Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Успешная работа современного предприятия в условиях его постоянного взаимодействия с внешней средой предполагает наличие эффективной системы управления им. Учеными и практиками неоднократно доказано, что как сами организационные системы любого вида, так и системы управления ими, характеризуются большой сложностью и богатым внутренним разнообразием, а поэтому представляют научный интерес в экономике, социологии, организации управления, обработке экспериментальных данных, математическом моделировании и др. Как следствие, задачи, которые возникают в процессе управления организационными системами (организационными структурами), до сих пор недостаточно изучены в связи с большой сложностью процессов их функционирования. А значит научные исследования, направленные на поиск и разработку новых подходов, методов и моделей, которые могут эффективно использоваться в управлении организационными структурами, не теряют своей актуальности.
В научной литературе за последние годы достаточно полно отражены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по различным аспектам проблематики функционирования организационных систем, процессов и механизмов управления ими в частности, такими учеными, как Ю.Г. Лысенко 15, С.Я. Салыга 8, Л.А. Пономаренко 10, А.М. Сергеев 13, Г.Л. Шейнин 16 разработаны теоретические вопросы сущности, классификации основных признаков, особенностей формирования различных типов организационных структур управления предприятиями, проведена типизация моделей, определены их преимущества и недостатки.
Объект исследования – классические школы управление.
Предмет исследования – особенности формирования организационной структуры финансового отдела предприятия.
Целью курсовой работы является проведение анализа основных классических школ управления и совершенствование организационной структуры финансового отдела промышленного предприятия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать классические школы управления Ф.У. Тейлора и А. Файоля.
2. Осуществить проектирование организационной структуры финансового отдела ОАО «Модест».
1. КЛАССИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Теория управления и ее развитие
Теории обычно называют логически построенную систему основных идей в определенной области. В начале XXI века теоретическая база управленческих знаний представляла собой самостоятельную междисциплинарную отрасль, которая включала в себя достижения многих других наук: экономики, психологии, права, истории, философии, социологии, этики, биологии и др. Новые достижения этих наук продолжают обогащать теорию управления сведениями, полезными для понимания управленческих закономерностей. В последнее время как синоним для теории управления стали использовать понятие «управленческая мысль» 7, с. 34.
Теория управления (управленческая мысль) как междисциплинарная отрасль научно-практических знаний представляет собой отрасль человеческих знаний, которая изучает взаимодействие людей в различных организациях, управляемое влияние для достижения определенной цели людей или организации; это комплекс знаний о процессе достижения определенной цели человеком, независимо от сферы ее деятельности 3, с. 65.
В процессе рыночных преобразований в России активно начали использовать термин «менеджмент». Вместе с тем широко применяется также понятие «управление» и очень часто их отождествляют, что приводит к путанице 7, с. 35.
Управление является целенаправленным действием на объект с целью изменить его состояние или поведение в связи с изменением обстоятельств. Объектом управления могут быть предметы, сам человек, другие люди, группы людей и организации 14, с. 86.
Менеджмент является разновидностью управления и означает управление людьми (работниками, коллективами работников, группами, организацией и др.). Менеджмент представляет собой целенаправленное влияние на персонал или отдельных исполнителей с целью достижения определенных целей 1, с. 27. На сегодня в мире существует более множество определений понятия управления. Развитие теории управления – это эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и отражает те изменения, которые происходят в обществе, экономике, всей системе социально-экономических отношений 9, с. 84.
На сегодняшний день выделяют четыре исторических этапа в развитии теории и практики управления. Первый этап развития управления представлен религиозно-коммерческой революцией, которая считается фундаментальным достижением в жизни человечества через образование особого слоя «жрецов-бизнесменов», которые были связаны с торговыми операциями. Кроме того, древние философы считали, что причиной упадка общества, как правило, является отсутствие надлежащего управления или нарушение принципов иерархичности власти. Платон рассматривал управление как науку жизнеобеспечения общества. Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве, в рамках которого указывал на необходимость обучения рабовладельцев искусству управления и обращения с рабами. Следующие управленческие преобразования древнего периода ставили себе целью урегулирования общественных отношений между различными социальными группами населения на государственном уровне, сочетание государственных методов управления с контролем над деятельностью в сфере производства и строительства 5, с. 107.
Второй этап – индустриальный период, связанный с зарождением капитализма. Сильным толчком к развитию управления производством стала промышленная революция XVIII века и дальнейший переход к большим предприятий.
Период систематизации часто называют бюрократической системой, несмотря на большое значение революционных преобразований. Основными факторами развития теории управления в XX в. считаются следующие: появление большого количества разнообразных предприятий, организаций, нестабильность и конкуренция, консолидация предприятий, растущие требования к управлению предприятием в XX в. 5, с. 109.
Таким образом, рассмотрение теории управления как области науки и определения базовых теоретических основ, возникших в течение ее развития на современном этапе, предусматривает изучение теоретических подходов, которые сформировались в течение длительного времени и нашли подтверждение в рамках общесистемных, теоретико-информационных, кибернетических, экономических, правовых, социологических исследований.
1.2 Теория научного управления Ф.У. Тейлора
Развитие первой классической теории управленческой мысли XX в. получило название научного управления (1885-1920 гг.). Его родоначальником является американский ученый, практик и инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 гг.), который изучал управление как самостоятельную отрасль научных исследований и практической деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бачинская, Ю.П. Личные факторы успешной деятельности конкурентоспособного менеджера /Ю.П. Бачинская // Вестник КИБИТ. – 2008. – № 2. – С. 23-29.
2. Бизнес-планирование: учеб. пособие /В.А. Богомолова, Н.М. Белоусова, О.В. Кублашвили, Р.Ю. Ролдугина; Моск.гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. – М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2014. – 250 с.
3. Гуськов, Ю.В. Основы менеджмента: учебник/Ю.В. Гуськов – Москва: Инфра-М, 2016 – 264 с.
4. Жигун, Л.А. Теория менеджмента: теория организации: Учеб. пособие/
Л. А. Жигун. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
5. Казанцев, А. К. Основы менеджмента. Практикум: учеб. пособ. / А. К. Казанцев, В. И. Малюк, Л. С. Серова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 544 с.
6. Коун, Р. Дж. Стратегическое планирование высокого участия: когда реализуются люди и их идеи: Практическое пособие по менеджменту / Р. Дж. Коун. – Сиэтл: Изд-во Вашингтонского университета, 2012. – 232 с.
7. Меликян, К.А. Особенности российской модели корпоративного управления /К.А. Меликян // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2015. – № 11. – С. 34-38.
8. Менеджмент предприятия: учебное пособие / под ред. В.М. Огаренко, С.Я. Салыга. – М: Университетское, 2009. – 310 c.
9. Орехов, С.А. Менеджмент предприятий (организаций): учебник./С.А. Орехов, И.В. Дарда, С.С. Степанов, М.М. Романова – Москва :МНЭПУ, 2015 – 227 с.
10. Пономоренко Л.А. Основы экономической кибернетики: учебник / Л.А. Пономаренко. – М: Высшая школа, 2002. – 432 с.
11. Рофе, А.И. Научная организация труда / А.И. Рофе. − М.: МИК, 2011. − 320 c.
12. Саймон. Г.А. Менеджмент в организациях / Г. А. Саймон, Д. У. Смитбург, В. А. Томпсон; [сокр. пер. с англ. с 15-го изд.; общ. ред. и вступ. ст. А. М. Емельянова и В. В. Петрова]. – М.: Экономика, 2012. – 335 с.
13. Сергеев, А. М. Теория менеджмента : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / А. М. Сергеев, И. А. Иванова. — М. : Из-дательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
14. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления /Л.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 242 с.
15. Управление крупным промышленным комплексом в транзитивной экономике: монография / Под общ. ред. проф. Ю.Г. Лысенко, проф. Н.Г. Гузя. – Донецк: Юго-Восток, Лтд, 2003. – 670 с.
16. Шейнин Р.Л. Формализационные методы исследования организационных систем / Р.Л. Шейнин // Проблемы анализа функционирования организационных систем. – М.: ВНИИСИ, 1986. – С. 3–21.
17. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 600 с.
18. Шихвердиев, А.П. Корпоративное управление: учебное пособие/А.П. Шихвердиев. – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. – 241 с.
19. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Г.Г. Меликьяна [и др.]. − М.: Элита, 2015. – 145 с.