Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития общества, производства и сферы услуг, конкуренция в определенных областях деятельности становится на новый, более высокий уровень. Предприятия, организации и компании, активно функционирующие в данных условиях, вынуждены снова и снова разрабатывать и принимать решения по оптимизации и повышению эффективности работы всех своих элементов. Эти решения направлены на повышение конкурентоспособности фирм и предприятий и, как следствие, на укрепление их позиций на рынке.
Однако, как правило, свободных финансовых средств на реализацию данных управленческих решений не достаточно. Следовательно, перед организациями встает конкретная задача по изысканию средств на осуществление мероприятий по повышению эффективности функционирования.
Как известно, дополнительный отток денежных средств предприятия, занимающегося хранением и перевозкой мелкопартионных грузов, обусловлен формированием запасов товарно-материальных ценностей. А именно, затраты сопряжены:
- с увеличением расходов, возникающих в связи с хранением и владением запасами (аренда складских помещений и их содержание, расходы по перемещению запасов, страхование имущества и др.);
- с риском потерь из-за устаревания и порчи, а также хищений и бесконтрольного использования товарно-материальных ценностей (общеизвестно: чем больше объем и срок хранения имущества, тем сложнее осуществлять контроль за его сохранностью);
- с увеличением сумм, уплачиваемых налогов (по мере увеличения объема запасов растет величина налога на имущество);
- с отвлечением средств из оборота, их «омертвлением» (чрезмерные запасы прекращают движение капитала, нарушают финансовую стабильность).
Значительный отток денежных средств, связанный с расходами на формирование запасов и их хранение, делает необходимым поиск путей их сокращения и, как следствие, высвобождения средств на реализацию управленческих решений.
Теоретическая часть. Оптимальное управление запасами в условиях переменного (неслучайного) спроса
Виды запасов по времени учета
Логистические принципы позволяют эффективно объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений, логистических партнеров в сквозном управлении материальными и сопутствующими потоками в полной логистической цепи «закупки – производство – распределение – продажи – сервис».
Можно утверждать, что запас – это форма существования материального потока.
Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.
При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источниками покрытия могут быть собственные или заемные средства. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.
Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.
Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами: детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.
Общая стратегия планирования закупок материальных ресурсов на предприятии складывается в процессе взаимодействия финансового, операционного и логистического менеджмента. Координация и увязка требований перечисленных сфер по организации производства и общей логистической стратегии предприятия является задачей закупочной логистики.
В зависимости от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов происходит обоснование и выбор метода закупок.
Детальную классификацию методов закупок можно представить следующим образом:
• прямые закупки - закупки материальных ресурсов непосредственно у производителей;
• встречные закупки - закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями;
• лизинг - аренда, например, складского оборудования;
• новая закупка - покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований;
• обычная повторная закупка;
• измененная повторная закупка - предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;
• комплексная закупка - осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений.
Наиболее распространенные методы управления закупками могут быть сгруппированы следующим образом: метод увеличения объемов закупок; метод уменьшения объемов закупок; метод прямого расчета объемов закупки.
Метод увеличения объемов закупок сводится к следующему:
1. Учитывается спрос на конкретные виды продукции для принятия решения об их закупках.
2. Анализируется спрос в течение по меньшей мере 12 мес. для учета всех возможных видов сезонных колебаний.
3. Определяется достаточный объем спроса на протяжении 12 мес. для создания запасов конкретного вида продукции.
4. Решения о создании запасов принимаются в зависимости от количества заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданной продукции.
Метод уменьшения объемов закупок сводится к следующему:
1. Ежемесячно анализируется статистика сбыта продукции, не пользующейся спросом.
2. На основании статистики сбыта определяются те виды продукции, объем запасов которых следует сократить.
3. Вырабатываются критерии, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции.
4. Сводится к минимуму доля медленно реализуемых видов продукции на основе учета показателей объема запасов продукции.
Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса). При этом:
1. Определяется период времени, для которого осуществляется расчет.
2. На основании статистики продаж за выбранный период времени определяется общее количество проданной продукции.
3. Определяется средняя величина запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на количество недель в выбранном периоде.
4. Для определения запаса данного вида продукции величина оптимального уровня запаса умножается на среднюю величину запасов в неделю.
5. По мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются.
6. Полученная в результате расчетов величина изменяется еженедельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому средняя величина запасов и оптимальный уровень постоянно пересчитываются.
Основные системы управления запасами (СУЗ)
Логистическая СУЗ проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса.
Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются:
1) СУЗ с фиксированным размером заказа (ФРЗ);
2) СУЗ с фиксированным интервалом времени между заказами (ФИВМЗ).
Система с фиксированным размером заказа
Само название говорит об основополагающем параметре системы. Это – размер заказа. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Поэтому определение размера заказа является первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами.
Желание макcимально сэкономить затраты на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений, и, кроме того, снижает уровень обслуживания потребителя, При максимальной загрузке складских помещений значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов
Использование критерия минимизации совокупных затрат на хранение запасов и повторный заказ имеет смысл, если время исполнения заказа не является чересчур продолжительным, спрос не испытывает существенных колебаний, а цены на заказываемые сырье, материалы, полуфабрикаты и прочее колеблются не очень сильно. В таком случае целесообразно экономить на содержании запасов. Это приведет к возможности непрерывного обслуживания потребителя, что соответствует цели функционирования логистической системы управления запасами. Во всех других ситуациях определение оптимального размера заказа не обеспечивает уменьшение издержек на хранение запасов без потери качества обслуживания.
Оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле (формула Вильсона):
, (1)
где ОРЗ – оптимальный размер заказа, шт.; А – затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.; S – потребность в заказываемом продукте, шт.; i – затраты на хранение единицы заказываемого продукта, руб/шт..
Затраты на поставку единицы заказываемого продукта (А) включают следующие элементы:
• стоимость транспортировки заказа;
• затраты на разработку условий поставки;
• стоимость контроля исполнения заказа;
• затраты на выпуск каталогов;
• стоимость форм документов.
Формула (1) представляет собой первый вариант формулы Вильсона. Он ориентирован на мгновенное пополнение запаса на складе. В случае если пополнение запаса на складе производится за некоторый промежуток времени, учитывающий скорость этого пополнения:
, (2)
где k – коэффициент, учитывающий скорость пополнения запаса на складе.
Однако на практике значения A, S, i сами зависят от величины размера заказа и не являются постоянными. Поэтому наиболее эффективный размер заказа в ряде практических случаев целесообразно определять прямым подсчетом величины совокупных затрат по различным вариантам (т.е. методом перебора).
Практическая часть
1. Свести к задаче распознавания следующие проблемные ситуации:
1.1. В школе M уездного города N после окончания 9 класса, набор в 10-ый класс производится по способностям и предпочтениям учеников по трем основным направлениям: физико математическому, гуманитарному и экономическому. Распределить учеников 9 класса по специализированным классам.
Решение
Нужно определить три свойства для каждого ученика – физика, гуманитарные дисциплины и экономические дисциплины. Таким образом, распределим учеников 9 класса по специализированным классам.
1.2. Каждый год представители спортивных секций (футбольной, волейбольной и секции бокса) ходят по школам и выбирают подходящих себе школьников, что занимает довольно продолжительное время. Надо упростить работу тренеров, производя отбор учеников по каким-то основным параметрам на компьютере.
Решение
Нужно определить свойства для каждого школьника – сила удара, скорость и момент. Таким образом, можно подобрать учеников тренерам.
2. Используя метод дискриминантной функции, решить задачу:
2.1. Необходимо определить принадлежность людей к 1-ой или 2-ой группе по результатам тестирования и возрасту.
материал обучения материал экзамена
возраст результат теста группа возраст результат теста группа возраст результат теста группа
32 8 1 78 5 2 49 11 0
32 8 1 58 12 2 10 18 0
35 5 1 61 8 2 68 2 0
45 13 1 66 8 2 59 1 0
33 11 1 57 6 2 20 6 0
45 11 1 62 10 2 90 19 0
29 8 1 56 6 2 89 6 0
39 13 1 59 8 2 54 16 0
45 8 1 68 12 2 83 8 0
43 9 1 66 14 2 98 14 0
39 8 1 58 9 2 85 5 0
20 14 1 67 10 2 60 15 0
36 11 1 78 14 2 54 11 0
Решение
1. Эталон — прямоугольник
Строим границу образа. Её можно построить разными способами. Будем считать, что объекты образа находятся между минимумом и максимумом по каждому свойству. Тогда граница будет прямоугольник.
Решающее правило: Если значение каждого свойства элемента в материале экзамена лежит между МАХ и МIN этого свойства в материале обучения, то элемент принадлежит образу (см. рис. 2).
Распознавание
1 принадлежит 49,00 11,00
2 не принадлежит 0,00 0,00
3 не принадлежит 0,00 0,00
4 не принадлежит 0,00 0,00
5 не принадлежит 0,00 0,00
6 не принадлежит 0,00 0,00
7 не принадлежит 0,00 0,00
8 не принадлежит 0,00 0,00
9 не принадлежит 0,00 0,00
10 не принадлежит 0,00 0,00
11 не принадлежит 0,00 0,00
12 не принадлежит 0,00 0,00
13 принадлежит 54,00 11,00
14 не принадлежит 0,00 0,00
15 не принадлежит 0,00 0,00
2.2. Необходимо отнести людей по росту и весу к жен. или муж. полу.
материал обучения материал экзамена
Рост (футы) Вес (фунты) пол Рост (футы) Вес (фунты) пол Рост (футы) Вес (фунты) пол
69 261 мужчина 67 146 женщина 67 190 ?
66 180 мужчина 72 145 женщина 71 145 ?
70 160 мужчина 73 126 женщина 73 204 ?
65 185 мужчина 70 130 женщина 69 132 ?
70 165 мужчина 71 136 женщина 66 184 ?
63 212 мужчина 62 119 женщина 68 127 ?
69 170 мужчина 67 144 женщина 70 150 ?
74 202 мужчина 73 135 женщина 67 122 ?
66 179 мужчина 74 140 женщина 65 279 ?
69 213 мужчина 68 120 женщина
65 175 мужчина 65 127 женщина
61 215 мужчина 66 138 женщина
72 188 мужчина 68 123 женщина
71 205 мужчина 67 139 женщина
74 199 мужчина 68 118 женщина
Решение
1. Эталон — прямоугольник
Строим границу образа. Её можно построить разными способами. Будем считать, что объекты образа находятся между минимумом и максимумом по каждому свойству. Тогда граница будет прямоугольник.
Решающее правило: Если значение каждого свойства элемента в материале экзамена лежит между МАХ и МIN этого свойства в материале обучения, то элемент принадлежит образу (см. рис. 2).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Operational Principles for Good Pharmaceutical Procurement. WHO/EDM/PAR/99.5 // [Электронный ресурс]. – 1999 г. – Режим доступа: http://www.who.int/medicines/library/par/who-edm-par-1999-5/who-edm-par-99-5.pdf.
2. Ардатова М.М. Логистика: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 272 с.
3. Волков И. М., Грачева М. В. Проектный анализ. Учебник. — М.: ЮНИ-ТИ, 1998.
4. Грачева М. В. Анализ проектных рисков. Учебное пособие. — М.: Шина-статинформ, 1999.
5. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Управление запасами в логистике. – М.: Бизнес-пресса, 2006. – 368 с.
6. Клейнер Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. — М.: Экономика, 1997.
7. Логистика / Под ред. Б. А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2005. – 368 с.
8. Логистика управления запасами с помощью Excel. –М.: Харвест, 2007. – 64 с.
9. Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон. Управление снабжением и запасами. Логистика. – М.: Виктория плюс, 2006. – 768 с.
10. Модели и методы логистики / Под ред. В.С. Лукинского – СПб.: Питер, 2005. – 200 с.
11. Новиков О. А. Логистика. Учебное пособие. — М.:БИЗНЕС-ПРЕССА, 1999.
12. Путеводитель в мир управления проектами: Пер. с англ. — Екатерин¬бург: УГТУ, 2008.
13. Родионова В.Н., Туровец О.Г. Логистика: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 160 с.
14. Смолкин А. М. Менеджмент: Основы организации. — М.: ИНФРА-М, 1999.
15. Управление проектами. Зарубежный опыт / Под ред. В. Д. Шапиро, СПб.: ДваТри, 1996.
16. Шеремет В. В., Павлюченко В.М., Шапиро В.Д. Управление инвестициями: в 2-х тт — М: «Высшая школа», 2008 г.