Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется происходящими в России
изменениями многих сторон современной жизни, в том числе сферы
образования. Вследствие происходящих перемен усиливается потребность
реформирования школьного и дошкольного образования. В концепции
2
модернизации российского образования на период до 2010 года
подчеркивается, что одна из ближайших целей модернизации -
формирование оптимальной модели системы образования, в которой четко
распределяются и согласовываются компетенции, полномочия, функции,
цели, методы и ответственность всех субъектов образовательной политики,
прежде всего - образовательных учреждений и органов местного
самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.
В России с конца 90-х годов XX века принимались определенные меры
по децентрализации управления и финансирования дошкольного
образования, повышался уровень самостоятельности, автономии субъектов,
рос престиж инновационной, исследовательской деятельности. Однако
ситуация, сложившаяся в настоящий момент в российском дошкольном
образовании, характеризуется рядом факторов, которые ограничивают
реальные возможности его системы: несоответствие прежних, привычных
стилей и стереотипов управленческой деятельности новым социальноэкономическим условиям; концентрация основных усилий аппарата
управления на решение текущих задач, затрудняющая и замедляющая
переориентацию управления на приоритеты перспективного развития
образования; несогласованность, а иногда и противоречивость различных
правовых актов, составляющих нормативную базу образования; отсутствие
надежных механизмов реализации принятых государственных решений в
сфере образования.
Указанные проблемы требуют глубокого анализа с целью
модернизации управления дошкольным образованием. В связи с этим
несомненную актуальность приобретает целенаправленное и научно
обоснованное сравнение систем дошкольного образования России и наиболее
развитых стран мира. Особое положение в их ряду занимает Испания,
которую связывает с нашей страной многолетнее традиционное
сотрудничество в сферах науки, культуры и образования.
3
Изучению испанской образовательной системы посвящены работы
таких известных отечественных специалистов в области сравнительной
педагогики, как Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, П.Г. Мижуев, С.А.
Фрумов и др. Частные проблемы образования в Испании рассматриваются в
исследованиях З.Б. Багатовой (педагогические основы социальной работы),
Е.И. Бражник (роль страны в европейских интеграционных процессах), С.В.
Владимировой (подготовка педагогических кадров), И.Г. Живатовской
(частные учебные заведения), А.Х. Закирьяновой (профессиональная
педагогическая подготовка), Е.Я. Ореховой (традиции и реформы в системе
образования), А.В. Федорова (медиаобразование), Н.Г. Шабло (начальное
образование) и др. Однако в отечественных исследованиях по сравнительной
педагогике отсутствует сопоставительный анализ систем школьного и
дошкольного образования России и Испании на современном этапе.
Цель исследования - выявление общего, особенного и единичного в
современных системах дошкольного образования России и Испании на
основе сравнительно-педагогического анализа.
Объект исследования - современные системы дошкольного
образования России и Испании в конце XX - начале XXI вв.
Предмет исследования - общее, особенное и единичное в системах
дошкольного образования России и Испании на современном этапе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка
литературы.
Глава 1. Дошкольное образование России
1.1.История развития дошкольного образования в России
Современное дошкольное образование – это первая государственная
форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательнообразовательная работа с детьми.
4
Социокультурная значимость дошкольного образования определяется
особенностями возраста. Так, возраст от трех до семи лет – это самый
чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми
изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном
и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и основа для
успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу
будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит значимость
дошкольного образования.
В России дошкольное образование регулируется федеральным законом
«Об образовании», который вступил в силу в 2013 году. Этот документ
определяет формы и методы, содержание и принципы ДО (дошкольного
образования), а также ожидаемые социокультурные и общественногосударственные результаты реализации программы. Федеральный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО) является ориентиром для
специалистов ДОУ, работников системы ДО, семей, широкой
общественности.
Обратимся к истории развития дошкольного образования в Российской
Федерации.
В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия
первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество
организовывало курсы и лекции для воспитательниц, проводились платные
Фребелевские курсы разной продолжительности: летние, годичные и
трёхгодичные. Однако кадров не хватало, и к 1914 году в России
существовало всего 150 садов, их посещали 4 000 детей. Правда, ассортимент
учреждений был широк: платные и бесплатные, для детей дворян, рабочих и
интеллигенции, а также приюты для сирот. Открывались садики на квартирах
либо в одном помещении с женскими гимназиями.
20 ноября 1917 года была принята «Декларация по дошкольному
воспитанию». Так стартовала государственная программа дошкольного
образования в нашей стране. Документ определил главные принципы:
5
доступность и бесплатность общественного воспитания для всех детей
дошкольного возраста. С этого момента детсадовское движение развивалось
неслыханными темпами. Если в 1918 году функционировало 400
дошкольных учреждений, то через два года их было уже 4723 – почти в
двенадцать раз больше. К этому времени их посещало около 250 000 детей.
В 1918 году профессор Константин Николаевич Корнилов вместе с
коллегами создал во 2-м Московском государственном университете
педагогический факультет с дошкольным отделением (спустя несколько лет
факультет был преобразован в Московский государственный педагогический
институт).
Годом позже в Москве прошел первый Всесоюзный съезд по
дошкольному воспитанию.
В 1928 году начал издаваться ежемесячный журнал «Дошкольное
воспитание» для преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений.
Правда, термин «детский сад» не использовался: в 1920 – 1930-е годы такие
заведения назывались «детский очаг» либо просто «очаг».
В 1934 году вышла первая «Программа работы детского сада». Четыре
года спустя были опубликованы «Устав детского сада» и «Руководство для
воспитателей детского сада». Устав определял задачи, структуру и
особенности функционирования дошкольных учреждений. Руководство
содержало методические указания по работе с детьми.
В 1937 году Совнарком выпустил специальное постановление о
создании ведомственных детских садов. Двумя годами позже были
установлены типовые штаты сотрудников для садиков каждого вида и
ведомственной принадлежности.
Уже к 1940-му году детский сад посещали 2 000 000 мальчиков и
девочек. К 1976 году число воспитанников в 120 000 дошкольных
учреждений увеличилось до 12 000 000, а в 1991 году их стало 15 000 000.
В послевоенные годы появились ясли-сад, куда принимали детей уже с
двухмесячного возраста. Страна нуждалась в работниках, и, по замыслу
6
государства, ничто – даже материнство – не должно было отвлекать женщину
от трудовых свершений.
В 1960-е годы был разработан единый для всех дошкольных
учреждений документ, определяющий программу их работы. Авторами
регламента стали ведущие научно-исследовательские институты
дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1980-е
годы этот документ сменила Типовая программа воспитания и обучения в
детском саду.
Постепенно ситуация в стране менялась, менялась и ситуация с
детскими садами. После разрухи 90-х пришло время стабильности. Это сразу
отразилось на демографической ситуации. В 2000-е годы резко повысилась
рождаемость. Большую роль сыграла программа материнского капитала. В
результате тех немногих детских садов, что выжили в «смутное время», стало
катастрофически не хватать. Уже в 2012 году более 2 000 000 детей ждали
очереди, чтобы попасть в садик.
Переломить ситуацию решили на государственном уровне. В
последние годы было построено множество новых садов, число которых
постоянно растет. Уже появились населенные пункты, в которых проблема
дефицита мест в детских садах полностью решена.
Сейчас ассортимент дошкольных учреждений достаточно широк: от
стандартного государственного садика до частного или семейного. По всей
России их функционирует почти 46 000. В это число входят ясли, детские
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г.
Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 370с.
2. Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной
психологии [Текст] / Ю.С. Бакулина // Педагогика. - 2007. - №8. - С.60-64.
7
3. Богуславская Т.Н.Вариативные формы обеспечения доступности
качественного дошкольного образования // Проблемы современного
образования. = 2013
4. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская. - СПб.:
Питер, 2003.- 450с.
5. Волошина Л. Н. Современные ориентиры и тенденции развития
системы дошкольного образования / Вестник Челябинского
государственного педагогического университета. = 2012. - ВАК
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.
Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 570с.
7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В.
Давыдов. - М.: БЕК, 1996. - 358с.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. -
М.: Логос, 2001. - 420с.
9. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики [Текст] /
В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 400с.
10. Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. -
М.: Гардарики, 2004. - 420с. - ISBN
11. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]/
В.А.Крутецкий. - М.: Наука, 1982. - 620с.
12. Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад.
Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные
занятия / И.В. Лапина. - М.: Учитель, 2013. - 128 c.
13. Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы
дошкольного образования / Концепт. = 2013
14. Мирина О. Л. Роль дошкольного образовательного учреждения в
процессе социализации ребенка / Вестник Волгоградского государственного
университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. = 2013
15. Мурченко, Н. А. Планирование на каждый день. Психологопедагогическое сопровождение дошкольника. Программа "Радуга". Вторая
8
младшая группа. Январь-май / Н.А. Мурченко, Ю.П. Поминова. - М.:
Учитель, 2014. - 388 c.
16. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.Г. Казанской. -
СПб.: Питер, 2003. - 260с.
17. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А.
Реан. - СПб.: Питер, 1999. - 264с.
18. Смолеусова Т. В. ФГОС дошкольного образования: главное в
структуре, содержании, преемственности / Вестник Новосибирского
государственного педагогического университета. = 2015
19. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]/ Л.Д.
Столяренко. - М.: Наука, 2004. - 440с.
20. Чепцова Н. А. Анализ современных образовательных программ
дошкольного воспитания - «Развитие», «Детство», «Шаг за шагом»
Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2101
21. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической
психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2005. - №6. -
С.78 - 84.