Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние отечественной экономики напрямую зависит прежде всего от уровня и динамики ее монополизации. Унаследовав от ком-мунистической командно-административной системы управления экономи-кой целые предприятия-гиганты и целые отрасли, современная власть транс-формировала их в естественные монополии. В их числе – отрасли электро-энергетики, железнодорожного транспорта, нефтегазовые предприятия, поч-та, телефонное и телеграфное сообщение. Однако долгое время система госу-дарственного регулирования естественных монополий не была сформирова-на и предусматривала только воздействие на процессы ценообразования, ка-чество продукции и объемы ее производства, а также в некоторых случаях – влияние на отдельные стороны хозяйственно-экономической деятельности таких отраслей.
Из-за бюджетообразующего и тарифообразующего характера есте-ственные монополии являются одним из ключевых по значимости сегментов экономики. При этом уровень цен и тарифов на продукцию естественных мо-нополий непосредственно влияет на инфляцию и уровень цен, поэтому во-просы государственного регулирования естественных монополий являются значимыми и актуальными.
Поскольку проблема регулирования монополий и естественных моно-полий в частности не являлась актуальной для советской экономики, то оте-чественные ученые не внесли заметного вклада в теорию естественной моно-полии. Процессы трансформации экономики России предопределили появ-ление соответствующих научных исследований и у отечественных ученых. Особое внимание заслуживают работы Лукьянчиковой Н.П., Кокорева В., Котелкиной Е.В., Студенцова В. и др. Вопросам реформирования электро-энергетики посвящены работы Гительмана Л.Д., Ратникова Б.Е., Губенко О., Образцова СВ., Корякина Ю.И., Джангирова В.А., Баринова В.А., Сапож-никовой Н.Т., Сауткина С.Ю, Воропай Н.И. и др.
Цель работы – анализ основных проблем государственного регулиро-вания естественных монополий.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы государственного регулирования естественных монополий.
2. Проанализировать особенности функционирования предприятий-естественных монополистов и государственное регулирование их деятельности.
3. Выявить проблемы государственного регулирования естественных монополий и пути их решения.
Объектом исследования являются естественно монопольные рынки.
Предметом исследования является комплекс административных и эко-номических мер воздействия органов государственного регулирования на поведение естественных монополий.
Информационная база исследования включает законодательные и
нормативно-правовые документы, постановления правительства РФ,
программы экономического развития страны и регионов, данные
статистических сборников Росстата России, данные периодической печати, ресурсы сети интернет.
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования есте-ственных монополий
1.1. Сущность естественных монополий
Легальное определение естественной монополии дано в ст. 3 Федераль-ного закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) - это «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по ме-ре увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими то-варами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, произво-димые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».
Исходя из указанной дефиниции можно выделить ряд признаков есте-ственной монополии. Во-первых, это «состояние товарного рынка», то есть определенная ситуация, сложившаяся под влиянием большого количества разнообразных условий. Термин «состояние», на наш взгляд, также указы-вает на некую целостность, органичность всей структуры сложившегося рынка, ее возможную гибкость и эластичность под влиянием конкретных факторов.
Во-вторых, потребительский спрос на таком рынке может быть удовле-творен эффективно только в условиях отсутствия конкуренции. Речь может идти о необходимости использования определенных инструментов государ-ственного регулирования в целях повышения названной эффективности, например, установления государством «потолка» цен на определенный товар монополиста.
В-третьих, монополистическая ситуация складывается на рынке и ввиду объективных причин, примером которых законодатель называет технологи-ческую сложность процесса производства блага. В силу большого объема издержек государству необходимо искусственно поддерживать «неконку-рентную» среду для того, чтобы производители смогли реализовать свою продукцию в дальнейшем.
В-четвертых, необходимость создания монополистической среды под-тверждает то, что товары (услуги), производимые (предоставляемые) таким производителем не имеют аналогов, их нельзя заменить другими близкими, похожими продуктами.
В-пятых, все вышеуказанные пункты приводят к тому, что сложившей-ся ситуации в процессе удовлетворения спроса на конкретный товар потре-бители не отталкиваются от цены товара, поэтому спрос на товар неэласти-чен.
Другой критерий, выделяемый в рассматриваемом определении -исключительность, незаменимость товара иными существующими товарами в целом. Это связано с низкой эластичностью спроса потребителей на такой товар - эффектом масштаба, как это называют экономисты [9, с. 205]. Он присутствует в различных сферах: в электроэнергетике, на рынке газа, но сложно применим к почтовой связи [14, с. 28].
Следовательно, естественные монополии - это органичный институт экономической системы государства, элемент ее инфраструктуры, нацелен-ный на повышение эффективности функционирования рынка посредством, с одной стороны, снижения расходов на производство и реализацию товаров и, с другой стороны, качественного удовлетворения потребностей общества в таком товаре посредством уменьшения издержек производства при увеличе-нии его объема.
Пункт 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях определяет следую-щие сферы, в которых могут быть созданы естественные монополии, напри-мер, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопро-водам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевоз-ки и др.
На сегодняшний день количество зарегистрированных монополий про-сто огромно, особенно в области энергетики. Так, только в городе Москва по состоянию на 01.03.2019 зарегистрировано 179 субъектов, а в целом по Рос-сии - более 2 тыс. организаций топливно-энергетического комплекса. В обла-сти коммунального водоснабжения и водоотведения действует более 1120 субъектов монополистической деятельности на территории нашей страны, а в сфере транспортировки газа - около 360. Захоронением радиоактивных от-ходов в России занимается всего одна монополистическая компания [20].
Все данные о действующих монополиях отражены в Реестре субъектов естественных монополий. Полномочия по его формированию и ведению с 2015 осуществляет Федеральная антимонопольная служба Российской Феде-рации [7] (п. 5.3. 43 Положения о Федеральной антимонопольной службе [10]).
А.Ю. Жучков выделяет следующие функции: бюджетообразующая, за-тратообразующая, стабилизирующая, инфраструктурная и социальная [15, с. 43-45]. Рассмотрим подробнее две последние.
Инфраструктурная функция связана с участием монополий в экономи-ческом цикле путем производства и реализации определенной продукции или категории услуг. В этом автор видит основу функционирования госу-дарственной экономики в целом через отдельные звенья [15, с. 43].
Являясь самостоятельным звеном национальной экономики, естествен-ные монополии способны формировать инфраструктуру в определённой об-ласти экономики, необходимую обществу и государству (это может быть строительство дорог, телефонных линий, линий электропередач). Предостав-ляя населению различные «незаменимые», в том числе, некоторые социаль-ные блага, они способствуют поддержанию уровня жизни общества. Все это, несомненно, позитивно влияет на российскую экономику. То есть, цель реа-лизации данной функции экономическая: создание эффективной и удобной инфраструктуры на конкретном товарном рынке, где превалирует государ-ственное регулирование, чтобы функционирующие там предприятия прино-сили доход государству.
Роль естественных монополий в национальной экономике также прояв-ляется в рамках данной функции в том, что они влияют на «дисциплину» процесса производства. Так, от своевременности поставки, например, газа будет зависеть также своевременное и качественное предоставление гражда-нам услуг
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
3. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монопо¬лиях» // «Российская газета», № 164, 24.08.1995.
4. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» // «Российская газета», № 135, 10.07.2003.
5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Российская газета», № 162, 27.07.2006.
6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О теплоснабжении» // «Российская газета», № 168, 30.07.2010.
7. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах госу¬дарственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» // «Со¬брание законодательства РФ», 27.07.2015, № 30, ст. 4571.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
9. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2017, № 52 (Часть I), ст. 8111.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утвержде¬нии Положения о Федеральной антимонопольной службе» // «Российская газета», № 162, 31.07.2004.
11. Постановление Правительства Москвы от 12.04.2011 № 123-ПП (ред. от 18.12.2018) «Об утверждении Положения о Департаменте города Москвы по конкурентной политике» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», спецвыпуск № 1, 21.04.2011.
12. Антимонопольное регулирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.В. Шишкин, А.В. Смирнов. - М.: Юрайт, 2019. - 143 с.
13. Бращин Р.М. Методы государственного регулирования естественных монополий // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2018. № 6. С. 59-64.
14. Варламова А.Н. Естественные монополии: понятие, отличие от смежных институтов, про¬блемы правового регулирования // Законодательство. 2016, № 4. С. 26-34.
15. Жучков А.Ю. Роль естественных монополий в национальной экономике // Социально¬экономические явления и процессы. 2013. № 9 (055). С. 42-46.
16. Козлов В.О. Формирование антимонопольного законодательства в США (по материалам личной переписки сенатора Дж. Шермана) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2015. № 2. С. 93-96.
17. Радюкова Я.Ю. О возможностях адаптации зарубежного опыта государственного регулиро¬вания естественных монополий в современных российских условиях // Социально-экономические яв¬ления и процессы. 2013. № 1 (047). С. 147-152.
18. Радюкова Я.Ю. Естественные монополии в системе экономических отношений национально¬го хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 2 (048). С. 96-101.
19. Рыженков А.Я. О понятии естественной монополии по российскому законодательству // Сбор¬ник научно-практических статей III Международной научно-практической конференции «Актуальные про¬блемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» 2016. С. 204-208.
20. ФАС в СМИ: В ФАС дали новое определение естественной монополии, URL: https://fas.gov.ru/publications/17977
21. Мкртчян Н. Д. Естественные монополии: проблемы функционирования и практика регулирования // Современные исследования социальных проблем. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennye-monopolii-problemy-funktsionirovaniya-i-praktika-regulirovaniya
22. Реестр субъектов естественных монополий по состоянию на 01.03.2019 // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. URL: https://fas.gov.ru/documents/684709
23. Глава ФАС заявил о переплатах россиян за услуги ЖКХ, URL:https://www.rbc.ru/politics/11/03/2019/5c8642469a79474a80e137ba