Фрагмент для ознакомления
2
российские). Отечественные мультфильмы, они по своему содержанию ближе к ребенку, так как в них отражается родная российская картина мира. В советских мультфильмах добрые герои противопоставляются злым. При этом добро в конце всегда побеждает. Да и злой персонаж подается в юмористической форме, что снижает его негативное воздействие. Отрицательный персонаж в советских мультфильмах обычно легко перевоспитывается, да и злой он только потому, что его никто не любил, с ним никто не дружил и не общался. Аниме отличается от простых мультипликационных фильмов, она своеобразна. Ее привлекательность в том, что она погружает человека в другой мир реальности и создает ощущение волшебства, поэтому она может сильно повлиять на ребенка. Для ряда зарубежных мультфильмов характерно и откровенно деструктивное влияние на ребёнка: употребление сомнительных речевых приёмов, ругательств, оскорблений, демонстрация антисоциального поведения в привлекательном ракурсе, спорных гендерных особенностей поведения, нереалистичных образов и сексуальной нетрадиционной ориентации. Сюжеты многих мультфильмов фактически пропагандируют насилие, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений).
Особенно много претензий в связи со сказанным возникает к американским и японским мультфильмам. И. А. Медведева, Д. В. Андрющенко и Н. Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов: 1) «агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости; 2) девиантное поведение героев, которое не наказывается. В результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе; 3) демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности; демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения; 4) демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению существующих эталонов красоты; безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям; негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы» [3].
При выборе мультипликационных фильмов для детей стоит в первую очередь решить, какие именно качества хотите привить своему ребенку. Ведь одни учат дружбе и верности, другие трудолюбию и терпению, третьи вообще развивают логику и ораторские способности. Если правильно делать подборку детских картин, то из маленького открытого ребенка вырастет настоящий искренний и трудолюбивый человек, стремящийся помогать окружающим. Можно прийти к выводу, что современные мультипликационные фильмы отличаются зачастую, интересным сюжетом и более современным юмором, что для детей младшего возраста не всегда могут быть понятными.
Советские мультфильмы являются классикой детского кинематографа. Мы согласны с мнением о том, что советские мультики отлично подходят для деток младшего возраста, так как они легкие в понимании и положительно влияют на психическое состояние ребенка. Аниме мультфильмы отличаются японской направленностью, из-за чего они часто очень похожи между собой. Такой вид мультиков наименее популярен среди детей. Наверное, наиболее популярными и однозначно наиболее полезными являются развивающие мультики. Такие мультфильмы позволяют научить ребенка чему-то новому или объяснить то, что у родителей не получается. Развивающие мультфильмы не только очень полезные, но зачастую и довольно интересные. За последние годы, на телевидении появляется множество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского производства. Современное телевидение, кино и видео оказывают на ребенка все более интенсивное влияние, причем далеко не положительное. Ребенок часто находится под воздействием персонажей и сюжетов агрессивного содержания. Родители и специалисты выражают обеспокоенность за своих детей так, как созерцание сцен насилия может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. У детей при просмотре агрессивных сцен, закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Мы предполагаем, что на высокий уровень агрессивного поведения старших дошкольников влияют современные, зарубежные мультипликационные фильмы, а именно, в которых сюжеты имеют сцены насилия, безжалости, жестокости, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений).
2.2 Способы профилактики детской агрессивности
Все чаще в детских садах можно встретить детей с ярко выраженной агрессивностью. Воспитатели отмечают, что с каждым годом агрессивных детей становится больше. Родители и педагоги порой не справляются с такими детьми и не понимают, почему ребенок так себя ведет, хоть и осознает, что его ждет наказание за плохое поведение. К сожалению, агрессивные дети осуждаются и отвергаются взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводят к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. О проявлении агрессии не стоит судить только по внешним проявлениям, так как каждый акт проявления агрессии имеет свой повод в определенной ситуации. И нужно всегда рассматривать каждую ситуацию подробно. Разработка способов коррекции агрессивного поведения, а главное, профилактика являются одной из самых актуальных задач современной психологической науки. К сожалению, большинство научных работ носят теоретический характер. Исследований, основанных на практическом опыте и реальных результатах, сравнительно немного.
Детская агрессивность трудно поддается коррекции, поэтому работа в этом направлении достаточно продолжительна, кропотлива и требует особого терпения. Агрессивные дети не могут объективно оценить свои поступки и, как правило, имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. В общении с другими детьми они проявляют низкий уровень эмпатии, у них слабо развит контроль над эмоциями. Само возникновение агрессии предотвратить сложно, но научить ребенка преодолевать негативные эмоции приемлемым способом, расширить его поведенческий репертуар возможно. Необходимы своевременное выявление и преодоление отклонений в поведении детей, проявляющих агрессивное поведение, а также проведение коррекционно-развивающей работы. Со временем у многих детей агрессивное поведение уступает место общепринятым правилам, установленным в коллективе и в обществе в целом. Тогда как у отдельной категории детей агрессия становится устойчивой формой поведения. Проявление чрезмерной агрессивности свидетельствует о некотором нарушении, которое может закрепиться при отсутствии работы с такими детьми. В связи с этим нами была составлена программа коррекции агрессивного поведения детей, которая нацелена на преодоление агрессивности в старшем дошкольном возрасте.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 64) [2, с. 198], соответствующими направлениями «Типового положения о ДОУ» [3, с. 126], «Конвенцией о правах ребенка» [4, с. 14] и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии: Л. И. Божович, М. М. Кольцовой, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Т. А. Комиссаренко, А. А. Романова.
Целью данной программы является снижение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бандура А. Теория социального научения. – СПб. : Евразия, 2000. – 184 с.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
3. Брехман Г. И. Пренатальные (дородовые) истоки немотивированного насилия // Вестн. Иванов. мед. академии. 2008. Т. 13. № 3–4. С. 66–72.
4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — М. : АСТ, 1998. – 324 с.
5. Дерманова И. Б. Тест тревожности (Р. Темпл, М. Дорки, В. Аммен). М.: Речь, 2002. 34 с.
6. Елисеева О. Н. Психолого-педагогическая технология коррекции агрессивных проявлений у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.[Электронный ресурс]. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/ article/111 (дата обращения: 28.02.2017).
7. Закон РФ «Об образовании». М.: Эксмо, 2013. 404 с.
8. Марченко Т. М. Агрессивность у родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 2 (26). С. 192–200.
9. Холод Н. И. Влияние СМИ на агрессивное поведение детей и подростков [Электронный ресурс ]. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/ pedagoka_i_psichologiy/29_2/ (дата обращения: 28.02.2013).
10. Корниенко Н. А. Ценности и антиценности интернета в формировании и развитии идентичности личности // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 4 (7). С. 115–124.
11. Комментарий к типовому положению о дошкольном образовательном учреждении. М.: Астрель, 2006. 576 с.
12. Кочетов М. Вредные мультики: влияние анимации на детскую психику // журнал «Великая эпоха». – Сентябрь 2015. - № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.epochtimes.ru/vrednye-multiki-vliyanie-animatsii-na-detskuyu-psihiku-98916053/
13. Конвенция о правах ребенка. М.: Омега-Л, 2014. 19 с.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.: Издательский центр «Академия», 2003. —176 с.
15. Музыченко Г. Ф. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного». М.: Речь, 2013. 556 с.
16. Мухина В. С. Детская психология. : Учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 1985. — 272 с.
17. Николаева С. О. Воспитание и дополнительное образование детей. М.: Владос, 2007. 79 с
18. Румянцева Т.Р. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. –1991. № 1.C.3034.
19. Токарская Л. В. Психолого-педагогическая реабилитация семей, воспитывающих детей-инвалидов // Социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях социального обслуживания семьи и детей : материалы Межрегиональн. конф. «Семейная политика и пути ее совершенствования». Первоу- ральск, 2008. С. 116–123.
20. Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей // Журнал «Психологическая наука и образование». - 2011. - № 2. – С. 68. [Электронный ресурс]. URL: http://moluch.ru/archive/80/13872/
21. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. —М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 1998. —96Фурманов А.И. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. –Минск, 1996. –192с.
22. СмирноваЕ.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии.2008.№1.C.4248.