Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с момента создания Организации Объединенных Наций ее ключевой задачей стало содействие мирному и бесконфликтному развитию на планете.
Нельзя не согласиться с тем, что ООН – единственно-уникальный, определенный международным правом субъект, не имеющий аналогов. С момента своего появления эта организация стала неотъемлемой частью международного порядки и мира, для поддержания которого она и была создана. Сегодня ООН – центральное звено системы международных организаций. Именно в ее Уставе впервые закреплены основные цели и принципы международного правопорядка, имеющие императивную силу.
ГЛАВА 1 ООН КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
1.1 История создания ООН
Первоначально целью создания ООН было предотвращение и прекращение международных конфликтов, которые наносят вред мировому сообществу. Именно поэтому штаб-квартира ООН неоднократно была местом значительных ожесточенных споров и дискуссий по вопросам сохранения мира и человечества.
12 июня 1941 года в Лондоне представители Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки, а также представители правительств в изгнании: греческого, бельгийского, чехословацкого, люксембургского, нидерландского, норвежского, польского, югославского и французского (генерала де Голля) собрались в старинном Сент-Джеймском дворце и подписали декларацию, определяющую добровольное сотрудничество народов мира в решении множества глобальных вопросов. В то время она стала предпосылкой для создания ООН.
14 августа 1941 на борту военного корабля в Атлантическом океане неподалеку от о. Ньюфаундленд (Канада) президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль ратифицировали Атлантическую хартию – это документ, в котором были провозглашены цели стран в войне против нацистской Германии, а также их понимание послевоенного устройства мира. 24 сентября 1941 года к этой декларации присоединился СССР.
Как указывалось в самом документе, он только подтверждал «некоторые общие принципы национальной политики названных стран (США и Великобритании), принципы, с которыми они связывали свои надежды на лучшее будущее мира».
Таким образом, ООН была создана в начале Второй Мировой войны в ходе встречи президента Соединённых штатов Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем .
В результате данного саммита была принята Атлантическая хартия, в которой определены цели США и Великобритании во II Мировой войне и их понимание новой расстановки сил в мире.До этого момента США не являлись еще участниками войны. Они вступили в войну с Германией, Японией и их союзникам только после нападения войсками Японией на Пёрл-Харбор. 24 сентября 1941 года членом Атлантической хартии стал СССР. В результате вышеуказанных событий сформировалась «Большая тройка»- крупная Антигитлеровская коалиция государств-мировых лидеров, к которой впоследствии присоединились другие государства, в том числе те, которые изначально были на стороне Германии.
В январе 1942 года о вступлении в членство Атлантической хартии заявили 26 государств антигитлеровской коалиции. Была подписана Декларация Объединенных Наций, проект которой был разработан президентом Рузвельтом.
Далее, через некоторое время среди антифашистских союзников стали возникать разногласия и споры относительно интересов конкретных стран и возможностей влиять на политические решения, а также по поводу функционирования организации и распределения полномочий. Для их разрешения в Москве октябре 1943 года была проведена конференция глав внешнеполитических ведомств СССР, США и Великобритании.
Несмотря на достаточно выраженный успех проведенной конференции и заключение определенных договоренностей, особо значимые дипломатические соглашения, в рамках которых была определена необходимость создания ООН, в результате чего в феврале 1945 года в ходе Ялтинской конференции глав государств «Большой тройки» были заключены соответствующие договоренности .
Существенное изменение внешней политики США произошло в период самого начала президентства Гарри Трумэна. Он был еще большим по сравнению с Рузвельтом противником политики Сталина и особенно опасался роста международного влияния СССР. Однако, большинство членов ООН в то время были союзниками США. Так как Трумэн не был удовлетворен договоренностями о праве вето на Ялтинской конференции, он предпринял попытки ограничить полномочия Совбеза, передав право решать важнейшие международные вопросы Генеральной Ассамблее ООН, где обычное голосование позволило бы определить решения, которые поддержали большинство участников.
1.2 Правовой статус, цели, принципы ООН
На современном этапе в состав ООН входят 193 государства мира. Для сравнения изначально их было 51. Постепенно количество стран увеличивалось по мере нарастания силы и влияния ООН, ее способностей решать поставленные задачи и значимые мировые проблемы.
В процессе развития ООН было множество сложных моментов. Одним из них был 1960 год – год «Африки». В этот период на политической карте мира было образовано 17 новых самостоятельных государств, которые ранее относились к колониям Великобритании, Франции, Италии и Бельгии.
В связи с этим в 1965 году в результате появления этих новых государств произошло расширение Совета Безопасности - с 11 до 15 членов, при этом число постоянных членов Совбеза не изменилось. Следующая волна расширения списка членов наступила только после распада СССР и социалистического блока в Восточной Европе.Последними в ООН вступили Восточный Тимор, Швейцария (оба в 2002 году), Черногория (2006 год) и Южный Судан (2011 год).
В 1945 году было произведено нововведение – создан институт наблюдателя при ООН и первым наблюдателем стала Швейцария. Далее такой статус получали еще 16 государств.
Важным моментом решения вопросов в ООН является применение права вето .
Рассмотрим статистику принятия вето разными странами:
- Советский Союз и Россия прибегали к вето 103 раза;
- США - 79;
- Великобритания - 29;
- Франция - 16;
- Китай - 9.
В ряде случаев вето на проект резолюции накладывали сразу несколько постоянных членов СБ.
Сессии Генассамблеи ООН, открывающиеся ежегодно в конце сентября, всегда являются:
- особенно насыщенным и значимым событием года, в рамках которого проходит несколько сотен встреч и выступлению ученых, государственных деятелей, экспертов в разных областях геополитики, социологии, экономики, культуры и т.п.;
- местом встречи ключевых игроков на мировой политической арене, которые имеют возможность лично пообщаться, продемонстрировать свою позицию, встретиться с оппонентами;
- ареной для скандалов и разбирательств между дипломатами, руководителями стран и т.п.
Правосубъектность ООН закрепляет Устав ООН. Это международный договор.
На основании статей 1 и 2 Устава ООН организация преследует следующие цели:
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ГЛАВНЫЕ ОРГАНЫ ООН
2.1.Международный суд ООН
Правозащитный механизм ОО реализуется, прежде всего, через систему органов, каждый из которых решает определенные задачи и имеет конкретную область влияния.
В связи с этим следует рассмотреть один из основных органов ООН, цель создания которого заключалась в обеспечении эффективного процесса разрешения международных споров и ситуаций, недопущению наступления угроз мира и безопасности.
К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.
Функции Международного суда ООН:
- Судебная функция – разрешение международных споров и конфликтных ситуаций между государствами;
- Консультативная функция – консультирование ГА ООН и СБ ООН по различным правовым вопросам.
Юрисдикция суда является факультативной. Это означает, что рассмотрение судом конкретного спора с участием определенных государств может происходить только с их согласия. При этом государства могут заявить о своем признании обязательной юрисдикции суда во всех правовых спорах, касающихся следующих моментов:
- создание подробного толкования и интерпретации договоров и вопросов международного права;
- выявление наличия или отсутствия фактов, которые выявляют нарушения международного обязательства;
- определение порядка, характера и размера компенсации за нарушение международного обязательства.
В этих случаях суд вправе рассмотреть дело по ходатайству одной из сторон. Производство по делу в суде возбуждается путем уведомления (объявления) о согласии сторон, а также путем подачи письменного заявления одной из сторон .
Практические директивы, предназначенные для обратившихся в Суд государств, были впервые приняты Судом в октябре 2001 года. Практические директивы не сопряжены с изменением Регламента Суда, а дополняют его. Они являются результатом непрерывной ревизии Судом своих методов работы. В настоящее время после принятия Судом каких-либо поправок к Практическим директивам эти поправки помещаются на веб-сайте Суда и публикуются в «Ежегоднике» Суда, сопровождаясь пометой о тех или иных условиях, оговаривающих их применимость во времени.
Решение издается в качестве двуязычного документа с французским и английским вариантами на противоположных страницах и, как правило, составляет 50 страниц на каждом языке.
Каждое решение подписывается Председателем Суда (или Вице-Председателем, когда он выполняет функции Председателя) и Секретарем и скрепляется печатью Суда. На открытом заседании, на котором оглашается решение, представителям сторон вручаются копии текста. Третья копия хранится в архивах Суда.
Текст состоит из трех главных частей:
• введение: в нем указываются фамилии судей и представителей сторон, содержится краткая история разбирательства и документы, представленные сторонами;
• основания решения Суда: в них резюмируются значимые факты в деле и излагаются причины, лежащие в основе решения Суда;
• пункт постановляющей части: в нем излагается то, что Суд реально решил, и указывается, как голосовали судьи. Этот пункт может быть разделен на несколько подпунктов.
В настоящее время Международный Суд демонстрирует беспрецедентную активность. В преддверии третьего тысячелетия изучается вопрос о том, как активизировать его деятельность.
2.2. Правозащитные органы Организации Объединенных Наций
Помимо Международного суда к главным органам ООН относятся:
- Генеральная Ассамблея;
- Совет безопасности;
- Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС);
- Совет по Опеке;
- Секретариат.
Генеральная ассамблея – главный совещательный представительный орган ООН.Состоит из всех членов ООН. На данный момент насчитывает 193 члена.
Функции ГА ООН закреплены в Уставе ООН: рассматривать общие принципы сотрудничества по обеспечению и реализации мер поддержания международного мира и безопасности и делать соответствующиерекомендации.
Совет безопасности ООН (СБ ООН) – постоянно действующий орган ООН, на который возложена ответственность по поддержанию международного мира и безопасности.
Состав СБ ООН включает: 5 постоянных членов (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай) и непостоянных членов.
Перечислим функции СБ ООН, отраженные в Уставе ООН:
- аудит политической ситуации и выявление любых угроз миру и безопасности населению;
- оценка степени мировых угроз и выявление их причин и источников;
- разработка мероприятий, проектов, программ для урегулирования и разрешения международных споров и решения проблем;
- применение принудительных мер, силового воздействия для пресечения нарушений в области создания угрозы мира и посягательства на жизни людей.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) – один из главных органов ООН, который координирует сотрудничество в социальной и экономической сфере.Совет состоит из 54 государств, избираемых ГА ООН на 3 года.
Функции ЭКОСОС, закрепленные в Уставе ООН заключаются разработке и реализации мер по содействию экономическому и социальному прогрессу.
При создании международной системы опеки Уставом был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки. Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.
В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.
Следует помнить, что ООН – организация, которая своей деятельностью стимулирует создание подведомственных учреждений и организаций, деятельность которых помогает в решении мировых проблем. Одной из таких является ЮНЕСКО, на которую возложено решение вопросов международного сотрудничества в области образования, науки и культуры. Его штаб-квартира размещена в Париже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав деятельность ООН как универсальной международной организации, мы можем назвать ее поистине уникальным явлением. Она придает ему особые черты, а также очерчивает широкий круг полномочий, направленных на решение задач, поставленных в Уставе. Правовой статус регулирует систему и структуру органов ООН, их компетенцию и полномочия, устанавливает способы взаимодействия с другими участниками международных отношений и т.д.
Современная правовая доктрина расходится в оценке правового статуса ООН, но в плане признания ее уникальности и универсальности мнения в целом совпадают. Следует отметить, что в настоящее время вопрос обновления процедур и деятельности ООН в соответствии с современными реалиями стоит особенно остро, и единого подхода к решению этой проблемы в российской науке нет.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Международные нормативно-праволвые акты
1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Текст устава официально опубликован не был. СПС «Гарант».
2. Всеобщая декларация прав человека // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.un.org/ru (Дата обращения 10.05.2020)
3. Конвенция о правах ребенка // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.un.org/ru (Дата обращения 10.05.2020)
Научная литературы, публикации
4. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. – М.: Право, 2018. – 244 c.
5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист, 2018. – 624 c.
6. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. – М.: Книга по Требованию, 2018. – 226 c.
7. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2017. – 832 c.
8. Гюлджян, Г. Г. К вопросу о реформировании Организации Объединенных Наций / Гюлджян Г. Г., Тюренкова К. А. // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 590-592.
9. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. – М.: Феникс, 2018. – 493 c.
10. Зверев, П. Г. Изменение парадигмы международной безопасности и международное миротворчество ООН в 1990-е годы / Зверев П. Г. // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 843-845.
11. Зверев П. Г. Особенности современных миротворческих операций ООН / Зверев П. Г. // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 528-530.
12. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. – 224 c.
13. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. – М.: Норма, 2018. – 442 c.
14. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. – М.: Окей Книга, 2017. – 848 c.
15. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5–е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юрайт, 2016. – 521 c.
16. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. – М.: Академия, 2018. – 208 c.
17. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2016. – 766 c.
18. Назарова, А. И. Теоретические вопросы обеспечения международной безопасности / Назарова А. И. // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 859-861.
19. Чекал, А. А. Проблема международной и национальной безопасности в науке о международных отношениях / Чекал А. А. // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 783-786.
Электронные ресурсы
20. Выступление С.Лаврова на 24-й сессии Генеральной ассамблеи ООН [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://uz.sputnikNews.ru/politics/20190928/12511604/V-OON-vystroilas-ochered-iz-zhelayuschikh-pogovorit-s-Lavrovym.html
21. Глава ООН предложил действовать на семи направлениях для укрепления системы защиты прав человека // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2020/02/1373081 (Дата обращения 10.05.2020)