Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к повышению значимости социального образования. Одной из ведущих тенденцией социального образования является подготовка специалистов по социальной работе, способных оказывать профессиональное содействие людям в проблемной ситуации, когда собственных возможностей, ресурсов уже недостаточно. В связи с многообразием проблем, обстоятельств, вызывающих различные трудности, неповторимостью личности каждого клиента, специалисту по направлению «социальная работа» необходимо чувствовать себя уверенно в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них и суметь помочь клиентура скрыть свои способности, направить их на решение возникшей проблемы.
Социальная работа – это такой вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях. Отчасти это обусловлено тем, что непосредственным объектом профессионального воздействия социального работника является человек. Принадлежность к профессии, от которой в определённых условиях может зависеть судьба клиента, предъявляет повышенные моральные требования к профессионализму социального работника. В настоящее время одной из задач высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема целевой подготовки специалистов по социальной работе активно разрабатывается отечественными и зарубежными исследователями (И.А. Зимняя, В.И. Жуков, Е.А. Климов и др.)
Несмотря на относительную молодость профессии социального работника, феноменология их личностно-профессионального развития как научная проблема отмечается в концепции различных школ. В отечественной психологии процесс профессионального становления изучался в аспектах формирования профессиональной пригодности (В.А. Бодров, К.М.Гуревич ).
Объектом исследования является теория и практика процесса профессионального становления и развития специалиста социальной работы.
Предмет исследования – механизмы, способы и проблемы профессионального становления и развития специалиста социальной работы.
Цель исследования – рассмотреть среду и формирование личности специалиста социальной работы.
Задачи исследования:
изучить историю социального обеспечения в России;
раскрыть особенности правого регулирования права граждан на социальное обеспечение;
рассмотреть проблемы защиты прав граждан на социальное обеспечение и способы их решения;
охарактеризовать перспективы становления современного законодательства о социальном обеспечении.
Теоретико-методологической основой исследования являются принцип системного подхода к изучаемому процессу, а также методы сравнительного и логического анализа, научной классификации, обобщения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Сущность социально-педагогической деятельности
Социально-педагогическая деятельность – это раздел педагогики, отражающий процессы профессиональной работы педагогов, ориентированной на социальное воспитание и развитие подрастающего поколения на определенном этапе общественного развития. Такая деятельность нацелена на помощь в приспособлении к жизни в социальной среде и особенностям ее функционирования .
Социально-педагогическая деятельность осуществляется педагогами, которые помогают детям усвоить социальный и культурный опыт, приспособится к жизни в обществе, самореализоваться и самоутвердиться в нем. Их работа ориентирована на определенный конечный результат – социальную адаптацию личности и ее эффективное развитие .
Социально-педагогическая деятельность носит целенаправленный характер и ориентируется на отдельную личность. Адаптация к социальной среде будет результативной, если в расчет будут браться индивидуальный качества отдельного ребенка, специфика его развития, особенности восприятия внешних факторов, оказывающих непосредственное воздействие на процесс социализации .
Специфической чертой социально-педагогической деятельности является наличие временных рамок т.е. эта деятельность носит местный характер, воздействуя на конкретную личность, с ее особенностями развития и ограничивается временным периодом, необходимым для ее социальной адаптации .
Данный вид деятельности имеет постепенный характер. Она не происходит одномоментно, а имеет определенные этапы прохождения и временной период, в течение которого достигается целевое назначение и задачи педагогической работы. Кроме того, деятельность является разносторонней и разноплановой. Ее участники выполняют задачи разной степени сложности и уровня. Они включают в себя удовлетворение интересов в сфере социальной адаптации, помощь в развитии личности и раскрытии ее природного потенциала, развитии навыков самостоятельности и закреплении качеств самодостаточности .
Содержание социально-педагогической деятельности включает в себя следующие элементы:
1. Исследование особенностей развития, отдельных параметров, качеств отдельной личности.
2. Формирование коммуникативных связей и сотруднических отношений педагога со своими подопечными, на которых направлена профессиональная деятельность.
3. Разработка индивидуальных программ развития личности; Регулирование и контроль за протеканием процессов развития самостоятельности, самоутверждения и саморазвития в ходе адаптации к общественной среде.
4. Оказание посреднических услуг в ходе прохождения социальной адаптации.
5. Оказание помощи в преодолении трудностей, решение проблем, связанных с вливанием в общественную жизнедеятельность .
Социально-педагогическая деятельность является сложным, трудоемким, системным процессом. Она состоит из комплекса взаимосвязанных элементов, отвечающих за различные направления деятельности и достижение конкретных целей и задач. Она состоит из субъектов и объектов. Субъектами выступают профессиональные работники, педагоги, которые выполняют определенные действия, направленные на решение социально-педагогических проблем отдельной личности или коллектива .
Объектами соответственно выступают личности и коллективы, у которых возникают проблемы социально-педагогического плана и, которым требуется поддержка общества в процессе саморазвития и самореализации, в следствии недоступности общественных источников и возможностей .
Социально-педагогическая деятельность основывается на личностно-ориентированном подходе, опоре на достоинства личности, объективном подходе к каждому объекту деятельности, строгой конфиденциальности. Основные направления социально-педагогической деятельности .
Работа педагогов в социально-педагогической области ориентирована на:
1. Проведение профилактических мероприятий по недопущению потери способностей к адаптации жизни в социуме. Личность может потерять навыки взаимодействия с обществом и его членами, оказаться неспособной привыкнуть к новым условиям общественного развития. Нельзя допустить развития подобных явлений, поскольку они влекут отрицательные последствия не только для отдельной личности, но и для общества в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 32. - ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - ст. 16.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 16.10.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Российская газета. - 1997. - № 210.
8. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. - 1999. - № 26.
9. Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 28.12.2017, с изм. от 31.10.2019) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»// Российская газета. – 2016. - № 20.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. - № 52 (часть I). - ст. 7007.
11. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 29. - ст. 3699.
12. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 03.10.2018) «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. - № 52 (часть I). - ст. 6989.
13. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» // Российская газета. – 2013. - № 296.
14. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»// Российская газета. – 1998. - № 18.
15. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 51. - ст. 4831.
16. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи»// Российская газета. – 1999. - № 19.
17. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Российская газета. – 2013. - № 20.
18. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изм. и доп., вступ. в силу 28.09.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 47. - ст. 5489.
19. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 42. - ст. 5009.
20. Антропов, В. В. Социальная защита в странах Европейского союза: история, организация, финансирование, проблемы / В. В. Антропов. – М: Экономика, 2016. – 271 с.
21. Ануфриева, А.В. Проблемы защиты прав граждан на санаторно-курортное лечение в системе социального обеспечения / А.В. Ануфриева // Вестник Омской юридической академии. – 2017. - № 2.
22. Архипов, А. П. Социальное страхование: учебник и практикум для СПО / А.П. Архипова.– 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 301 с.
23. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2016. - 192 c.
24. Горшков, А. В. Право социального обеспечения: моногр. / А.В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2015. - 160 c.
25. Гусев, А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения / А.Ю. Гусев // Журнал российского права. – 2016.№7.
26. Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы: учебное пособие для СПО. / Т.Б. Кононова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 356 с.
27. Лихачёва, Д.А. История становления и развития права социального обеспечения / Д.А. Лихачева // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf
28. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для СПО. / Е.Е. Мачульская. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 441 с.
29. Медведев, А.В. История развития принципов права социального обеспечения в период с 1937 по 1991 год / А.В. Медведев // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 2 (35). – С. 195–198.
30. Медведев, А.В., Плешакова И.Н. О некоторых вопросах социальной защиты безработных граждан / А.В. Медведев // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4 (33). – С. 294–299.
31. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. – М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 559 c.
32. Право социального обеспечения. - М.: А-Приор, 2017. - 128 c.
33. Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2017. - 576 c.
34. Сагандыков, М.С. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект / М.С. Сагандыков, А.М. Шафиков // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2018. - выпуск 2.
35. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2017. - 352 c.
36. Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2015. - 208 c.
37. Холостова, Е. И. История социальной работы: учебное пособие для СПО. / Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 137 с.