Фрагмент для ознакомления
2
3) в использовании на уроках иностранного языка диафильмов, кинофильмов и видеофильмов.
2.2. Иллюстративный материал для практического использования
В зарубежной методике используют как привычные для нас виды картинок, так и более новые. Назовем некоторые интересные разновидности [65,30].
Использование фотографий в качестве наглядных средств редко можно встретить на уроках иностранного языка. Но в последнее время отмечается тенденция применения данного типа печатных пособий в учебниках, то есть обычные картинки заменяются настоящими фотографиями, которые имеют безусловно больше преимуществ. Они ближе к реальности, воспринимаются серьезнее, чем картинки. Особенно эффективно использование фотографий на уроках страноведения. Фотографии – это документы, они позволяют почувствовать атмосферу запечатленного события. Исторические личности, политики, звезды – вряд ли могут быть представлены по – другому. Города, местности легко показать, используя всего лишь одну фотографию. Фотографии можно дополнить нарисованным; в этом случае изображение будет более занимательным и окажет сильное эмоциональное воздействие на учеников. Учащиеся могут сами поэкспериментировать с фотографиями и затем обсудить сделанное.
КАРИКАТУРЫ (рис.1).
Это схематическое изображение ситуации или людей, но в шутливой форме. Оказывают сильное воздействие на эмоции учащихся. Они вызывают много споров и дискуссий. Без помощи языка карикатуры могут сказать многое, особенно политические. Учащиеся могут попробовать свои силы в создании карикатур. Затем в классе все могут обсудить нарисованное. Такой занимательный вид работ не оставит никого равнодушным (также это помогает преодолеть трудности, связанные с недостаточным владением иностранным языком).
Рис.1. Карикатуры.
КОЛЛАЖИ.
Они применяются у нас в школах, но по инициативе учителя. В учебниках можно нечасто встретить такой вид работы. Как составляется коллаж? Из фотографий, зарисовок, надписей, карт. Все это даже может быть в занимательной форме, что не может не оказать на учеников эмоциональное воздействие.
НАБРОСКИ – это что – то неоконченное. Они используются при объяснении какой – либо идеи. Они очень подвижны и неоднозначны. Это означает, что учащиеся могут выполнять такое задание по указанию учителя, а затем обсудить зарисованное.
ПИКТОГРАММЫ (рис.2).
Это упрощенное символическое изображение. Они служат для быстрого ориентирования в повседневной жизни и воспринимаются без использования вербальных средств.
Рис.2 Пиктограмма
СИМВОЛ (Рис.3).
Символ – перенос чего – то ощутимого, осязаемого или того, что мы можем потрогать, увидеть или услышать на нечто абстрактное.
Рис.3. Символ
КОМИКСЫ.
Надписи сделаны над картинками. Комиксы обладают своеобразным языком. Это истории, рассказанные в картинках. Комиксы еще мало используются в наших школах, хотя они представляют большие методические возможности, особенно в младших классах.
ЛОГИЧЕСКИЕ КАРТИНКИ.
Эти картинки визуализируют нечто абстрактное, какие – то взаимосвязи. Здесь, конечно, нет прямых параллелей с объектами реальной действительности. Такой вид работы используют в старших классах. Такие схемы позволяют обобщать полученную информацию. Также они могут быть использованы при повторении пройденного материала.
ФОТОГРАФИИ (рис.4)
Рис.4. Фотография.
Все перечисленные виды рисунков (кроме фотографий) используются в методике обучения иностранных языков. Рассмотрим причины популярности данных графических средств наглядности
Во – первых, формы рисунков очень разнообразны. Учитель сам решает, что ему подойдет для объяснения конкретной темы. Рисунки не могут не затронуть воображение учащихся и вызвать ассоциации. С помощью карикатуры изображенное может быть представлено иронично, а обстоятельства становятся более точными. Рисунки очень «подвижны» в педагогическом плане (они могут решать любую педагогическую задачу и ставить перед собой конкретную цель). Мы увидели, где и как можно применить рисунки, какие виды рисунков существуют и почему этот вид наглядности педагогически эффективен в работе над развитием лексических и грамматических навыков.
Итак, рассмотрим лексические упражнения по изучению немецкого языка в начальной школе с помощью графических наглядных средств.
1. Первое упражнение по теме «DerMensch. AussehenundCharakter». Учащимся предлагаются занимательные рисунки, где изображены формы лиц (schmal, oval, rund); виды причесок (Igelfrisur, wellig, lockig, glatt, kahlköpfig, mitZöpfen, mitPferdeschwanz); формы носа (dieHakennase, dieStupsnase, dieKnollennase.) Учитель сначала демонстрирует эти рисунки, объясняет все, учащиеся переводят с помощью учителя. Затем, ученикам предлагается описать трех человек, используя эти слова.
2.Занимательные картинки могут заменить задание к кроссвордам. С помощью такого упражнения учащиеся закрепят лексику по уже пройденной теме. Такие кроссворды можно составить по любой теме. Это задание можно предложить самим учащимся. Каждый попробует сделать сам такой кроссворд.
3.Всем известная игра «Домино». Позволяет повторить лексику по пройденной теме в очень занимательной форме. Лексика может быть подобрана на любую тему. Можно проводить в группах.
4.Рассказ в картинках. Занимательная форма работы. Учащимся демонстрируют картинки в определенном порядке. Затем им предлагается заполнить таблицу: сопоставить реплики с рисунками. В конце учащиеся могут инсценировать данный рассказ.
5.Учащимся предлагают картину, на которой изображены различные животные: домашние, дикие, экзотические, живущие в лесах, водоемах. Задание следующее: найти и раскрасить в соответствующий цвет всех животных:
Домашних - в красный;
Обитающих в воде - в голубой;
Обитающих в лесах - в зеленый;
Которых можно увидеть в зоопарке - в коричневый.
6. Конкретная поэзия – это изображение слов, выражений, пословиц в рисунках. Для учеников младших классов учитель самостоятельно изготавливает картинки. Чаще всего используются изображения отдельно взятых слов. Учащиеся должны догадаться о значении слова самостоятельно. Ученики старших классов могут попробовать свои силы в изображении пословиц.
7. Составление слов из букв разрезной азбуки в соответствии с картинкой.
Такие упражнения можно использовать по различным лексическим темам. Они очень интересны для учеников младших классов.
8. Ответьте на вопрос, глядя на картинку. Часть слов в этих упражнениях заменяется картинками. Учащимся можно предложить самостоятельно придумать такие задания.
9. Подчеркните предложение, соответствующее картинке. Дана картинка и несколько предложений к ней, необходимо выбрать правильное. Очень часто используется для контроля усвоения лексики на младшей ступени обучения.
10. Цвета.Необходимо ответить на вопрос «Какого цвета предмет?» и составить слово из букв разрезной азбуки. Клеточки, где должен находиться ответ, закрашены соответствующим цветом.
11. Соедини правильно. Задание на контроль усвоения лексических единиц. Даны несколько картинок и слова к ним. Необходимо соединить их правильно в соответствии с переводом.
12. Введение лексики с помощью картинок разрезной азбуки. Слова в данной азбуки представлены в виде картинок по различным темам (еда, животные, одежда и т. д.). На обратной стороне картинки написаны английские слова, необходимо назвать правильный перевод слова.
13. Волшебные квадраты. Даны квадраты, содержащие зашифрованные английские слова по диагонали, вертикали и горизонтали. Необходимо найти
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.:Просвещение, 1956, с.315.
2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.:Просвещение, 1958, с.115.
3. Аркусова И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения); НОУ ВПО МПСИ - Москва, 2012. - 128 c.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, М.:1992,с.115.
5. Беликова Л. Г. Современный кабинет иностранного языка; ДРОФА - , 2013. - 224 c.
6. Белов Л.А. Подготовка классного помещения под кабинет иностранного языка.//ИЯШ. 1994, №6, с.67-70.
7. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965, с.298.
8. Береговская Э.М. , Цурцилина И.Н. Работа с комиксом на уроке французского языка в 5-6 классах//ИЯШ.1994, №6, с. 80-86.
9. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы; Просвещение - Москва, 2011. - 168 c.
10. Бим И. Л., Щепилова А. В. Иностранные языки. Предпрофильная подготовка школьников. 8-9 классы; Дрофа - Москва, 2014. - 489 c.
11. Бим И.Л. Учебник немецкого языка для 5-го класса. М.: Просвещение, 1996, с.237.
12. Бим И.Л., Садомова Л.Е., Санникова Л.М. Учебник немецкого языка для 6-го класса. М.: Просвещение, 1996, с.237.
13. Бим И.Л., Садомова Л.Е., Санникова Л.М. Учебник немецкого языка для 8-го класса. М.: Просвещение, 1996, с.250.
14. Борисенко В.Н. Игры как средство развития навыков устной речи.// Развитие речевой активности на уроках иностранного языка. М.: Просвещение, 1967, с.50-55.
15. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика; Высшая школа, Школа Китайгородской - Москва, 2014. - 280 c.
16. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков; ДРОФА - , 2011. - 432 c.
17. Конышева А. В. Игра в обучении иностранному языку. Теория и практика; ТетраСистемс - Москва, 2015. - 288 c.
18. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку; КАРО, Четыре четверти - Москва, 2014. - 192 c.
19. Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку; КАРО - , 2012. - 208 c.
20. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку; ТетраСистемс - Москва, 2011. - 304 c.
21. Кузнецова Е.В. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЮ ГОВОРЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(57). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/22(57).pdf (дата обращения: 20.12.2019)
22. Кукушин В. С. Иностранные языки. Сценарии творческих уроков; МарТ - Москва, 2012. - 128 c.
23. Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам. Выпуск 2; Издательство Санкт-Петербургского университета - Москва, 2011. - 176 c.
24. Мелентьева Т. И. Обучение иностранным языкам в свете функциональной асимметрии полушарий мозга; Красанд - Москва, 2011. - 176 c.
25. Методика обучения иностранным языкам в средней школе; КАРО - , 2013. - 224 c.
26. Никуличева Д. Б. Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов; Флинта, Наука - Москва, 2014. - 304 c.
27. Обучение иностранным языкам; КАРО - , 2013. - 320 c.
28. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка; Феникс, Глосса-Пресс - Москва, 2011. - 640 c.
29. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы; Просвещение - Москва, 2012. - 208 c.
30. Развитие речевой активности на уроках иностранного языка; Просвещение - Москва, 2012. - 244 c.
31. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий; Феникс, Глосса-Пресс - Москва, 2014. - 180 c.
32. Чиркова Е. И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку; КАРО - , 2012. - 272 c.
33. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики; Филологический факультет СПбГУ, Академия - Москва, 2013. - 160 c.
34. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика; Филоматис - Москва, 2014. - 480 c.
35. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам; Филоматис - Москва, 2013. - 188 c.