Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза во взаимной
торговле товарами, имеющими статус товаров Таможенного союза, между Республикой Беларусь,
Республикой Казахстан, Республикой Армения и Российской Федерацией таможенный контроль не
осуществляется, таможенные операции, связанные с выпуском товаров, не совершаются. В отношении
таких товаров предусмотрено их статистическое декларирование – то есть декларирование для целей
статистического учета объемов и номенклатуры экспорта и импорта.
Целью исследования является рассмотрение статистической формы декларирования товаров,
перемещаемых между государствами ЕАЭС.
Исходя из цели исследования выделим следующие задачи исследования:
дать общую характеристику применения статистической формы декларирования товаров,
перемещаемых между государствами ЕАЭС;
провести анализ применения статистической формы декларирования товаров, перемещаемых
между государствами ЕАЭС;
рассмотреть особенности совершенствования деятельности таможенных органов в области
статистической формы декларирования.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских и зарубежных ученых, содержащие
достаточно глубокие и обстоятельно исследованные вопросы экономической и продовольственной
безопасности.
Методологической основой исследования выступает совокупность таких современных методов как
анализ и синтез (системный и диалектический подходы), экономико-статистический метод, метод
аналогии, метод сравнительной и экспертной оценки, которые опираются на комплекс экономических и
юридических дисциплин, а также смежных с ними областей знаний. Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы,
заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретико-правовые основы применения статистической формы декларирования товаров,
3
перемещаемых между государствами ЕАЭС
1.1.Понятие статистической формы декларирования товаров
С 10.01.2016 г. ФТС России начала выполнять функции уполномоченного органа, ответственного за
ведение статистики в отношении продукции, перемещаемой в рамках торгового оборота со странами
ЕАЭС (ранее уполномоченным органом был Росстат).
Обязанность представлять «статистическую форму» о торговле со странами ЕАЭС в таможенные
органы, прописано в Законе о таможенном регулировании в РФ (Статья 278 Закона от 03.08.2018 №
289-ФЗ (ЗоТР) .
Ранее такие лица были названы лишь в Постановлении Правительства, утвердившем Правила
ведения статистики торговли товарами в рамках ЕАЭС (Постановление Правительства РФ от
07.12.2015 № 1329 (далее - Постановление № 1329)).
Таким образом, при ведении внешнеэкономической деятельности со странами ЕАЭС, с которыми при
перемещении товаров, у нас в рамках Единого таможенного союза (Евразийского экономического
союза) нет статистической формы декларирования – всегда требуется заполнять статистическую
форму учета товаров: если они заключили сделку о ввозе товаров в Россию с территории стран ЕАЭС
(вывозе товаров из России в страны ЕАЭС); если от их имени (по их поручению) заключена такая
сделка; если сделка не заключалась, но им принадлежит право владения, пользования и (или)
распоряжения ввозимыми (вывозимыми) товарами .
Нормативные документы :
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(статьи 278-279 ЗоТР №289-ФЗ);
2. Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 г. № 1329 «Об организации ведения
статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского
экономического союза»;
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №
195-ФЗ (ред. от 11.10.2018) (статья 19.7.13).
1.2. Алгоритм статистического декларирования
Все компании, работающие со странами ЕАЭС – участники ВЭД, а именно импортеры и экспортеры
должны заполнять статформу в личном кабинете участника ВЭД на сайте ФТС России.
Отметим, что если у организации нет усиленной квалифицированной электронной подписи для работы
с сервисами ФТС России – то данную статформу можно подать независимо от наличия у них ЭЦП для
таможни.
Заполненная на интернет-сайте статформа подается (пункт 7 Правил, утв. Постановлением № 1329) :
в электронном виде, если у организации/ИП есть усиленная квалифицированная электронная
подпись для таможни (ЭЦП);
на бумаге, если у организации/ИП нет электронной подписи.
Заполнение статформы в любом случае осуществляется через сайт ФТС России в электронном виде:
вручную с чистой веб-формы – вводом данных в каждое поле каждой закладки формы;
автоматически – загрузкой данных из файла в формате XML.
В статистической форме данные размещаются на трех вкладках веб-формы – Общие сведения,
Сведения о товарах и Сведения о заявителе. Поля статистической формы, обязательные для
заполнения, помечены красной звездочкой .
Распечатанную статистическую форму необходимо заверить подписью заявителя, поставить печать
организации, которую заявитель представляет (для юридических лиц), затем самостоятельно
(заявителем или доверенным (уполномоченным) лицом заявителя) либо посредством заказного
почтового отправления представить в любой таможенный орган, в регионе деятельности которого
заявитель состоит на учете в налоговом органе.
Глава 2 Анализ применения статистических форм декларирования товаров при перемещении через
границу ЕАЭС
2.1. Анализ развития декларирования товаров
Состояние внешнеторговых связей – один из важнейших показателей развития интеграционных
процессов на территории Евразийского экономического союза. Масштабы и структура свободного
обмена товарами, производимыми его участниками, свидетельствуют об интенсивности внешних
4
экономических отношений.
Изучение структуры внешней торговли по укрупненным группам товаров позволяет понять, какие
товары необходимы рынку в определенный отрезок времени.
Внешняя торговля рассматривается с двух сторон: экспорт стран участниц ЕАЭС в страны вне Союза и
импорт стран-участниц ЕАЭС из стран, не входящих в Союз.
Исходя из рисунка можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в экспорте в страны вне
Союза за рассматриваемый период занимают минеральные продукты. Здесь удельный вес
минеральных продуктов варьируется от 60,72% до 74,19%. В 2018 году по сравнению с 2010 годом
объем внешней торговли минеральными продуктами снизился на 65 373,4 млн. долл. США, или на
21,2%.
Удельный вес торговли минеральными ресурсами в общем объеме внешней торговли за исследуемый
период времени снизился на 7,75 п.п. На втором месте по удельному весу в общем объеме экспорта в
страны вне Союза стоит группа «Металлы и изделия из них».
В 2018 году почти не наблюдается изменение ее удельного веса по сравнению с 2010 годом и
составляет 10,6%. Небольшой рост отмечается доли продукции химической промышленности и
каучука (на 0,9 п.п.) и в 2018 году составляет 6,05%.
В 2,1 раза вырос объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в
страны вне Союза. В абсолютном выражении это изменение составило
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в
Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // СЗ РФ. 2011. № 32. Ст. 4810.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015)(приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета
ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)// «Собрание законодательства РФ»,
13.12.2010, № 50, ст. 6615
Специальная литература
3. Андриашин, Х.А. Таможенное право: учебник для вузов / Под общ. ред. Андриашина Х.А.- М. :
Проспект, 2019. - 358 с.
4. Афонин, П. Н. Информационные таможенные технологии: учеб. для вузов / П. Н. Афонин. - СПб.
: Троицкий мост, 2014. - 352 с.
5. Бакаева О.Ю. Частные и публичные интересы и их отражение в принципах таможенного права
// Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 8. С. 84 - 85.
6. Бакаева, О.Ю. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления: баланс
интересов / Бакаева О.Ю. // Законодательство, 2019. - № 10. – с. 15-18.
7. Бельтюкова А.А. О порядке применения таможенной процедуры переработки на таможенной
территории в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Публично-правовые исследования (электронный журнал).
2016. № 1. С. 87 - 119.
8. Бельтюкова А.А. О порядке применения таможенной процедуры переработки на таможенной
территории в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Публично-правовые исследования (электронный журнал).
2018. № 1. С. 87 - 119.
9. Гендугова, М. Б. Таможенные платежи и таможенные процедуры как инструменты
регулирования внешнеторговой деятельности / Гендугова М. Б. // Таможенные новости, 2017. - № 7. – с.
10-12.
10. Герасименко, Ю. В. Правовое регулирование разрешительных процедур, осуществляемых
таможенными органами / Ю. В. Герасименко, А. В. Сургутскова // Право и экономика, 2016. - № 8. - С.
57-65.
11. Давыдов, Р. И. Таможня переместится в o№-li№e / Р. Давыдов; беседовала Е. Шмелева //
Таможенное регулирование. Таможенный контроль, 2016. - № 1. - с. 33-36.
12. Демин А.В. Неопределенность в налоговом праве и правовые средства ее преодоления: Дис. ...
д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2014. С. 250 - 251.
13. Егиазарова В. П. // Налоговый вестник , 2017. - № 1. – с. 24- 27
14. Егиазарова, В. П. Правовое регулирование таможенных процедур
15. Ершов, А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. / А.Д. Ершов – М.:
Проспект, 2018. – с. 260
16. Завалишин, А. Кому в Таможенном союзе жить хорошо? / А. Завалишин // Таможенное
регулирование. Таможенный контроль,
5
2012. - № 1. - с. 43-44.
17. Заикина, О. П Динамика интеграции / О. П. Заикина // Таможенное регулирование. Таможенный
контроль, 2017. - № 1. - с. 19-22.
18. Заикина, О. П. Помешает ли ВТО Евразийскому союзу? / О. П. Заикина // Таможенное
регулирование. Таможенный контроль, 2018. - № 2. - с. 12-14.
19. Игнатюк, А.З. Таможенное право таможенного союза: учебное пособие / А.З. Игнатюк. – Минск:
Амалфея, 20107. – 250 с.
20. Кашкин, С. Ю. Основы права Европейского Союза: Учебное пособие / Под ред. С. Ю. Кашкина. -
– М.: Проспект, 2019. – 360 с.
21. Кожанков, А. Ю. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных
процедур - международный стандарт таможенного регулирования. Принципы и содержание / А. Ю.
Кожанков // Международное публичное и частное право, 2017. - № 6 - с. 24-28.
22. Назарбаев, Н. А. Евразийский союз / Н. А. Назарбаев // Таможенное регулирование.
Таможенный контроль, 2016. - № 1. - С. 10-18.
23. Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М.: Юрид. лит. 2017. С. 31 - 32.
24. Райкова, А.Ю. Международно-правовые аспекты упрощения таможенной процедуры
временного ввоза: / Райкова А.Ю. // Современное право, 2018. - № 1. – с. 15-17.
25. Суркичин Г.Ф. Теоретические аспекты таможенных процедур в РФ // Право. 2018. № 3. С. 78.