Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Концепция географии как науки о пространстве складывалась в явном виде на протяжении XIX
века во многом параллельно естественным изводам той же науки, более того, на развитие идей
этого направления повлияли многие из уже вышеперечисленных ученых. Однако многие
имплицитные определения в рамках данной парадигмы встречаются и у более ранних авторов и
также могут быть возведены к наследию классической географии.
В XIX столетии, особенно после основания в Лондоне Королевского географического общества,
развитие дисциплины начали поддерживать гражданские географические общества, члены
которых сочетали научный интерес к географии с любознательностью к новым, неизведанным
землям. Постепенно география превращалась из предприятия, ориентированного на хронографию
и картографирование (в том числе впервые открываемых территорий), в объяснительную науку.
Советская география в 1920-40-х годах развивалась, учитывая целостность «естественной
концепции». При этом, в 1930-м году успел выйти перевод книги Геттнера «География: ее история,
сущность и методы» под редакцией и с предисловием главного на ближайшие десятилетия
советского экономико-географа Н.Н. Баранского, а советскую районную школу – детище
последнего совершенно невозможно вывести за рамки пространственной парадигмы. Это
несколько, жестко ограниченный наследием советской ментальности, с локальным акцентом на
выделение районов и районирование.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей применения Интернета при
преподавании географии.
Задачи:
1) Характеристика основ применения Интернета в современном образовании;
2) Описание применения Google Earth в учебном процессе изучения географии.
Объект исследования – особенности применения Интернет-технологий в образовании, предмет
исследования – особенности применения Интернет-технологий в преподавании географии.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что сегодня современное изучение
географии опирается на глобальное изучение стран. Рассматриваются не только страна, а ее
взаимосвязь и влияние на глобальную географическую картину мира. И как нельзя актуальным
является применение Интернет-технологий в изучении географии.
4
В работе мы использовали труды таких авторов, как Мизев Е.И, Максаковский В. П., Соколова А.А.,
Тикунов В.С., Дмитриева В.Т. и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Внедрение технологий в образовательный процесс
Рамка ИКТ-компетенций ЮНЕСКО для учителей и преподавателей подчеркивает, что
преподавателям недостаточно просто владеть Информационно-коммуникационными
компетенциями (ИКТ-компетенции) и уметь доносить их до учащихся.
Оценка профессиональной компетентности происходит посредством сравнения достигнутых
результатов с определенными нормами, средними значениями, и посредством их сравнения с
результатами предыдущих оценок для определения природы прогресса в развитии и
профессиональном росте преподавателя и лидера.
5
В дополнение, наличие развитых навыков использования ИКТ не связано напрямую с их
применением в образовательной деятельности: отсутствует или значительно отстает от
ожидаемого уровня трансляция навыков, полученных при внедрении использования компьютера
в процесс обучения.
Для внедрения технологий в процесс обучения, преподавателям необходимо разработать учебнообразовательные практики, которые включают: содержание обучения (содержательные знания),
педагогическую модель, на которой построено обучение (педагогические знания) и
технологические ресурсы, которые преподаватель выбирает в определенный момент времени
(технологические знания).
Эта тема может быть рассмотрена как одно из важных направлений исследовательской
деятельности, принимая во внимание, что внедрение нового типа обучения требует
специализированного изучения готовности слушателей и преподавателей к новым формам
обучения. Внедрение новых технологий невозможно, если целевая аудитория не готова
принимать информацию, преподносимую посредством новых методов.
Фактически важно понимать каким образом технология преподается, внедряется с целью
совершенствования формируемых компетенций и возможностей технологий в обучении.
На протяжении нескольких лет исследователи усердно пытались определить компетенции в
области технологий, которые необходимы будущим преподавателям, а также разрабатывали ИКТинструменты для оценки эффективных стратегий подготовки будущих преподавателей для
технологической интеграции .
Несмотря на то, что существует ряд исследований компетенций преподавателей в российском
контексте, существует дефицит знаний в этой области, в особенности в России.
Перемены, происходящие в системе образования в нашей стране обусловили необходимость
перехода на федеральные государственные стандарты общего образования нового поколения,
которые, в свою очередь, определили изменение целей общего образования, разработку новых
учебных планов, новые подходов к отражению содержания образования, в том числе через
процесс интеграции дисциплин.
В школе увеличивается число изучаемых дисциплин и сокращается количество часов на изучение
некоторых предметов, в том числе на географию. Все эти обстоятельства создают базу для новых
теоретических исследований в области методики географии, требуют иных подходов в
организации учебного процесса и внедрения новых образовательных технологий.
Эти изменения требуют использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.
Обучение бывает успешным не только благодаря выбору эффективных методов и форм обучения
на уроке, но и от организации внеурочной деятельности по предмету. Очень часто интерес к
предмету, выбор профессии происходит под влиянием именно внеурочной работы с
обучающимися. Изучение географии вне рамок учебного плана и требований школьной
программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса
обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеурочная деятельность
строится в большей степени на самостоятельности учащихся, на отличном от урока
географическом материале и в иных организационных формах. Цель внеурочной деятельностиобеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Важнейшей задачей
6
внеурочной деятельности по предмету является повышение интереса к географической науке.
Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной деятельности
обеспечивается за счет привлечением средств занимательности, знакомства с важнейшими
достижениями науки, экскурсий в природу и на производство. Внеурочная деятельность по
географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к
учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые
характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете,
желания не оставаться на поверхности явлений. Одной из форм организации внеурочной
деятельности является личностно-ориентированный подход в процессе дифференцированного
обучения. Дифференцированное обучение – это такая форма организации учебного процесса, при
которой педагог работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них какихлибо значимых для образовательного процесса качеств. Использование дифференцированных
заданий на разных уровнях обучения географии позволяет решать следующие задачи:
- подготовить учащихся к формированию новых компетенций;
- обеспечить возможность дальнейшего углубления, систематизации и обобщения знаний в
области географии;
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аноприенко А.Я., Ерёмченко Е.Н., Клименко С.В. Digital Earth как метод визуализации.
Труды Международной конференции GraphiCon-2017. Пермь. Т.1. Стр. 290-294.
2) Важенин Б.П. Рой палеосейсмодислокаций Ола (Хурэндя) в северном приохотье.
Технологии техносферной безопасности. Т. 73. № 3. Стр. 186.
3) Генисаретский О.И. Средовой подход в дизайне и архитектуре: со-держание и основные
моменты (выступление в Союзе архитекторов УССР 22.08.1978) [Электронный ресурс] / О.И.
Генисаретский // Сайт проектного агентства PROMETA. Режим доступа
http://prometa.ru/olegen/6/0/.
4) Грудинина Т.А. Использование информационных технологий на уроках географии и во
внеурочной деятельности по предмету / [Электронный ресурс] / режим
доступа:http://festival.1september.ru/articles/511209 /(дата обращения 25.12.2019)
5) Ерёмченко Е.Н. Неогеография: особенности и возможности. Материалы конференции
«Неогеография XXI-2008» IX международного форума «Высокие технологии ХХI века», Москва. С.
22-25
6) Ерёмченко Е.Н., Тикунов, В.С., Никонов, О.А., Мороз, В.А., Массель, Л.В., Захарова, А.А.,
Дмитриева, В.Т., Панин, А.А. 2017 Цифровая Земля и цифровая экономика. Геоконтекст. Том 5.
№1. стр. 40-54.
7) Дмитриева В.Т., Еремченко Е.Н., Кружалин В.И., Клименко С.В. Неогеография в обучении и
обучение неогеографии. В сборнике: Высокие технологии - стратегия XXI века материалы
конференции X Юбилейного Международного форума. С. 441-448.
8) Дмитриева В.Т., Еремченко Е.Н., Клименко С.В., Кружалин В.И. Неогеография: особенности
нового подхода к работе с географической информацией. География и экология в школе XXI века.
№ 3. С. 9-16.
9) Козин В.В. Средовой подход в ландшафтной экологии [Текст] / В.В. Козин // Вестник
Тюменского государственного университета. – 2009. – №3 (Серия «Науки о Земле». – С.4-8.
10) Максаковский В. П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – С. 6-18
11) Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 [Текст] /
Ю.С. Мануйлов. – М., 1997. – 193c.
12) Мизев Е.И, Мизева М.А. Стимулом этому) Google Earth — источник занимательных заданий
по физике и математике. Апробация. Т. 44. № 5. Стр. 77-79.
13) Онищенко Е.Ю. Использование геоинформационной системы «Google Earth Pro» в
реализации предметов математики и информатики в общеобразовательной школе. Вестник
Амурского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. №80. Стр.100-103.
8
14) Симонов Ю. Г. Географическая культура сегодня и завтра // География. – № 2. – 2008. – С. 3-
6
15) Симонов А. В. Геоинформационное образование в России: проблемы, направления и
возможности развития/А. В. Симонов. – http://www.gasu. ru/resour/eposobia/posob/3.html.
16) Соколова А.А. Зона Волго-Балтийского водного пути на геоизображении Google Earth:
виртуальное пространство и визуализированная реальность. Известия российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 141. С. 148-169.
17) Тикунов В.С., Ерёмченко Е.Н. Цифровая Земля и картография. Геодезия и картография. №
11. С. 6.