Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время все более значимым становится необходимость
модернизации образовательного процесса, в связи с чем довольно значимым является поиск
новых путей организации педагогического процесса. В настоящее время актуальным становится
личностно-ориентированный подход к обучению, в связи с которым основное внимание
уделяется активному привлечению школьников к процессу обучения, задействование
современных инновационных методик обучения [1]. Одним из эффективнейших средств
организации педагогического процесса в начальной школе является использование игровых
технологий.
В настоящее время игровые технологии рассматриваются как методы педагогического
воздействия на обучающихся. В электронном образовании игры могут заменить надоевшие
типовые задания, а при традиционном обучении разнообразить сложившийся формат занятий.
Настоящая ценность игровых технологий состоит в том, чтобы игровой принцип способствовал
созданию осмысленного учебного опыта. Многие педагоги отдают предпочтение игре, как одному
из важных инструментов нравственного и умственного воспитания личности. Значимое место
игре, как воспитательному средству выделят Макаренко А.С., говоривший: «Каков ребёнок в игре,
таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре» [2].
Игра является ведущим видом деятельности для детей младшего школьного возраста. В игре
формируется ряд новообразований психики, в игре происходит развитие личности ребенка.
Именно поэтому большинство педагогов стремится организовать учебную деятельность на уроках
в виде игровой деятельности, которая поможет заинтересовать школьников, привлечь их
внимание, повысить запоминаемость, интерес к предмету. При помощи игры формируется
мотивация к учебной деятельности [3].
При помощи игры в школьном возрасте можно оказывать, как и воспитательное, так и учебное
воздействие на ребенка. Педагог в ходе проведения обучения может широко задействовать
игровые технологии и элементы для достижения самых разнообразных целей и задач. Широко
применяются игровые технологии на уроках иностранного языка, поскольку. Это связано с тем, что
в первую очередь игра способствует формированию навыка общения, развитию речи,
формированию положительных взаимоотношений в коллективе. Игра является средством
организации общения, видом совместной деятельности детей. В процессе игры школьник
ощущает потребность в общении, чувствует себя частью коллектива, стремится высказать свои
мысли, ощущения, эмоции, а также стремится понять окружающих [1]. Это способствует
формированию коммуникативной компетенции, которая является ведущей компетенцией при
освоении иностранного языка.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что применение
игровых технологий на уроках в начальной школе будет способствовать более эффективной
4
организации учебного процесса, повышению мотивации и заинтересованности школьников, а
соответственно, и повышению успеваемости.
Цель исследования – рассмотреть возможности реализации игровых технологий учителем
начальных классов на уроках иностранного языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и функции игры в обучении младших школьников.
2. Рассмотреть особенности игровых технологий как вида педагогического воздействия.
3. Рассмотреть основные способы выбора игровых технологий учителем начальных классов
на уроках иностранного языка
4. Проанализировать опыт работы учителей начальных классов по использованию игровых
технологий на уроках иностранного языка.
Объект исследования – игровые технологии как вид педагогического воздействия.
Предмет исследования – роль игровых технологий в обучении младших школьников.
Методы исследования: теоретические, такие как анализ литературных источников, научных
публикаций, обобщение. Эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос,
проектно-исследовательская деятельность, математико-статистическая обработка данных).
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и
совершенствования учебно-методических – комплексов, планирования занятий, составления
учебных программ и требований. Также результаты могут быть использованы в качестве учебного
материала для студентов педагогических учебных заведений, обучающих детей иностранному
языку, коммуникативному навыку, умению понимать иностранную речь.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны учителям начальных
классов для организации уроков с применением игровых технологий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой
литературы.
5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и функции игры в обучении младших школьников
Игровая деятельность - исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в
воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку
и познание предметной и социальной деятельности. Игра, наряду с учебной деятельностью,
является ведущей формой деятельности школьников. Это значит, что именно в игре формируются
ведущие новообразования личности ребенка, основные навыки, усваиваются знания.
Возможности использования различных игр в организации учебной деятельности детей
рассматривала Т.И. Дроздова. В работах Т.И. Дроздовой представлена обширная
методологическая база, в которой показаны возможности использования различных видов игр в
обучении детей [9].
Игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое
(занимательное). Учитель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и
играет, а дети, играя, учатся.
Игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют
интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Воспитатель заботится
об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у детей угасает интерес к игре (это
относится в большей мере к настольно - печатным играм), необходимо вместе с ними
придумывать новые правила. Самостоятельно дети могут играть в игры, как на занятиях, так и вне
их. На занятиях используют те игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они
закрепляют, систематизируют знания. Дидактическая игра формирует у детей правильное
отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира,
систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей,
представление о трудовой деятельности [4].
С помощью игры учитель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные
знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед
детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать,
группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные
выводы, обобщения. Игры развивают способности детей [5].
Также игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется
правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои
мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять
самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые
игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение
антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр. В игре
развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи.
6
С помощью игры у школьников формируются нравственные представления о бережном
отношении к окружающим их предметам, игрушкам. В воспитании качеств личности ребёнка
особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего школьного
возраста могут преследоваться различные цели и задачи, в частности, развитие культурногигиенических навыков, культуры поведения, развитие положительных игровых
взаимоотношений. В центре внимания может быть и воспитание у детей нравственных чувств и
отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей страны, любви к родному краю, городу
[3]
Игра создает положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе
с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во
время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в
процессе
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балыхина Т.М. Квалификационные требования к педагогам: пособие для учителей и
студентов. – М.: Просвещение, 2017. - 175с.
2. Бутко Г.В. Наглядные пособия по английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2017.
- №2. - С. 51-52.
3. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. –
Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2017. - 94 с.
4. Виноградов В. В. Лингвистические аспекты обучения иностранным языкам: пособие для
учителей. - М.: Просвещение, 2014. - 182 с.
5. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // Иностранные
языки в школе. - 2018. - №1. - С. 21-26.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для
учителей. - М.: Просвещение, 2013. - 163 с.
7. Дареева О.А., Дашиева С.А. Социокультурная компетенция как компонент
коммуникативной компетенции // Вестник Бурятского государственного университета. 2019. - №
15. - С. 154–159.
8. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром.
Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 128 с.
9. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г.
Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 112 с.
10. Жажева Д.Д., Жажева С.А. Формирование лингвистической компетенции на основе
использования дидактической игры [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 99–108.
7
11. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся: учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение, 2016. - 200 с.
12. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке:
учебное пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.
13. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 2015. - № 2. - C. 67.
14. Кологривова С.В. Ведите урок по-русски: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2017. –
194 с.
15. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ.
ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2015. – 592 с.
16. Миньяр – Белоручев Р.Н. Методика обучения французскому языку: методическое пособие.
- М.: Просвещение, 2015. - 224 с.
17. Миролюбов А.А. Примерные нормы оценок успешности овладения иностранным языком
// Иностранные языки в школе. – 2016. - №1.- С.2-5.
18. Невоструев, П. Ю. Применение концепции игрофикации в рамках разработки контентстратегии // Евразийское научное объединение. - 2015. - Т. 1. - № 3 (3). - C. 73–74.
19. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное
пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 2016. – 269 с.
20. Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. -Л.: 1941. Т.35. -
450 с.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 2015. – 256 с.
22. Синельников А.П. Психология обучения иностранным языкам: учебное издание. - Харьков:
РАНОК, 2017. - 138 с.
23. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для
студентов пед. вузов и учителей. М., 2018. 272 с.
24. Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный
процесс // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - № 7–8 (159–160). - С. 7–14.
25. Титова С.В. Контроль и оценивание в языковом классе с помощью мобильных приложений
// Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. -
2017. - № 1. - С. 24–35.
26. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие. - М.:
Просвещение, 2016. - 479 с.
27. Global conflicts game http://shop.seriousgames.net/produkt/global-conflict/world.html
28. Kapp K. M. The gamification of learning and instruction: game-based methods and strategies for
training and education. — John Wiley & Sons, 2012.
8
29. Kim A. J. Community building on the web: Secret strategies for successful online communities.
— Addison-Wesley Longman Publishing Co., Inc., 2016.
30. Pappas C. How Gamifi cation Reshapes Learning [Электронный ресурс]. URL: https://
elearningindustry.com/how-gamification-reshapes-learning#introduction (дата обращения:
13.01.2020).
31. Van Staalduinen J. P., de Freitas S. A Game-Based Learning Framework: Linking Game Design and
Learning // Learning to play: exploring the future of education with video games. - 2016. - 53. - C. 29.
32. Zichermann, G., Linder J. Game-based marketing: inspire customer loyalty through rewards,
challenges, and contests. - John Wiley & Sons, 2017.