Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты участия ООН в урегулировании вооруженных конфликтов
1.1. Миротворческая деятельность как фактор урегулирования вооруженных конфликтов и поддержания устойчивого мира
Военные конфликты являются частью общественного развития, оказывают огромное влияние на многие стороны человеческой жизни, приводя к коренным изменениям в экономике, политике, культуре, мировоззрении. Военные конфликты становятся сегодня явлением, представляющим весьма серьезную опасность для человечества. Военные конфликты приносят миллионы жертв, подрывают сами основы жизни народов, углубления взаимосвязей всех членов мирового сообщества любой военный конфликт может при определенных условиях превратиться в «детонатор» мировой войны. Конфликт представляет собой тип социального взаимодействия, участники которого, сознательно и открыто противостоят друг другу в силу реальной или воображаемой несовместимости их интересов, позиций, целей.
Военный конфликт представляет собой широкое понятие, которое может включать в качестве составляющих, как войны, так и вооруженные конфликты. Военный конфликт это как любое столкновение между двумя и более вооруженными структурами, имеющими государственный статус и преследующими легитимные государственные интересы. Практика международных отношений свидетельствует о том, что международному сообществу не всегда удается уберечь мир от вооруженных столкновений как внутренних, так и международных. На сегодняшний день конфликты ведутся на территории Ближнего и Среднего Востока идут в странах Африки и в Азии, существует в Европе и Латинской Америке .
Как политологическая и международно – правовая категория термин «вооруженный конфликт» был впервые использован в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954г.). Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., и Дополнительные протоколы к ним четко назвали ситуации, которые регулируются международным гуманитарным правом:
– объявленная война или всякий другой вооруженный конфликт, возникающий между двумя или несколькими государствами, даже в том случае, если одно из них не признает состояние войны;
– вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение;
– вооруженные конфликты, происходящие на территории какого либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.
В источниках международного права имеется ряд определений, военных действий и связанных с этим понятием. Например «средства ведения военных действий – это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных сил противника, подавления его сил и способности к сопротивлению «методы ведения военных действий – это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях.
Миротворческая деятельность является уникальным и динамичным инструментом, разработанным ООН в качестве одного из путей оказания помощи страдающим от конфликтов странам в создании условий для построения устойчивого мира.
Первоначально она возникла в практике ООН в форме «операций по поддержанию мира» (peacekeeping operations) как превентивная мера, осуществляемая с соблюдением принципа полного сотрудничества с заинтересованными сторонами, предусматривающего добровольность участия государств-членов ООН в конкретных операциях и необходимость получения предварительного согласия на проведение операции от государств-участников конфликта, для решения которого она осуществляется. Проведение миротворческих операций было ограничено задачами разъединения конфликтующих сторон или наблюдения за развитием конфликта и осуществлялось без применения оружия, кроме необходимых случаев самообороны .
В методологическом плане миротворческие операции представляют собой конкретные формы миротворческой деятельности. По мнению исследователей и практиков, миротворческие операции – это совокупность политико-дипломатических, военных или иных форм и методов коллективных международных усилий по восстановлению международного мира и стабильности в конфликтных регионах с помощью системы скоординированных мер по предотвращению, разрешению и ликвидации последствий конфликтов международного и немеждународного характера. Поэтому ряд ученых считает, что политико-идеологическая функция концепции «международного миротворчества» состоит в легитимации разноплановых операций, придании всем этим разнородным военно-политическим и дипломатическим действиям статуса оправданных действий мирового или регионального сообщества.
Операции по поддержанию мира получили распространение в годы «холодной войны» для ослабления напряженности и урегулирования конфликтов между государствами путем развертывания невооруженных или легко вооруженных интернациональных воинских контингентов под командованием ООН. Миротворческие силы привлекались для обеспечения наблюдения за прекращением огня или разъединения сил в целях поддержания международного мира и безопасности, как это предусмотрено в Уставе ООН .
Таким образом, деятельность по поддержанию мира как форма миротворчества в традиционном понимании ориентирована не на поиск мирного решения проблемы, а лишь на снижение остроты конфликта. Она предусматривает разведение противоборствующих сторон, в результате которого военные действия участников становятся затруднительными.
Поскольку миротворческие операции стали включать в себя все больше невоенных элементов, в 1992 г. в структуре ООН был создан Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ).
Спрос на вмешательство ООН как форму миротворческого контроля стал возрастать и по масштабам, и по диапазону операций. Проведенные операции, в целом, специалисты оценили как достаточно успешные. Так, миротворцы ООН помогли Намибии, Сальвадору и Мозамбику пройти через переходный период и в дальнейшем самостоятельно поддерживать мир. Некоторые усилия потерпели неудачу, вероятно в результате излишне оптимистической оценки возможностей операций ООН по поддержанию мира.
Необходимо отметить инициативы Российской Федерации по вопросу сближения взглядов стран-участниц на миротворчество, при активном координирующем влиянии ООН и ее Совета Безопасности .
Международное сообщество, ведомое ООН, накопило опыт в деле поддержания мира. Во-первых, ООН разработала правовой механизм урегулирования международных и внутренних конфликтов. Во-вторых, были созданы органы планирования миротворческой деятельности ООН, обеспечивающие широкое географическое представительство и равное соотношение между числом мужчин и женщин. Более 150 стран мира выделяют ООН гражданский и военный персонал для операций по поддержанию мира. Созданная система управления позволяет осуществлять политический, административный и военный контроль действий миротворцев, получать объективную информацию из района действия миссии. В-третьих, действия ООН доказали на практике аксиому международной политики о том, что невозможно разрешить кризис, используя только военную силу, даже в случае ее мирного использования. Любой из существующих военных конфликтов требует комплексного подхода в урегулировании, при котором миротворческая операция является только одной из важнейших его составляющих.
1.2. Правовое регулирование участия ООН в урегулировании вооруженных конфликтов
В современных реалиях вооруженные конфликты являются одной из ключевых угроз безопасности – как сами по себе, так и в качестве причин возникновения других вызовов. Развитие системы международных отношений в конце XX – начале XXI в. характеризуется высоким уровнем
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. – М., 1956, с. 14 – 47.
2. III Гаагская конвенция об открытии военных действий (Заключена в г. Гааге 18.10.1907) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Заключена в г. Гааге 14.05.1954) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX.– М., 1960. С. 114 – 142.
4. Алтухова Е.Ю. Действие норм международного гуманитарного права и международного права прав человека в условиях вооруженных конфликтов // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы XV Международного конгресса. В 3-х частях. Ответственные редакторы А.Х. Абашидзе, Н.Н. Емельянова. 2018. С. 37-45.
5. Биннатов Б.А. Характеристика военных конфликтов, и их предотвращение // Новая наука: От идеи к результату. 2017. № 1-2. С. 12-17.
6. Ващенко М.С. Гендерный аспект миротворчества ООН // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 4 (32). С. 31-36.
7. Горбенко О.В. Международно-правовые средства и методы урегулирования вооруженного конфликта в Сирии // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы XV Международного конгресса. В 3-х частях. Ответственные редакторы А.Х. Абашидзе, Н.Н. Емельянова. 2018. С. 449-458.
8. Золотарев В.А., Трунов Ф.О. Особенности урегулирования вооруженных конфликтов в современном мире // Актуальные проблемы Европы. 2018. № 4. С. 17-38.
9. Исаков А.Р. Роль ООН в регулировании международных конфликтов // Наука сегодня: реальность и перспективы Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 41-42.
10. Никульшин А.А. ООН как центр координации мировой политики: современное восприятие и перспективы развития // Оригинальные исследования. 2018. Т. 8. № 5. С. 40-45.
11. Новиков Д.С. Правовое обеспечение проведения миротворческих операций ООН по поддержанию и установлению мира // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Юридические науки. 2018. № 3 (17). С. 43-49.
12. Рагимов И.Ф. Международно-правовые аспекты деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2018. № 4. С. 10-14.
13. Табуйко Д.В. Правовое регулирование миротворческой деятельности // Война и право: силовые структуры на службе Отечеству материалы всероссийской научно-практической конференции. Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. 2017. С. 164-168.
14. Тишков С.А. Многокомпонентные миротворческие миссии ООН: опыт, проблемы, перспективы: монография. Орел: ОрелГУЭТ, 2017. 160 с.
15. Шагалов В.А., Шайдуллин Р.В. Роль организации объединенных наций в формировании концепции миротворческих операций // Вестник Екатерининского института. 2017. № 4 (40). С. 110-115.