Фрагмент для ознакомления
2
3) изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина;
4) исследование вопросов национально-государственного устройства Российской Федерации, правового статуса Федерации и ее субъектов;
5) комплексный анализ регулирования формирования и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов, местного самоуправления;
6) анализ основ организации и осуществления судебной власти в Российской Федерации.
Таким образом, наука конституционного права способствует углублению фундаментальных представлений об особенностях функционирования исследуемого ею предмета и одновременно стремится к получению прикладных научных результатов, которые могут быть использованы для управления общественным развитием. Она нацеливает свой исследовательский интерес на анализ новейших изменений, происходящих в системе общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права. Опираясь на обширную базу знаний, наука конституционного права способна прогнозировать дальнейшее развитие конституционно-правовых отношений и предлагать инновационные решения, направленные на совершенствование как исследуемой ею отрасли права, так и самих конституционно-правовых отношений, отдельных норм и институтов.
Конституционно-правовая наука тесно связана с другими юридическими и социально-гуманитарными науками, результаты, концепции, методологические подходы которых помогают существенно расширить исследовательские возможности конституционного права. Особенно ярко эта взаимосвязь наук проявляется при исследовании современных конституций, их места и роли в меняющемся мире.
1.2. Премет науки конституционного права
Назначение конституционного права заключается в том, что это не просто одна из отраслей права (пусть даже ведущая), а ядро всей правовой системы и, соответственно, каждой отрасли в отдельности. Причем речь не идет о противопоставлении характеристик конституционного права как отрасли и как ядра правовой системы.
В последние годы вопросы конституционных правоотношений вышли за границы теоретических дискуссий и перешли в разряд широко обсуждаемых практических вопросов. Такое внимание специалистов-практиков к сугубо теоретическому вопросу проявляется прежде всего в научном споре вокруг решений Конституционного Суда РФ на предмет выяснения необходимости регулирования тех или иных общественных отношений конституционными нормами. В результате складывается общая картина, отражающая отсутствие единого мнения общества и органов государственной власти о предмете конституционно-правового регулирования.
Представляется, что граждане и их объединения рассматривают Конституцию РФ как всеохватывающий документ, буквально трактуя положения ч. 1 ст. 15 о прямом действии Конституции РФ. При таком толковании конституционные правоотношения должны проникать во все сферы жизни общества, нуждающиеся в правовом регулировании. В конституционно-правовой науке данная точка зрения также находит отклик, в частности в трудах профессоров А.Н. Кокотова, И.Е. Фарбера. При этом пределы конституционно-правового регулирования общественных отношений совпадают с границами объединенного предмета российского права. Роль конституционного права становится всеохватывающей и всепроникающей, а существование любых правоотношений без конституционных правоотношений становится невозможным.
Органы государственной власти занимают более сдержанную позицию в вопросах необходимости конституционно-правового регулирования общественных отношений. Нормы Конституции РФ рассматриваются как общие принципы и направления развития, которые могут быть скорректированы в зависимости от государственных целей и задач. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации (независимо от формы эмиссии. - Прим. авт.), а в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (вопрос о том, кто вправе осуществлять эмиссию в безналичной форме, остается открытым. - Прим. авт.). Таким образом, уточнение содержания конституционного смысла приводит к фактическому его сужению.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, гласит ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. При этом Конституционный Суд РФ наделяется правом разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. Полагаем, принимая во внимание заключение на проект закона, что речь идет не о противоречии между международным договором Российской Федерации и Конституцией Российской Федерации, а о противоречии между толкованием международного договора межгосударственным органом и толкованием уполномоченным органом Российской Федерации.
Еще одна показательная новелла российского законодательства: сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются - ч. 1 ст. 24 Конституции РФ. В то же время для обеспечения реализации дополнительных мер по защите гражданина и общества от терроризма, а также упреждения указанных преступлений организаторам распространения информации в сети Интернет вменяется обязанность хранить на территории Российской Федерации текстовые сообщения пользователей сети Интернет, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сети Интернет до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. При этом отказ в регистрации организатора распространения информации в сети Интернет на территории Российской Федерации влечет за собой его блокировку, подобного рода решения принимались в отношении таких мессенджеров, как Line, WeChat, Zello, Telegram.
Таким образом, практика деятельности органов государственной власти Российской Федерации весьма красноречиво свидетельствует о роли и месте конституционных правоотношений в системе правоотношений Российской Федерации. Современное состояние развития российской государственности, количество и качество как внутренних, так и внешних угроз делают невозможным распространение конституционных правоотношений на все сферы общественной жизни.
Вопросу предмета конституционных правоотношений посвящено достаточно много исследований. В целом взгляды многих ученых-конституционалистов схожи в отнесении к предмету традиционно регулируемых конституционным правом общественных отношений, таких как основы конституционного строя, статус высших органов государственной власти, организация и проведение выборов, референдум, законодательный процесс и ряд других. Данные общественные отношения представляют собой исключительную сферу конституционно-правового регулирования. Конституцией РФ эти общественные отношения закреплены полностью или как минимум в значительной степени, при этом возможность принятия по таким вопросам иных актов, кроме регулирования непосредственно Конституцией РФ, заранее предусмотрена.
В то же время сложилась целая группа общественных отношений, которые, безусловно, имеют конституционно-правовые основы, так как относятся к категории наиболее важных общественных отношений, однако помимо конституционных норм для их регулирования применяются нормы отраслевого законодательства. В отличие от вышеуказанной, данная группа общественных отношений регулируется не только конституционными нормами, но и нормами иного, отраслевого законодательства. К указанной группе относится конституционно-правовой статус человека, деятельность системы органов исполнительной власти, экономика, социальная сфера, деятельность общественных объединений и т.д. Регулирование этих общественных отношений очень зависимо от государственного бюджета, результатов внутренней и внешней политики, а также постоянно нарастающих угроз безопасности. Уменьшение объема конституционного регулирования именно в этой сфере отличает современные конституционные правоотношения.
Наиболее спорными в существующей дискуссии между государством и обществом являются общественные отношения, напрямую не регулируемые Конституцией РФ, т.е. конституционные нормы для таких общественных отношений действуют через призму отраслевого законодательства.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 N 7-ФКЗ О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. N 51 (часть I). Ст. 7229.
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790.
5. Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности // СЗ РФ. 2016. N 28. Ст. 4558.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.06.2018 N 25-П // Собрание законодательства РФ, 02.07.2018, N 27, ст. 4138.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2015 N 4-П // Собрание законодательства РФ, 23.03.2015, N 12, ст. 1801.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 30-П // Собрание законодательства РФ, 09.01.2012, N 2, ст. 398.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2011 N 29-П // Собрание законодательства РФ, 09.01.2012, N 2, ст. 397.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 N 26-П // Собрание законодательства РФ, 19.12.2011, N 51, ст. 7551.
11. Абрамова О.К. Конституционные ценности как особая форма выражения права // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 2. С. 34.
12. Александрова М.А. Правовой статус решений Конституционного Суда Российской Федерации // Юридический мир. 2015. N 4. С. 10.
13. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие и развитие конституционной юриспруденции в России // Журнал российского права. 2011. N 10. С. 35.
14. Бондарь Н.С. Буква и дух Российской Конституции: 20-летний опыт гармонизации в свете конституционного правосудия // Журнал российского права. 2013. N 11. С. 5 - 17.
15. Бондарь Н.С. Конституционные ценности - категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда РФ) // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 6. С. 3.
16. Бондарь Н.С. Предмет конституционного права в контексте практики конституционного правосудия: стабильность и динамизм // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 10. С. 24.
17. Витрук Н.В. Конституция Российской Федерации как ценность и конституционные ценности // Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции РФ и 60-летию Всеобщей декларации прав человека (Санкт-Петербург, 13-14.11.2008): Сб. науч. ст. / Отв. ред. В.Д. Зорькин. М.: Норма, 2009. С. 277.
18. Денисов С.А. Конституционные ценности как основа для толкования норм Конституции РФ // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 9.
19. Карасева И.А. Конкуренция конституционных ценностей в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционных Судов зарубежных стран: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 78.
20. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 164 - 245.
21. Лукьянова Е.А. Еще раз о предмете конституционного права с позиции нового тысячелетия // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 1. С. 13 - 17.
22. Магадов Ш.Р. Нравственность как конституционная ценность в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 89.
23. Мамонов В.В. Конституционные ценности современной России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. N 4 (93). С. 129.
24. Нарутто С.В. Проблема реализации конституционных ценностей в России // Российское право в Интернете. 2009. N 5.С. 32.
25. Несмеянова С.Э. Понятие и структура конституционно-правового статуса органа государственной власти (на примере Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 7. С. 5 - 9.
26. Осавелюк А.М. Эволюция предмета отрасли конституционного права // Мировой судья. 2014. N 1. С. 9 - 14.