение» поставщиков и потребителей капитала через финансовые технологии поставки и приобретения финансовых инструментов. Для реализации этой задачи разработаны правила проведения операций на финансовом рынке и создана его инфраструктура [7, с. 86-87].
Некоторые исследователи критерием финансового посредничества определяют аккумуляцию денежных средств физических и юридических лиц, приумножение этих средств и предоставление их в виде кредитов хозяйствующим субъектам [25]. Данного подхода придерживаются М.М. Михайленко [26, с. 19], В.В. Ковалев [27] в своих работах по финансам и экономике, группируя участников финансового рынка по признакам «производитель ресурса»/ «потребитель ресурса» / «посредник». Посредниками в рамках этой классификации могут выступать субъекты, выделенные по институциональному признаку (банк, фонд, инвестиционная компания), или по признаку своей деятельности.
Ю.Б. Фогельсон, определяя финансовое посредничество как деятельность по привлечению и размещению привлеченных денежных средств, совокупно относил к категории финансовых посредников банки, брокерские компании, депозитарии и регистраторов. Интересно, что в качестве отдельной категории финансовых посредников Фогельсон выделял субъектов, деятельность которых не связана с привлечением или размещением привлеченного финансового актива, но которые «активно в этом участвуют» (в частности, компании-регистраторы на рынке ценных бумаг) [9].
По мнению авторов, группировка финансовых посредников и посредников на РФУ (участников финансового рынка) базируется как на основе институционального (как у В.В. Ковалева [27]), так и на основе функционального признака. Однако институциональный подход, являясь обобщенным, не учитывает специфику и структуру финансового рынка, а именно его диверсификацию.
На современном этапе в структуре финансового рынка появились узкоспециализированные участники, деятельность которых не связана напрямую ни с формированием финансового актива, ни с его перераспределением от производителя к потребителю. Например, деятельность финансового консультанта на финансовом рынке может быть обусловлена исключительно информационными услугами и не влиять напрямую на поведение потребителя актива. Клиент в этом случае может обращаться к производителям финансового ресурса непосредственно, минуя посредника. Другие субъекты (посредники), подобные брокерам или доверительным управляющим, могут осуществлять весь цикл продвижения финансового актива или напрямую участвовать в его производстве, без обращения к иным субъектам. Посредничество в рамках функционального подхода определяется через функцию, реализуемую при предоставлении финансовых услуг.
Обоснование, приведенное выше по поводу сущности финансового посредничества, финансовые институты которых, реализуя свой функционал, привлекают денежные средства и другие финансовые активы и размещают их от собственного имени, доказывает, что категории «финансовые институты» (классификация их обоснована выше) и «институты рынка финансовых услуг» (в контексте тематики данной статьи уместно привести в качестве примера институт кредитного брокериджа) различаются, причем к институтам РФУ относятся и финансовые посредники (финансовые институты).
Финансовые институты, являющиеся субъектами финансового рынка условно можно разделить на две группы (рис. 1).
Рис. 1. Состав финансовых институтов
Большая часть финансовых институтов берут на себя функции финансовых посредников. Финансовыми посредниками являются организации, формирующие свои ресурсы вследствие выпуска обязательств и используют эти средства на приобретение ценных бумаг и предоставление ссуд.
К финансовым посредникам, пользующихся большим спросом, относят учреждения депозитного типа (рис. 2).
Рис. 2. Основные институты финансового посредника
Таким образом, можно сделать вывод, что функциональной структуре финансового рынка России характерна ведущая роль банковской системы, а финансовому сектору - высокий уровень государственного участия. Высокий уровень государственного влияния на экономику способствует развитию рисков неэффективности, но в то же время положительно влияет на возможность оперативной трансформации финансовой системы при правильном и целенаправленном перенаправлении денежных средств.
1.2. Виды финансового посредничества и нормативное регулирование деятельности посредников
Существует множество классификаций финансовых посредников. Например, Г.Н. Белоглазова и Л.П. Кроливецкая в 2013 г. выделяли пять групп финансовых посредников (в контексте теории институциональной экономики) [8, с. 112]:
1) депозитно-кредитные институты (коммерческие банки);
2) контрактно-сберегательные институты (страховые организации и негосударственные пенсионные фонды);
3) инвестиционные институты (инвестиционные, в том числе паевые и венчурные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг - субъекты брокерской и дилерской деятельности). В соответствии с Федеральным законом от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» брокерской деятельностью признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом; дилерской деятельностью - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам [1];
4) небанковские кредитно-финансовые институты (ломбарды, лизинговые и факторинговые компании, кооперативные кредитные институты, депозитно-кредитные небанковские кредитные организации). В Федеральном законе от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом признается юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей [3]. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 дек. 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе).;
5) центральные эмиссионные банки и государство.
Н.В. Фадейкиной в 1996 г. предложена теоретически обоснованная классификация финансовых посредников, «представляющая собой структурированную систему негосударственных финансовых институтов (НФИ), в состав которых входят институты депозитно-кредитного типа (к ним относятся коммерческие банки), контрактно-накопительного типа (страховые организации и негосударственные пенсионные фонды) и инвестиционного типа. Все они вовлечены в процесс финансового посредничества, в рамках которого осуществляется перераспределение ресурсов от лиц, желающих сберечь часть своего дохода на цели будущего потребления, к тем, которые стремятся получить кредиты (займы) для развития материального производства (или на цели будущего производства). Финансовое посредничество способствует процессам накопления инвестиций. ... Финансовые посредники - экономические субъекты, аккумулирующие на своих счетах денежные средства и другие финансовые активы юридических и физических лиц, сохраняющие и приумножающие эти средства за счет их эффективной мобилизации в материальное производство. Основная цель деятельности финансовых посредников - сохранение и приумножение капитала. При предоставлении своих услуг на финансовом рынке они подвергаются рискам (кредитным, страновым, процентным рискам, рискам банкротств контрагентов и др.). Финансовые посредники (или НФИ) принимают адекватные меры по снижению рисков в целях увеличения прибыли (дохода), необходимой для развития самих институтов и для осуществления эффективных вложений. Но эффективно работать могут только те финансовые посредники, которые имеют достаточный капитал (взвешенный с учетом риска) и/или ориентированы на его рост» [8, с. 29-30, 33].
А.В. Новиков и И.Я. Новикова подразделяют всех финансовых посредников, исходя из их роли в посреднической деятельности, на три группы (так же как и Н.В. Фадейкина): финансовые посредники депозитного, инвестиционного и контрактно-сберегательного типа. По их мнению, характерной чертой финансовых посредников депозитного типа является формирование пассивов в форме депозита, объявление ставки за пользование финансовыми ресурсами и инвестирование (от имени финансовых посредников) на финансовом рынке.
Особенность финансовых посредников инвестиционного типа - аккумулирование финансовых ресурсов частных инвесторов и организаций в единый пул и размещение объединенных финансовых ресурсов на финансовом рынке. Главное отличие финансовых посредников контрактно-сберегательного типа - заключение контракта (договора), предусматривающего наступление некоторого события (например, страхового случая, пенсионных оснований), позволяющего производить выплаты инвестору. Чтобы средств для исполнения условий контракта было достаточно, финансовые посредники контрактно-сберегательного типа аккумулируют поступившие денежные средства и от своего имени размещают их на финансовом рынке в соответствии с установленными правилами [7, с. 88].
Российское законодательство определяет коммерческую суть посредничества как один из основных его элементов. Согласно ч. 1 ст. 1006 ГК РФ, если размер вознаграждения агента не определен в договоре, то он будет определяться в соответствии с ч. 3 ст. 424 ГК РФ: исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги [1].
Федеральный закон «О защите конкуренции» относит к финансовым организациям (то есть к финансовым посредникам) следующих субъектов финансового рынка: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг; организаторы торговли на рынке ценных бумаг, клиринговые организации; микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы; страховые организации; страховые брокеры; общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевые инвестиционные фонды, специализированные депозитарии инвестиционных фондов, ломбарды, лизинговые компании [4].
Таким образом, классификация зависит, от чьего имени работает посредник (например, дилер работает от своего имени, а дистрибьютер – от лица производителя) или за чей счет работает посредник.
1.3. Показатели оценки финансового посредничества
При оценке финансового посредничества оцениваются следующие показатели:
1. Затратность услуги финансового посредничества – определяется отношением затрат к выпуску услуги финансового посредничества.
Затратность услуги финансового посредничества равна отношению превышения критического уровня кредитной процентной ставки над ее операционным уровнем к превышению самой кредитной процентной ставки над ее операционным уровнем. Введенная затратность определяет сумму издержек в расчете на 1 руб. выпуска услуги финансового посредничества (1).
(1)
Обратный затратности коэффициент измеряет отдачу затрат, т.е. выпуск услуги финан