Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Понятие и педагогические возможности игровых технологий в системе дополнительного образования
1.1. Учреждения дополнительного образования
На современном этапе одним из основных социальных институтов, который обеспечивает развитие индивидуальных способностей у детей, являются учреждения дополнительного образования, отличающиеся от обычных общеобразовательных учреждений тем, что учащимся предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности и темпа освоения программы дополнительного образования в определенной сфере .
«Учреждения дополнительного образования создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития» .
Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в федеральном законе от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно статье 75 данного Закона «дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» .
В настоящее время сеть учреждений дополнительного образования в РФ велика и разнообразна. В нее входит около 20 тысяч различных учреждений данной сферы, в них обучается более 10 миллионов школьников.
В основном, система дополнительного образования в России бесплатна, лишь около 15% учреждений дополнительного образования берут фиксированную небольшую ежемесячную плату со своих воспитанников. Это связано с определённым профилем работы кружков и секций.
Правовое закрепление и регулирование система дополнительного образования в России получила в соответствующих главах и статьях нового Федерального Закона 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
В настоящее время можно сказать, что под дополнительным образованием можно понимать образование, которое строго мотивировано. Данное образование личность получает самостоятельно и осознанно. Вся система дополнительного образования с точки зрения содержания весьма разнообразна и безгранична во всех своих проявлениях, постоянно реформируется и совершенствуется, реализуясь в многочисленных образовательных стандартах и программах.
Система дополнительного образования в настоящее время поддерживает и развивает различные категории детей. Данная система имеет межведомственный характер и находит поддержку у бюджетов различных уровней. Эти затраты актуальны, так как они являются ничем иным как инвестициями в будущее страны.
Дополнительное образование представляет огромную общественную ценность, которая определяется тем, что при реализации программ дополнительного образования создаются условия, которые благоприятным образом сказываются на ребенке, создают для него необходимую среду развития и реализации познавательных, интеллектуальных, спортивных и творческих способностей.
Дополнительное образование еще ценно и тем, что оказывает благоприятное воздействие на общую систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.
В последнее время в системе дополнительного образования в России и во всем мире произошел его качественный скачок и рост. Этот процесс связан с новым осмыслением характеристик дополнительного образования, которые придают ему характер инновационности, жизненности.
Однако одной из проблем существования системы дополнительного образования является все же факт его некоей подчиненности различным законодательным государственным требованиям и стандартам, при всей его уникальности. Хотя эта подчиненность и регламентированность минимизированы, все равно сейчас остро стоит вопрос создания какой-то общей нормативной базы по его регламентации. Эти вопросы находятся в стадии активной разработки у российских педагогов, психологов, других специалистов.
Данные процессы происходят сейчас особенно активно в связи с общими процессами модернизации всего образования в России. Создаются образовательные стандарты нового поколения, которые также «придут» и в систему дополнительного образования, но при этом его специфический феномен должен сохраниться.
В настоящее время наблюдается усиливающееся внимание властей различных уровней к проблемам дополнительного образования; можно сказать, что власть «поворачивается к нему лицом» и оно переживает новый этап.
Итак, в общем и целом дополнительное образование детей является важнейшей составляющей всего образовательного пространства, которое сложилось в современном российском обществе: оно социально значимо, обладает своим потенциалом, который позволяет все большему числу детей успешно адаптироваться к современному социуму, а также реализовывать себя в условиях интенсивного развития общества, самоопределяться личностно и профессионально.
1.2. Понятие и особенности игровых технологий в педагогике
Перед педагогами учреждений дополнительного образования стоит важная задача – совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях каждый учащийся был включен в активную деятельность, способствующую накапливанию знаний, умений, навыков, развитию способностей, познавательных интересов. Вследствие этого можно сказать, что игровые технологии в учебном процессе в учреждениях дополнительного образования чрезвычайно актуальны и восстребованы.
Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели .
В игре нет строгого распределения ролей «учитель» – «ученик», нет учебника как источника знаний, нет однозначной оценки действий. Процесс обучения происходит ненавязчиво; в результате активного взаимодействия участников друг с другом.
Игровые технологии, применяемые педагогами дополнительного образования, стимулируют развитие логики, воображения, креативного мышления, что необходимо для полноценного развития личности ребенка.
Как показывает анализ специальной литературы, игровым педагогическим технологиям характерны следующие отличительные черты:
• свободная развивающая деятельность, возникающая по желанию ребенка, не только из - за результата, но и ради самого процесса деятельности;
• творческий, в большей мере импровизационный, активный характер этой деятельности;
• положительная эмоциональная составляющая деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;
• присутствие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность.
В. В. Бачурина, указывает на то, что в процессе организации образовательного пространства в виде игровых педагогических технологий ребенок реализует себя как личность, так как входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Это связано с тем, что мотивация игровых педагогических технологий обеспечивается добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации .
Кроме того, в воспитательно-образовательном процессе главным компонентом, формой реализации педагогических воздействий является занятие, на которых происходит непосредственное и систематическое общение педагога и детей. При этом использованиеигровых педагогических технологий на занятиях активизирует детей, увеличивает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, способствующий возникновению творчества, так как, новое всегда порождает любопытство и любознательность, при проявлении которых ребенок стремятся к получению новых знаний.
Поэтому игровая педагогическая технология, в основе которой лежит игровая деятельность может применяться:
• как самостоятельные технологии для изучения нового материала (освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета);
• как технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
В связи с этим, использование игровых педагогических технологий может стать основой проектирования новых форм занятий, включающих в себя обучающие игры при этом позволяя объяснять их особенности как вида деятельности.
Однако игровая форма занятий должна создаваться по средствам игровых приемов и ситуаций, которые являются побуждением, стимулированием детей к учебной деятельности. А реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях должна проводиться по направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Поэтому игровая педагогическая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Так как в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у детей развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. По мимо всего, игровой сюжет развивается параллельно