Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
1.1. Общие основы единой системы организации исполнительной власти Российской Федерации
Государственная власть способна осуществляться исключительно посредством специально сформированных органов. Каждая служба государственной власти подразумевает под собой организацию, либо должностное лицо, которое является наделенным государственно-властными полномочиями для осуществления функций государства. В комплексе органы государственной власти формируют сложную систему с различным множеством закономерно объединенных элементов.
Государственная управленческая деятельность выступает как целостная система организации публичной власти, включающая законодательную, исполнительную, судебную подсистемы власти и все государственные органы, образующие такие подсистемы, и должностные лица таких органов. Государственное управление представляет собой форму реализации государственной прерогативы органами государственной власти и их должностными лицами, осуществляемой в системе общесоциального публичного управления. Так, А.С. Ускова характеризует государственное управление в узком смысле как разновидность государственной деятельности специфического характера, подразумевающая реализацию исполнительной части государственного власти посредством системы государственных органов. В широком смысле – деятельность всех органов государственной власти любой ее ветви, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений .
Государство реализует свою управленческую функцию через систему органов государственного управления . С системной позиции, как считает Е.В. Охотский, государственное управление характеризуется как совокупность следующих основных подсистем: нормативная, институциональная, функциональная, коммуникативная и культурно-идеологическая .
Нормы конституционного права устанавливают виды органов государственной власти, определяют систему органов внутри абсолютно каждого вида, фиксируют отношения между всевозможными органами, основы их правового статуса, включая и наименование служб государственной власти, процедуру их формирования, компетенцию, формы деятельности, типы и юридическую силу выдвигаемых ими правовых актов, подотчетность, а кроме того и мероприятия конституционной ответственности.
Виды органов государственной власти определяются в связи с формой правления, политико-территориальной организации страны, политического режима, сформировавшейся системы разделения властей, исторических и отечественных специфических особенностей развития государства.
Деятельность каждой из ветвей государственной власти представляет собой сложный и консолидированный процесс, реализуемый присущими каждой из разновидностей специфическими методами. В каждой из видов деятельности имеется своя преобладающая специфическая задача, однако имеют место и проявления деятельности, присущие другим видам власти.
К примеру, исполнительная ветвь власти выполняет часть законодательных функций, выпуская собственные нормативные акты (Указы Президента России, Постановления Правительства России и так далее), хотя основанная ее деятельность имеет исполнительно-распорядительный характер.
«Исполнительная власть» как юридический термин употребляется в учебной и научной литературе, а также широко представлен в нормативно-правовых документах. Теория отечественного административного и конституционного права не содержит единого, унифицированного подхода по этому вопросу, что затрудняет появление аналитических суждений в отношении содержания и практики применения термина в той или иной сфере государственно-правовой деятельности.
По мнению Радченко В.И., не каждый государственный орган в силу «правоприменительного характера их деятельности (учреждения или комитеты с координационными, совещательными или консультативными функциями), в компетенцию которого входят управленческие функции, может относиться к уполномоченным (властным) органам, в том числе и к органам исполнительной власти» .
Правильное разделение функций государственного управления от исполнительных функций власти является обязательным условием для определения правового положения исполнительной власти . В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть является составной частью государственной власти (ст. 10) и осуществляется в Российской Федерации и в субъектах РФ (ст. 11, 77, 78). Органами, реализующими исполнительные функции этой ветви власти, являются органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов РФ.
По мнению Н.Ю. Хаманевой: «В реальности исполнительная власть - это система государственных органов, деятельность которых обеспечивается составом государственной службы и иных служащих, выполняющих определенные их правовым статусом действия» .
Наиболее существенными и важными признаками исполнительной власти, которые отличают ее от законодательной и судебной власти, являются:
1) Предназначение исполнительной власти.
2) Организация исполнительной власти.
3) Принуждение в деятельности исполнительной власти.
4) Подзаконный характер исполнительной власти.
5) Универсальность и самостоятельность исполнительной власти.
Признак предназначения исполнительной власти имеет предметный характер и, в отличие от иных ветвей власти, другое содержание. Данный признак заключается в организации практического исполнения Конституции РФ и законов РФ при реализации управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных и частных интересов. Она осуществляется методами и средствами публичного, в основном административного права с использованием государственно-властных полномочий.
Определения понятий «система исполнительной власти» или «структура исполнительной власти» в отечественном законодательстве отсутствует. Действующая система и структура исполнительной власти устанавливаются Президентом РФ. В отличие от законодательной для исполнительной власти, характерна иерархия и подчинение нижестоящих органов вышестоящим, т.е. многоуровневая вертикаль власти.
В отличие от законодательной и судебной власти, исполнительная власть правомочна применять различные формы влияния на объекты управления, в частности психическое или физическое принуждение. Важно отметить, что принуждение тесно связанно с властными полномочиями исполнительной власти, что является отличительным признаком любого государства. Для реализации принуждения исполнительная власть имеет уполномоченные на это силовые ведомства: МВД, ФСБ, ФСИН и др.
Исполнительная власть является производной от законодательной власти, которая носит первичный характер, и функционирует на основании и во исполнение законов, дополняя законодательство уточнениями, более расширено регулируя общественные отношения.
Исполнительная власть функционирует непрерывно и на абсолютно всей территории государства. Полномочия исполнительной власти распространяются на важнейшие сферы общественных отношений: административно-политическую, экономическую, социальную.
Исполнительная власть является самостоятельной ветвью единой государственной власти России и она непосредственно взаимодействует с другими ветвями власти: законодательной и судебной. Принцип разделения властей нельзя понимать в абсолютном смысле, поскольку все ветви государственной власти каким-либо образом взаимосвязаны, однако данное взаимодействие (взаимосвязь) не должна подменять одну ветвь власти другой, или к вторжению законодательной либо судебной власти в сферу исполнительной власти и обратно.
Исполнительная власть имеет самостоятельность исключительно в вопросах функционирования и компетенции, поскольку ее функции в масштабе российского государства связаны с непосредственно в практическим исполнением нормативных правовых актов законодательной власти. Соответственно функция принятия нормативных правовых актов осуществляется законодательной властью, а функция осуществления судебной деятельности относится соответственно к судебной ветви власти.
Исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. поскольку она реализуется в деятельности специальных субъектов, уполномоченных исполнительной компетенцией. Следовательно, в государственно-властном механизме исполнительная власть представлена в виде органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти - наиболее многочисленная и разветвленная часть государственного аппарата, призванная осуществлять подзаконную, исполнительно-распорядительную, организующую деятельность по руководству хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями, по реализации законных интересов, охране прав и свобод населения.
Особенность органов исполнительной власти состоит в том, что они исполняют только государственно-властные полномочия в системе разделения властей и находятся в постоянном взаимодействии и непосредственном контакте с законодательной и судебной ветвями государственной власти.
Важно отметить, что Основной закон РФ, определив исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти России, возложил ее реализацию на систему органов исполнительной власти, которая возглавляется Правительством РФ (ст. 10, 11, 71, 72, 77, 78, 110-112, 114 Конституции РФ).
Предметы ведения и полномочия являются компетенцией органов исполнительной власти.
Деятельность органов исполнительной власти подзаконна, она реализуется на основе Закона и во исполнение Закона. Соответственно, при своем функционировании указанные органы обязаны выполнять требования Основного Закона либо конституциям (уставам) субъектов РФ, а также законам и указам Президента РФ и другим нормативно-правовым актам.
Таким образом, органы исполнительной власти создаются на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ в соответствии с учетом особенностей федеративного устройства Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Официальной интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014
2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12.04.2019) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945
3. Указ Президента РФ от 31.12.2008 N 1883 (ред. от 09.05.2016) "Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка" // "Собрание законодательства РФ", 05.01.2009, N 1, ст. 95.
4. Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 14.09.2018) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 28.05.2012, N 22, ст. 2754
5. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 28.10.2019) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 21.05.2018, N 21, ст. 2981.
6. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712
7. Федеральный закон от 07.05.2013 № 77 ФЗ «О парламентском контроле» (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2304.
8. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 (ред. от 29.12.2018) "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 24.01.2005, N 4, ст. 305
9. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 10.07.2017) // СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233.
10. Административные регламенты в деятельности МВД России : монография / В. Г. Меркулов, С. А. Старостин, В. Ю. Ухов. СПб. : С.-Петербургский ун-т МВД России, 2016. С. 53—115.
11. Акчурина А.В. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А». 2014. С. 95.
12. Бачило И. Л., Лапина М. А., Карпухин Д. В. Методология систематизации функций и полномочий в системе федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. 2016. № 3. С. 12—22
13. Жукова, С.М. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации: Учебное пособие / С.М. Жукова.– Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018. – 106 с. С.27
14. Кирин А. В., Побежимова Н. И. Актуальные проблемы административной реформы // Административное право и процесс. 2014. № 3. С. 67—71
15. Кулитякин, А.Н. Государственное управление в РФ. М.: Наука. 2015. С. 142.
16. Национальная юридическая энциклопедия. - URL: http://determiner.ru/ (дата обращения: 20.12.2019)
17. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. В 2 ч. Часть 1 / Е.В. Охотский. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – С.92.
18. Перов С. В. О бюрократизации ведомственного нормотворчества // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 21—23 нояб. 2017 г.) : в 8 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2017. Т. 3 : С. 214.
19. Перов С. В. Контрольно-надзорные и регуляторные функции федеральных органов исполнительной власти // Lex russica (Русский закон). 2019. № 2 (147). С. 69-80.
20. Радченко, И.В. Органы государственного управления и исполнительная власть. М., 2015. С. 75.
21. Словарь основных понятий теории государства и права / Под ред. А.Г. Мамонтова, С.А. Иванова. – М.: ЮНИТИ, 2019. – С.65.
22. Ускова, А.С. О соотношении понятий "государственное управление", "исполнительная власть", "государственная администрация" // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).
23. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития М.: ТК Велби, 2015. С. 23.