Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Местная администрация (исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования
полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Обращение к местной власти это - наиболее короткий и прямой путь к решению актуальных,
острых, жизненно значимых для нынешнего населения проблем. Администрацию общество
оценивает по тому как она решает ли вопросы: по электро- и газификации населенных пунктов,
освещенности улиц, качеству дорог, транспортному обеспечению и т.п. Данные задачи
3
эффективнее решать в местах непосредственного проживания (в городах, в селах, в деревнях) в
зависимости от позиции жителей. Поэтому развитие местного самоуправления, организация
постоянного и всестороннего взаимодействия муниципалитета и населения считается одним из
значимых течений государственной политики России.
В общем значении местное самоуправление - это самостоятельная, под свою ответственность
деятельность по решению местных вопросов как непосредственно (посредством местных сходов,
конференций, собраний и территориально-общественного самоуправления), так и через органы
местного самоуправления.
Федеральный закон № 131-ФЗ обозначил обязательные органы местного самоуправления - это:
представительный орган (местная дума), глава муниципального образования и исполнительнораспорядительный орган (местная администрация). При этом федеральный законодатель
позволил главе муниципалитета руководить как местной думой, так и местной администрацией.
Таким образом, можно двояко оценивать и анализировать руководителя сельсовета, поскольку он
может выступать либо в качестве главы муниципального образования - в случае избрания его на
муниципальных выборах, либо в качестве сити-менеджера - в случае назначения его на
должность главой муниципалитета. При этом важность представляет выявление правовых
оснований и фактических критериев отнесения данного субъекта - руководителя местной
сельсовета к должностным лицам местного самоуправления или к муниципальным служащим.
Степень разработанности проблематики. Проблемами муниципального управления занимается
ряд отечественных ученых, среди которых Ерыгина В.И., Нудненко Л.А., Ильин И.М., Харитонов
И.К., Фадеев В.И., Кеня И.А. и др.
Объект исследования – государственные и муниципальные служащие.
Предмет исследования – деятельность заместителя главы Ивановского сельсовета.
Цель исследования – анализ деятельность заместителя главы Ивановского сельсовета и
выявление проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучение теоретических основ местного управления в сельских муниципальных образованиях;
– определение направлений деятельности заместителя главы Ивановского сельсовета;
– выявление общих проблем в деятельности заместителя главы Ивановского сельсовета.
Методология исследования основывается на принципах научности, системности, объективности и
конкретности истины, единства исторического и логического.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод диалектики научного
познания действительности, а также основанные на нем частно-научные методы, такие как
социологический, статистический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, структурнофункциональный, формально-юридический. При этом применялись анализ, синтез, индукция и
дедукция для системного изучения объекта исследования в его внутренних и внешних
взаимосвязях.
4
Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых, таких как Ерыгина В.И.,
Нудненко Л.А., Ильин И.М., Харитонов И.К., Фадеев В.И., Кеня И.А. и ряда других.
Нормативную основу исследования составляют следующие нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации 1993 года, Европейская Хартия местного самоуправления,
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 года №
25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Уставы муниципальных образований.
Эмпирическую основу исследования составили данные официального сайта Ивановского
сельсовета Оренбургской области, статьи ведущих экономических журналов и газет;
информационные ресурсы сети Интернет.
Структура курсовой работы обусловлена последовательностью поставленных задач. Курсовая
работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка,
включающего 18 наименований.
1. Теоретические основы местного управления в сельских муниципальных образованиях
1.1. Сущность местного самоуправления
Состояние экономических, политических, социальных, культурных, национальных и т.д.
общественных подсистем из двух ветвей политической власти существенным образом влияет в
первую очередь на местное самоуправление. Именно в связи с укреплением позиций местного
самоуправления, повышением его статуса и социальной ценности изменилось определение
местного самоуправления в муниципальном законодательстве.
Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу) в ч. 1 ст. 2 определял местное
самоуправление следующим образом: «Местное самоуправление в Российской Федерации -
признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы
местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его
исторических и иных местных традиций».
Пришедший ему на смену Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» утвердил за местным
самоуправлением достойное его место, закрепив в ч. 1 ст. 1, что «местное самоуправление в
Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в
пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в
случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации,
самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через
органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с
5
учетом исторических и иных местных традиций». Таким образом, из вида деятельности, которых в
праве немало (правоохранительная, предпринимательская, образовательная и т.д.), местное
самоуправление по праву стало формой народовластия, второй из двух - государство и местное
самоуправление.
Законодательное закрепление определения местного самоуправления имеет важное значение.
Во-первых, конституционная модель местного самоуправления имеет некоторый выбор
вариантов толкования, поэтому именно в определении содержится указание на то, какой вариант
используется законодателем в настоящее время; во-вторых, дефиниция формальна, перечисляет
все признаки местного самоуправления как правового явления, разграничивая, таким образом,
его с другими явлениями; в-третьих, наличие определения исключает в процессе научного
анализа и правоприменения использование различных понятий и, как следствие, непонимание
между оппонентами. С учетом сказанного охарактеризуем признаки местного самоуправления:
– форма осуществления народом своей власти;
– самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения;
– решение вопросов местного значения исходя из интересов населения и с учетом исторических и
иных местных традиций.
Местное самоуправление как форма народовластия представляет собой устойчивую организацию
реализации политической власти в Российской Федерации, действующую в правовом поле, в
настоящее время и рассчитанную на длительное функционирование, не ограниченное во
времени. Теория права и государства, описывая форму народовластия, отмечает наличие у нее
следующих признаков: территория, население, власть, наличие или отсутствие суверенитета,
функции (основные направления деятельности, компетенция), система органов, финансовые и
иные материальные ресурсы,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:
федер. закон [принят 06 октября 2003 г.] // Собрание Законодательства РФ. - 2007. - № 20. - Ст.
1247.
2. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон: [принят 2 марта 2007 г.]
// Собрание Законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.
3. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях РФ» //
Со¬брание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 3. - Ст. 173.
4. Бабкин Н.К., Агафонов К.С. Общие принципы организации местного самоуправления в РФ
// Российская юстиция. - 2015. - № 6. - С. 22-27.
5. Воронин П.С. Юридическое положение руководителей органов местного самоуправления
в РФ. В сборнике «Потенциал вуза в кадровом и экспертном сопровождении органов
государствен¬ного и муниципального управления» / под общ. ред. Голышева И.Г. - 2015. - С. 72-
78.
6
6. Колесова Т. С. Правовое регулирование статуса распорядительных органов
муниципальных образований в РФ // Научный вестник Волгоградской академии государственной
службы. Серия: Юриспруденция. - 2012. - № 1. - С. 44-49.
7. Логунов К.Н. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления //
Муни¬ципальное имущество: экономика, право, управление. - 2015. - № 3. - С. 38-41.
8. Митячкина Е.С., Михнева С.В. Правовое регулирование положения главы местной
сельсовета и муниципального служащего в Российской Федерации // Гуманитарные
исследования. - 2016. - № 2 (58). - С. 157-162.
9. Михнев И.П., Михнева С.В., Айвазян А.Г., Серкина Е.П. Правовое регулирование
деятельно¬сти в сфере информационной безопасности в Российской Федерации: достижения,
проблемы и пер¬спективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. -
№ 6. - С. 227-233.
10. Михнева А.И. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации:
организа¬ционно-правовые аспекты // Аллея науки. - 2018. - Т. 5. - № 4 (20). - С. 813-817.
11. Михнева С.В. Проблемы определения правового положения органов местного
самоуправ¬ления как юридических лиц // Вестник Волгоградского филиала МФЮА. - 2015. - № 1. -
С. 71-79.
12. Михнева С.В. Современная реформа местного самоуправления в Российской Федерации:
итоги и перспективы // Вестник Волгоградского филиала МФЮА. - 2015. - № 1. - С. 63-70.
13. Михнева С.В., Митячкина Е.С. Ценностные характеристики местного самоуправления //
Гу¬манитарные исследования. - 2017. - № 4 (64). - С. 248-253.
14. Михнева С.В., Михнев И.П., Чернова А.П. Правовые основы определения юридического
положения должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих в Российской
Федерации. В сборнике «Социально-экономические и правовые основы инновационного
развития»: сборник научных статей. - Пенза, 2018. - С. 104-111.
15. Михнева С.В., Сорокина Н.В. Образование и профессиональная подготовка муниципальных
служащих как факторы демократического развития Российской Федерации // Профессиональные
инновации. - 2019. - № 4. - С. 97.
16. Сальникова Н.А., Михнев И.П. Проведение аттестации знаний студентов с помощью
компью¬терного тестирования // Известия Волгоградского государственного технического
университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - 2017. - Т. 4.
- № 7 (33). - С. 182-184.
17. Тадыкова А.П. Правовой статус исполнительно-распорядительного органа местного
само¬управления // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия:
Юри¬спруденция. - 2019. - Т. 2. - № 6. - С. 97-104.
18. Шумилов Г.С. Муниципальные служащие и должностные лица в системе местного
самоу¬правления // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2016. - № 2. - С. 13-17.