Фрагмент для ознакомления
2
кредитной или банковской организации, на которые возложена обязанность по ее хранению.
Налоговая тайна генерирует с одной стороны частные интересы налогоплательщика, которые связаны с его коммерческой, предпринимательской и иной деятельностью. С другой стороны – обязанность по соблюдению режима конфиденциальности налоговой тайны лежит не на лице, сведения о коммерческой и иной деятельности которого составляет налоговая тайна, а на государственном органе, который обязан эту тайну хранить.
В соответствии с законодательством такими органами могут быть: налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственного внебюджетного фонда и таможенным органы. В этой части следует говорить о публичных интересах государства, на органы которого возложена обязанность по хранению налоговой тайны. Как и банковская тайна, налоговая тайна необязательно должна иметь определенную коммерческую или предпринимательскую ценность, как в данный момент, так и потенциальную. Однако, сведения, составляющие налоговую тайну могут быть использованы против лица, результаты коммерческой деятельности которого составляют налоговую тайну .
Подводя промежуточный итог, определим, что сущность экономической конфиденциальной информации заключается в том, что она содержит основные характеристики проанализированных категорий банковской, коммерческой и налоговой тайны.
Рассматриваемые деяния является высоко латентными, причинами латентности нам видятся в следующем:
1) отсутствие сообщений о совершенном деянии;
2) применение таких методов совершения преступлений, которые в большинстве своем затрудняют обнаружение их органами внутренних дел;
3) неверие в результативность деятельности работы правоохранительных органов и др.
Подводя итог анализу криминологической характеристики рассматриваемых преступлений, представляется возможным дальнейшее спрогнозировать увеличения числа преступных деяний, которые связаны с незаконными получением и разглашением сведений, которые непосредственно коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
1.2 Криминологическая характеристика личности лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 183 УК РФ
В отличие от права криминологическое учение определяет личность преступника в качестве системы психологических, социальных, правовых и иных особенностей и качеств человека, которые составляют основу преступного поведения (совершения преступления). Современная наука о личности преступника включает в себя достаточно значительный набор характеризующих признаков. Так, в качестве обособленных классификационных групп признаков личности преступника выделяются:
1) социологические: пол, возраст, род занятий, семейное положение, количество находящихся на иждивении лиц и др.;
2) юридические: вид совершенного преступления, наличие судимости, характер и размер причиненного преступлением вреда, форма вины при совершении преступления и др.;
3) медико-биологические: общее состояние здоровья, наличие патологий, временных и хронических заболеваний;
4) нравственно-психологические (характеризуют особенности формирования решения о совершении преступления); и др.
При исследовании личности преступника зачастую трудно отделить ее от поведения, особенно когда исследуются мотивы, цели, намерения, выбор средств их достижения, принятое решения и т.п. Таким образом, появление и формирование мотивов преступного поведения, возможно, расценивать и в рамках формирования личности преступника, и при анализе внутренних механизмов поведения. Эмоции, мысли, переживания преступника и чувства, реализованные в преступлении, есть в то же время проявления его личности.
В первую очередь, подчеркнем, что конфликтные отношения и все без исключения сопряженные с ними обстоятельства непосредственно создаются самими участниками конфликта, и эти участники сами попадают в психологическую зависимость от того, что создано их же руками. При этом, хотя ссоры и скандалы многократно повторяются, нанося глубокие психологические, моральные, а зачастую и физические травмы, справедливо вызывая отрицательную реакцию окружающих, такие конфликтные взаимоотношения, тем не менее, сохраняются и чаще всего обостряются все теми же конфликтующими сторонами. Следовательно, то, что злоумышленники и будущие жертвы как-то заинтересованы в сформировавшихся взаимоотношениях.
Само же преступное поведение, прежде всего длящееся, неоднократное совершение преступлений, способно «питать» себя, но только посредством самой личности, приобщая ее к конкретному образу жизни, фиксируя в ней отрицательные внутренние особенности, антиобщественные установки и ориентации, заостряя в нежелательном направлении характерных черт их нрава.
Образование классификационных групп признаков, совокупность которых определяется в качестве личности виновного лица, имеет не только научное, но и сугубо практическое значение. Сведения, которые сформировываются в ходе подготовки статистики о лицах, привлеченных к уголовной ответственности по рассматриваемой статье, являются наиболее значительным источником для реализации максимально объективного исследования состояния преступности по ст. 183 УК РФ и формирования или же корректировки мероприятий превентивного влияния. В этой связи собранные при криминологических исследованиях сведения о криминологических характеристиках личности лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 183 УК РФ и принимаемые во внимание при формировании матрицы сведений статистической отчетности считаются, как представляется, одними из наиболее результативных и действенных средств анализа и профилактики преступности в рассматриваемой сфере деятельности.
Статья 183 УК РФ применяется не только к сотрудникам банковских, коммерческих, налоговых организаций, но и к иным лицам, которые могли располагать информацией рассматриваемого рода. Ответственность предусматривается также для лиц, которые противозаконно собирают информацию, включающую тайну в рассматриваемых сферах деятельности организаций, путем, как хищения документов, так и подкупа или же угроз. Также могут быть предусмотрены и иные незаконные способы.
Так, информация, которая подразумевает под собой определенные сведения, разглашение которых влечет за собой юридическую ответственность – это особый тип информации, предназначенный специально для налоговых органов с целью осуществления законной налоговой деятельности. Кроме того, в ходе такой деятельности, налоговые органы становятся владельцами персональных данных налогоплательщика, а такая информация подлежит другому режиму защиты, предусмотренному в Федеральном законе «О персональных данных» .
Все вопросы по соблюдению налоговой тайны, возникают, прежде всего, в виду деятельности налоговых органов. Именно они в процессе осуществления своих должностных полномочий получают и обрабатывают большое количество информации связанной с определенным налогоплательщиком. В ряде случаев, налоговые органы могут самостоятельно получить информацию о налогоплательщике без его согласия, но такая деятельность возможна только при осуществлении отдельных мероприятий в пределах налоговой проверки.
Главенствующим в распространении информации все же является сам налогоплательщик, ведь в его обязанности входит своевременно предоставлять бухгалтерскую отчетность, декларации и иные документы по исчислению и уплате налогов и сборов в соответствии с НК РФ .
Стоит отметить, что за не соблюдение налоговой тайны независимо от статуса налогоплательщика, каждому будет причинен вред, если информация о нем распространится. Поэтому в рамках данной работы освещаются основные пробелы в соблюдении налоговой тайны в РФ.
Произведя анализ НПА налоговых органов можно сделать вывод о том, что в ряде случаев ими были нарушены основные положения о налоговой тайне. Так, упомянутая выше ст.102 НК РФ гласит, что сведения о состоянии и размере налоговой задолженности налогоплательщиков является налоговой тайной, однако сейчас практика разглашения такой информации набирает обороты. Таким образом, это пагубно отражается на деловой репутации и конкурентоспособности налогоплательщика, кроме этого, нарушается их право на свободу экономической деятельности, закрепленное в Конституции РФ.
В остальном, правовой режим охраны налоговой тайны можно охарактеризовать как четко регламентированный порядок доступа к информации. В НК РФ установлен ограниченный режим доступа к налоговой информации и определен исчерпывающий перечень субъектов, которые могут ее запрашивать. Такими субъектами, в первую очередь, являются суд, государственные, таможенные и следственные органы .
Информация, составляющая налоговую, коммерческую, банковскую тайну, должна быть получена в связи с занимаемой должностью на службе или работе и разглашена, использована без согласия налогоплательщика, клиента банка.
Так, районный суд Санкт-Петербурга 31 августа 2017 года по делу № 1-181/2017 вынес обвинительный приговор в соответствии с ч.2 ст.183 УК РФ. Осужденная умышленно совершила незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, без согласия их владельца, будучи лицом, которому она стала известна по службе. Разглашение произошло путем отправки СМС-сообщения с данными руководителей организации одной фирмы ее конкурентам, которые запросили такую информацию. В виду обстоятельств по делу и признанию вины суд назначил наказание в виде штрафа в 100 тысяч рублей и лишил осужденную право занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями сроком на 1 год .
Однако, разглашение информации, составляющей налоговую тайну, не будет считаться противозаконным, если такую информацию запрашивают налоговые и правоохранительные органы других государств. Такое возможно, в связи с положением международных договоров, одной из сторон которых является РФ, а так же исходя из содержания соглашений о взаимном сотрудничестве заключенных между налоговыми органами РФ и иностранными государствами.