Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все явления окружающего мира – это процессы, которые развиваются по определенным законам и изменяются во времени. Восприятие времени и объективных явлений – это отражение их последовательности и длительности.
Восприятие последовательности процессов и явлений базируется на определенную структуру и смену одних явлений другими. Одни явления находят свое отражение в сознании как непосредственно действующие на человека в определенный момент. Другие воспринимаются как знакомые, третьи – как ожидаемые или не наступившие.
Восприятие структуры явлений связывается с представлениями о настоящем, прошлом и будущем, что отражает объективные периодически повторяющиеся природные процессы. Так, закономерная смена дня и ночи, смена времен года и пр. Если какое-то явление воспринято один раз, оно уже остается в памяти в виде представления о нем. Если оно воспринимается повторно, то это восприятие инициирует в памяти человека представление о ранее бывшем событии, которое осознается как прошедшее.
Частое повторение при определенных обстоятельствах ранее воспринимаемых обстоятельств инициирует формирование условного рефлекса, когда появление определенного раздражителя – это повод создания и других раздражителей, связанных с ним в прошлом опыте. Образование и закрепление такого условного рефлекса важно для формирования представлений о будущем.
Восприятие последовательности явлений базируется на интеграции прошлого опыта и почти всегда связано с правильностью. Какие-то ошибки могут иметь место в представлении о последовательности давно произошедших событий из-за того, что они выпали из памяти отдельных представлений. Восстановление в памяти этих представлений, которые касаются побочных обстоятельств, инициирует уточнение последовательности событий.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей восприятия времени в музыке.
Задачи:
1) Характеристика особенностей восприятия времени в музыке;
2) Описание восприятия длительности явлений, темпа и ритма в музыке;
3) Анализ особенностей восприятия времени в музыкальной культуре прошлого столетия на примере сериальной музыки.
Объектом исследования является восприятие времени.
Предметом исследования является специфика восприятия времени в музыкальных произведениях.
Время как категория содержит в себе многое удивительное и загадочное. Загадка времени всегда привлекала внимание многих ученых, и редко кто и них не рассматривал вопрос - что же такое время.
В обычном представлении время – это последовательность моментом, интервалов (минут, часов, дней и лет). Время течет равномерно, при помощи времени мы измеряем движения и трансформации, как во внешнем мире, так и внутри себя.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Глава 1 Особенности восприятия времени в музыке
1.1 Восприятие длительности явлений, темпа и ритма в музыке
Время как категория предполагает следующие характеристики:
1) Длительность, продолжительность бытия;
2) Смена порядка сосуществования вещей и явлений;
3) Отношение между «до» и «после»;
4) Трансформация от прошлого через переходящее настоящее к будущему;
5) Поток объективных или субъективных состояний.
Процессы существуют вместе или одновременно, или один наступает раньше или после другого. Отдельное время преходяще. Глобальное время реализуется во времени столько, сколько существует Вселенная.
Представление об объективном и субъективном времени исходят из восприятия и внутреннего состояния личности, хотя у нее нет органа для распознавания прошлого и будущего .
Время знакомо каждому. Тем не менее, время загадочно для разума и не подается наглядно-геометрическому моделированию. Время кажется нам как что-то проходящее или плывущее, как что-то прозрачное.
Человечество неотделимо от процесса времени. Воспоминания о прошлом, так же как и прогнозирование будущего, связаны с радостными или негативными событиями. В случае, когда прошлое вызывает негативные воспоминания, всегда остается надежда на лучшее будущее.
Человечество больше волнует даже не то, что осталось в прошлом, а том, что может еще произойти в будущем. Каждое событие, которое длится более 2-х секунд, становится прошлым, но сохраняется в памяти.
Память человека и социума может возвращать прошлое, соединять его с настоящим, останавливать мгновение и одерживать победу над временем и смертью.
Если процессы, которые длятся от половины до одной секунды, то они воспринимаются как интегрированное событие. Время всегда является двойственным для человечества. Мы пользуемся и наслаждаемся временем. Человечество также боится времени, поскольку в нем содержатся образы смерти и освобождения.
В рационализме XVII в время как термин относительный имеет объективную, не зависящую от субъекта основу – длительность. Декарт говорит о том, что длительность совпадает с существованием вещи и есть элемент субстанции. Время же существует только в нашем мышлении.
Время – это число движения. Для того, чтобы обладать общей мерой для конкретизации длительности вещи, мы применяем длительность равномерных движений, то есть движений небесных тел.
У истоков современных трактовок времени стоят психологически-натурфилософская концепция времени Анри Бергсона (1859-1941) и трансценденталистски-историцистская - Вильгельма Дильтея (1833-1911). Время, или длительность, есть, по Бергсону, сущность жизни, атрибутами которой являются неделимость и непрерывность, творческое развитие, становление нового .
Восприятие длительности явлений представляет собой восприятие, которое основывается на представления о начале и конце явления, то на представление о моменте, который уже прошел и с чего берет свое начало временной отсчет и в моменте, когда явление завершается и с него прекращается временной счет. Если событие завершается медленно, восприятие его длительности основывается на показателях, которые дают возможность дифференцировать время на конкретные отрезки.
Восприятие времени длительных событий – это не восприятие, а представление о длительности. Только небольшие временные промежутки (не более 0,75 сек) воспринимаются непосредственно, поскольку это такие промежутки, в которых нервные возбуждения, инициированные началом события, еще продолжают существовать, одновременно с этим формируются возбуждения, которые вызваны его концом. Во всех других случаях человек отражает начало события только в своем представлении о нем на основании прошлых возбуждений.
Так как восприятие длительности всегда связывается со многими представлениями памяти, оно имеет отличие. Временные отрезки, которые оцениваются, не бывают пустыми. Они всегда заполнены промежуточными событиями. Представление только о начале и конце без представления промежуточных действий или событий не может инициировать представления длительности по той причине, что в таком случае начало и конец интегрировались бы в одно представление. Заполненность одного отрезка времени той или другой деятельностью, теми или другими событиями – фактор оценки его длительности .
Временные отрезки, заполненные большим числом разных событий или действий, воспринимаются как быстро проходящие. И наоборот, временные промежутки, которые заполняются небольшим числом событий, если они еще и однообразны, воспринимаются как медленно идущие. В таких случаях человек не воспринимает длительности всего временного отрезка от его начала и до конца, а судит о нем по непосредственному восприятию заполненности событиями в определенный момент времени.
Оценка длительности промежутков времени по представлениям о них является противоположной суждению о них по непосредственному восприятию. Так, заполненные временные отрезки анализируются при воспроизведении и в памяти как очень длительные, поскольку они богаты на события. Незаполненные же временные отрезки воспринимаются как прошедшие быстро, поскольку в них мало событий и воспроизведение их в памяти не требует большого труда и времени.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. Опытфеноменологического исследования. – М.: Библос, 1992. С. 56
2) Белянин В. С. Специфика и психологические аспекты ансамблевого исполнительства//Вопросы музыкальной педагогики: сборник научно-методических статей/ Тольяттинский институт искусств. — Тольятти, 2008. — с.63–89.
3) Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997.
4) Воронина Т. И. // О мастерстве ансамблиста: сборник научных трудов. - Л., 1986. –с. 6.
5) Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М.: Иностранная литература, 1962.С. 403–570.
6) Окунева Е. Г. «Романтический» сериализм (Соната для фортепиано Жана Барраке) // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 2 (13). С. 119–124.
7) Петрусёва Н. А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции: исследование. - М.; Пермь: Реал, 2002. 352 с.
8) Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз.фак.высш. пед.учеб.заведений / Д.Н.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г.М.Цыпина. –М.: Издательский центр «Академия», 2003.
9) Ровнер В. Е. Вокальный ансамбль: Методика работы с самодеятельным коллективом: Учеб. пособие. — Ленинград: Типография им. Урицкого, 1984. — 58 с.
10) Спасов Б., Холопова В. Н. Ритмические прогрессии и серии // Проблемы музыкального ритма: сб. ст. - М.: Музыка, 1978. С. 261‒293.
11) Ценова В. С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. - М.: Московская консерватория, 2000. 200 с