Фрагмент для ознакомления
2
на заданных объектах. Это обстоятельство нужно учитывать в процессе обучения. Так, при организации учебно-воспитательного процесса, нужно задействовать непроизвольное внимание ребенка. Для этого нужно применять различные новые, нетрадиционные формы организации занятий, новое и интересное оборудование, которое интересует и привлекает детей. используются яркие цвета, новые и необычные предметы, нестандартное применение привычных предметов. При этом обращает на себя внимание тот факт, что при включении непроизвольного внимания, ребенок может довольно долго воспринимать информацию. Также он может воспринимать ее в больших объемах, Этого невозможно достичь в том случае, если задействовано произвольное внимание (если ребенка заставлять слушать, воспринимать ту или иную информацию).
Также стоит отметить, что для ребенка свойственно эмоциональное отношение к окружающей действительности. Для ребенка особую значимость имеют внешние впечатления, полученные из окружающего мира. Любая деятельность должна вызывать у ребенка эмоции. Тогда она будет эффективной, будет запоминаться и легко воспроизводиться при необходимости [5, c.87-93].
В дошкольном возрасте внимание развивается стремительными темпами. Это влечет за собой и развитие других важных психических процессов. В частности, в результате взаимодействия произвольного и непроизвольного внимания у ребенка формируется воображение, которое также играет важную роль в психическом развитии ребенка. Внимание, воображение, другие психические качества интенсивно развиваются в процессе игровой деятельности, поскольку игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста [11, c.190-201]
У ребенка дошкольного возраста достаточно хорошо развито эмоциональное сопереживание, эмоциональная отзывчивость. Ребенок знакомится с окружающим миром всеми доступными ему средствами, в том числе, через продуктивные виды деятельности, игру. Посредством этих видов деятельности происходит развитие восприятия, мышления, воображения и других психических процессов [19, c. 329-335].
Важно отметить, что в процессе развития основных психических качеств, важная роль отводится сенсорным, тактильным и другим ощущениям. Ребенок должен научиться манипулировать предметами, вещами. Он должен ориентироваться в форме предметов, их размере, цвете, форме, должен ощущать их через прикосновения, тактильные ощущения. Важно отметить, что те предметы, со свойствами которых ребенок ознакомился в первую очередь, в дальнейшем становятся для ребенка сенсорным эталоном, с которым он сравнивает предметы, ощущения, анализирует их. Важно и то, что при получении новой сенсорной информации, ребенок обогащает свои ощущения. Соответственно, улучшаются его психомоторные способности и качества. Все это дает ребенку важную информацию об окружающем мире, в результате чего происходит дальнейшее обогащение и развитие психики ребенка [16, c. 15-32].
Также важно отметить, что довольно много информации об окружающем мире ребенок получает и посредством воображения. Это выгодно отличает ребенка от взрослого, у которого воображение не является формой познания окружающего мира. Постепенно формируются представления ребенка, что приводит к дальнейшему развитию мыслительных процессов [5, c. 1-16].
В развитии познавательных процессов важная роль отводится речи, коммуникативным навыкам. Речь является одним из эффективных средств взаимодействия ребенка с окружающим миром. При помощи речи ребенок развивается, у него формируется мировоззрение и сознание.
Важная роль отводится психомоторным качествам. Двигательная активность, моторика – важные условия полноценного психического развития ребенка. Это связано с тем, что развитие психомоторных качеств влечет за собой развитие коры головного мозга. Это в свою очередь, приводит к тому, что у ребенка появляется ряд возможностей для осознанного контроля своего поведения, для регулирования тех или иных психических процессов, качеств. Все движения, действия ребенка становятся более осознанными, скоординированными [6, c.190].
При работе с детьми дошкольного возраста нужно четко осознавать и понимать, что это один из сложнейших и наиболее ответственных периодов в жизни ребенка. Нужно понимать, что ребенок в это время открыт для познания нового, но в то же время, психика его крайне чувствительная и ранима. Важно бережно относиться к чувствам ребенка, его переживаниям. Необходимо учитывать особенности личности ребенка, его индивидуально-психологические характеристики. Вместе с тем, нужно учитывать, что ребенок в это время склонен многое повторять за взрослым, копируя определенные модели поведения. Также у ребенка проявлена любознательность, на высоком уровне находится познавательный интерес. Это позволяет привлекать детей к различным видам деятельности, к творчеству, созиданию. В это время у детей впервые появляются учебные интересы, их необходимо поддерживать и развивать [7, c. 79-84].
В дошкольном возрасте психика ребенка претерпевает многочисленные изменения, причем протекают они довольно быстро и стремительно. В это время происходит смена ведущего вида деятельности, формируется множество психических новообразований. Многие психические процессы перестраиваются, трансформируются. Меняется система восприятия, взглядов.
Говоря о психических новообразованиях детей младшего дошкольного возраста, важно отметить то, что у ребенка формируется способность к анализу информации об окружающем мире. Также именно в дошкольном возрасте закладываются основы планирования, рефлексии, происходит становление конкретных мыслительных операций, операциональных структур, стремительно развивается креативность, творческое мышление.
Довольно интенсивно проходит развитие личностных качеств ребенка. В первую очередь, происходит стремительное развитие интеллекта, психических качеств (за счет стремления к познанию, стремительного развития мыслительных процессов). Прогрессивное развитие наблюдается абсолютно во всех сферах жизни, в том числе, в области физического, психического развития. Обращает на себя внимание стремительное развитие психофизиологических качеств, психомоторных реакций [4, c.40-43]. В результате у ребенка формируются множественные психические и личностные новообразования.
Все вышеуказанное позволяет ребенку с минимальными усилиями развить нужные качества. Именно это и используется в процессе воспитательной работы. Используя естественные психические, психофизиологические, психомоторные реакции и способности, можно развить у ребенка способность мыслить, анализировать и интерпретировать информацию, способность к учебной деятельности [16].
Именно в дошкольном возрасте складывается ряд условий, при помощи которых становится возможным дальнейшее воспитание, развитие личности. Учебно-воспитательный процесс можно организовать таким образом, чтобы максимально развить у ребенка физические качества, двигательные навыки, психические, моторные и сенсорные процессы. Кроме того, можно существенно обогатить сенсорный опыт ребенка, расширить его представления и взаимодействия с окружающим миром. Все это, в свою очередь, выступает в качестве дополнительного фактора, стимулирующего развитие мыслительных, познавательных процессов, воображения [5, c.89-91].
1.2. Особенности развития психомоторных способностей детей дошкольного возраста
Психомоторные способности совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, другими сенсорными системами. Психомоторные способности направлены на выполнение мелких и точных движений. В применении к моторным способностям часто используется термин ловкость. К области психомоторных способностей относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека [1, с.58].
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются в виде психомоторных качеств: на мелких движениях пальцев, положении рук и ног, жестикуляции. Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики рук. Древние греки говорили, что массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует дух, а также оказывает благоприятное влияние на деятельность других сенсорных систем. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. Таким образом, можно построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие [3, c. 180-183].
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации согласованного действия рук и глаз. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Плодотворное изучение моторики возможно лишь при целостном понимании психической и двигательной деятельности, признание ее интегративного характера.
Развитие можно рассматривать в рамках моторного, сенсорного и когнитивно-мыслительного компонентов, что объединяется под единым
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрющенко, Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (5-7 лет) /Е.В.Андрющенко– Челябинск: Цицеро, 2014. – 128 с.
2. Басалаев С. Н. От игровой природы театра к жизненной реальности. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 243 с.
3. Бозина И.Г. Некоторые аспекты процесса социализации старших школьников в образовательном учреждении // Вестник Томского государственного университета: Научный журнал. – 2017. - №300. – Т. 1. – С. 180-183
4. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016.— 98 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 93 с.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии /Л.С.Выготский– СПб.: Лань, 2015.–377с.
7. Горина Е.А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический Гаудеамус. - №4. – Т.16. – 2017. – С.79-84.
8. Гризик,Т.И. Развитие мелкой моторики руки у детей 4-5 лет/ Т.И. Гризик –М.: Аст-груп. - 2017 г.
9. Матенева В. П. Празднично-игровое общение как высшая форма досуга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 46. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470077.htm.
10. Мороз Т.И., Басалаев С.Н. Игра как способ преображения реальности // Вестник КемГУКИ. – 2019. - №48. – С. 60-66.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр “Академия”, 2017. – 640 с.
12. Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А.Новиковская – СПб: Сова, 2016– 184с.
13. Острун, Н.Д. Оригами. Живые фигурки / Н.Д.Острун –Изд. Оникс– 2015.– 52с.
14. Программы деятельности любителей ролевых игр: теоретико-практический анализ. Н.А. Гекман, Г. В. Оленина // Вестник МГУКИ. – 2015. - 3 (65). – С. 130 – 137.
15. Прокопова Н. Л., Заорска М. Управляющая роль воображения как основа оригинальности и эффективности речевых театрально-педагогических технологий // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2018. – № 42. – С. 181–191.
16. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования . Изд. ПЕРСПЕКТИВА , 2014. –32с.
17. Фетисов Б.Ю. Взгляд изнутри / Сайт свободных игровых коммуникаций. Ролевые игры живого действия. – URL: http://www.alexander6.ru/28791/ (последнее обращение к ресурсу 15.12.2019).
18. Чернявская В. С., Ахмадуллина О. В. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Концепт. – 2016. – № 01 (январь). – ART 16003. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16003.htm. – ISSN 2304-120X.
19. Чернявская О.С. Социальное пространство. Об¬зор теоретических интерпретаций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачев-ского. – 2018. – № 5. – С. 329-335.
20. ШеповскихЕ.В. Развитие мелкой моторики /Е.В. Шеповских–Изд. ВЛАДОС, 2012.– 78с.