Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере обучения, труда, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов деятельности. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых потребностей.
В психологической науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего промежуточное положение между психическими процессами - с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности Зинченко В.П.
Степень разработанности темы. Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности методов, приёмов и средств для эффективного выявления и коррекции личностной тревожности у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: состояние личностной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: процесс снижения и устранения тревожности младших школьников станет эффективным, если будут:
1. Исследованы особенности проявлений личностной тревожности у детей младшего школьного возраста и установлены причины повышенной тревожности.
2. Проведен сравнительный анализ взаимосвязи уровня личностной тревожности и особенностей детско-родительских отношений.
3. Разработать практические рекомендации по коррекции личностной тревожности детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – исследование тревожностей детей в процессе учебной деятельности.
Задачами работы являются:
исследовать понятие, сущность и виды тревожности;
рассмотреть проявление тревоги и тревожности в младшем школьном возрасте;
определить тревожность младших школьников в процессе учебной деятельности;
рассмотреть методы и методики исследования;
дать анализ и интерпретацию результатов исследования;
дать анализ и интерпретация результатов исследования;
выявить методическое обоснование и описание программы направленной на преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях;
рассмотреть определение эффективности программы на преодоление тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях.
Методы исследования – анализ литературы, наблюдение, методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Тест тревожности (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен).
2. Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.).
3. Анализ семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, (для родителей детей 3-10 лет).
Характеристика выборки исследования: в исследовании участвовало 30 младших школьников, в возрасте 6-11 лет.
Эмпирическая база: МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты.
Научная новизна исследования: проблемы семьи рассмотрены с точки зрения психологической безопасности. На основе системного анализа развития психологического знания в сфере семейного функционирования выделены основные этапы оформления психологии семьи и показано, что психологическая безопасность семейной среды является закономерным шагом развития данной проблематики.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, социального педагога, классного руководителя.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что показана роль и значение стиля воспитания в возникновение тревожности у детей младшего школьного возраста.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы исследования тревожностей детей в процессе учебной деятельности
1.1. Понятие, сущность и виды тревожности
Теоретические аспекты личностной тревожности рассматриваются в психологической литературе, прежде всего, с точки зрения представления ее как переживание определенной эмоциональной модальности, связанного с мотивами поведения и деятельности. Психоаналитики рассматривают тревожность как явление, возникающее уже в ходе самого процесса рождения и получает дальнейшее развитие под влиянием внешних факторов (Ф. Гринейкр, М. Клейн, К. Майер, О. Ранк, Г. Салливан, К. Хорни, А. Фрейд, О. Фенихель, Н. Фоудор, Э. Фромм, К. Юнг) .
Ю. Приходько и В. Юрченко считают, что тревожность – это склонность человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низкого порога ее возникновения. При этом тревожность может быть личностным образованием, свойством темперамента (так называемая личностная тревожность), а может быть ситуативной, то есть связанной с конкретными обстоятельствами .
Тревожность – это психологическая особенность индивида, выраженная в постоянном беспокойстве и предчувствии опасности. Впервые определение тревожности дано Зигмундом Фрейдом, сформулировавшим его как эмоциональное переживание негативного характера, связанное с чувством неопределенности и беспомощности.
В психологии это понятие носит двоякий характер: это эмоция и свойство личности. Кратковременное чувство тревоги испытывают все люди. Оно помогает человеку приспособиться к условиям жизни. Чувство тревоги как черта характера приводит к сбоям в индивидуальном развитии и мешает жить полноценной жизнью.
Отличие тревожности от тревоги. Тревога – сложная отрицательная эмоция, сочетающая в себе страх, стыд, вину, печаль, гнев. Она появляется у человека в ситуациях, несущих потенциальную угрозу и представляет собой кратковременный защитный механизм, заставляющий человека реагировать на опасность. Тревожные люди зачастую ощущают беспочвенную нервозность. Чувство страха за то, что могло случиться, делает их неспособными нормально реагировать на происходящее .
Причины тревоги существуют реально или надуманы человеком, они не всегда объяснимы. Излишне беспокойный человек зачастую неадекватно воспринимает ситуацию. Он боится предстоящей поездки или возможного выступления на семинаре, расстраивается из-за незначительной прибавки в весе или плохой отметки в школе .
Тревожность – устойчивое качество личности, тревога – временное состояние. Тревожность отражает частоту переживаний человеком чувства тревоги. Психологический портрет тревожного человека. Тревожно-мнительный тип личности чаще встречается среди женщин. Люди этого типа живут в мире эмоций. Для них характерны следующие психологические особенности:
1. Из-за мнительности и суеверия находят отрицательные моменты в любой ситуации.
2. Неуверенность в своих силах порождает безынициативность и нерешительность, часто ощущают безысходность.
3. Боятся повторения собственных ошибок, тяжело переживают неудачи.
4. Не способны скрывать панику, приступы агрессии.
5. В присутствии людей более высокого статуса и социального положения ощущают излишнюю скромность, иногда заикаются.
6. Считают себя непривлекательными для противоположного пола, уверены, что не могут заинтересовать собеседника.
7. Впечатлительны и излишне чувствительны, переживают, что их поступки могут навредить окружающим.
8. Преувеличивают свои недостатки, занимаются самокопанием.
9. Не могут отстоять собственное мнение.
10. Из-за постоянного контроля своих эмоций, им трудно расслабиться.
Положительные черты:
- исполнительность;
- чуткость;
- доброта;
- осторожность;
- предусмотрительность.
Исследования доказали зависимость уровня тревоги от темперамента человека. Высокий уровень вовлеченности в деятельность, или ситуативной тревоги, свойственен меланхоликам, средний – флегматикам, низкий – холерикам и сангвиникам. Личностная тревожность в большей степени развита у холериков и флегматиков.
Причины тревожности. У психологов нет единой теории происхождения чувства повышенной тревоги. Решающую роль играет сочетание врожденных психологических особенностей индивида с воздействием социальных и психологических факторов.
Основные причины тревожности: наследственные особенности психики; негативное влияние внешней среды и неправильное воспитание в детстве; соматические заболевания; конфликты и неприятности в межличностных отношениях; недостаток физических нагрузок и отсутствие полноценного отдыха; низкая самооценка; стрессы и негативный опыт в прошлом. Определить состояние тревоги возможно по физиологическим и психологическим проявлениям.
Физические признаки: учащенное биение сердца; сбои при дыхании; общая слабость; изменение цвета кожных покровов; повышенное потоотделение; напряжение мышц тела; внезапные головные боли; расстройство пищеварения, метеоризм, боли в животе.
В состоянии тревоги организм готов действовать – резкие изменения происходят в вегетативной нервной системе, что способствует изменениям в работе внутренних органов.
Психологические симптомы тревожности: беспричинные обострения переживаний; подавленность; плохое предчувствие; депрессия, угнетающие мысли; панические атаки; боязнь за здоровье и жизнь близких и свою собственную; бессонница, неспокойный сон.
Человека в состоянии повышенной тревожности легко напугать, вывести из равновесия. Он может расплакаться на пустом месте, его поведение непредсказуемо.
Психология рассматривает несколько классификаций.
В зависимости от причин, вызывающих чувство тревоги выделяют:
- личностную – не зависит от окружающей обстановки и жизненных ситуаций, возникает необъяснимое чувство страха;
- ситуативную – реакция на конкретные обстоятельства, трудности жизни.
По степени адекватности различают:
- адекватную – нормальное реагирование на все случаи жизни и существующие трудности;
- неадекватную – проявляется в восприятии любой ситуации, как потенциально опасной .
Виды тревожности по степени выраженности:
- низкая – человек не волнуется даже при обстоятельствах, несущих потенциальную угрозу;
- средняя (оптимальная) – умеренное выражение тревоги, выполняющее мобилизационную функцию в состоянии повышенной опасности;
- высокая – индивид тревожится по любому поводу, даже когда ситуация не опасна.
Озабоченность вызывает излишнее чувство постоянной тревоги, сопровождающееся психическими отклонениями больного. Оно способствует развитию психосоматических болезней, поэтому поставленный диагноз требует немедленного лечения.
1.2. Проявление тревоги и тревожности в младшем школьном возрасте
В последнее десятилетие существенно усилился интерес к изучению проблемы школьной тревожности и адаптации учащихся, в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению Л.И. Божович, ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. Школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени и рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний у детей в условиях начальной школы. Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни и параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. Дети в школьные годы склонны к подростковому максимализму, из-за чего испытывают страх не оправдать ожиданий педагогов и родных. В этом случае школьная тревожность обрастает агрессией и протестами, когда ученик сталкивается с постоянной критикой и непониманием. В качестве психокоррекции используют следующие направления: стабилизацию позитивного отношения к себе, нормализацию самооценки; использование групповой активности для повышения уровня доверия к окружающим; полный отказ от публичной критики в классе; снятие мышечного напряжение с помощью гимнастических упражнений или массажа. Чтобы помочь ученику начальных классов чувствовать себя уверенно в новой обстановке, семья может содействовать в выполнении домашних занятий. Школьник, идущий на уроки с полным комплектом качественно выполненной работы, уверен в себе и открыт к контакту с учителями. Школьная детская тревожность – это комплекс давящих факторов, один из которых связан с неуверенностью из-за несделанной домашней работы.
Все виды нарушений возрастных изменений в эмоциональном состоянии детей делятся на 4 основных типа: невротизм, когда расстройство сопровождается энурезом, тиками, заиканием; расторможенность, когда поведение описывается как гиперактивное, детские страхи прячутся за нарушениями дисциплины; застенчивость, которая проявляется в молчаливости, плаксивости и переживании чувства паники при повышении голоса учителя на любого одноклассника; замкнутость, выявление которой основывается на игнорировании обращенной речи, даже со стороны учителя.
Для любой из четырех характеристик существуют свои рекомендации по налаживанию контакта и упрощению адаптации.
Природа расстройства всегда тесно связана с нарушением дыхательного ритма, поэтому дыхательные упражнения характеризуются психологами как одни из наиболее эффективных в составе комплексной терапии:
1. Задувание свечей. Для этого можно использовать как реальные свечи, так и вымышленные. После полного плавного вдоха следует медленный выдох через почти полностью сомкнутые губы. Интерпретацией занятия может стать пускание мыльных пузырей.
2. Зевание. Нервный человек с помощью зевания остужает мозг, в случае его перегрева, а также успокаивает сиюминутное возбужденное состояние.
3. Фигурное дыхание. Упражнение заключается в том, чтобы выдыхаемым потоком рисовать воображаемые геометрические фигуры.
Программа построения линии поведения с тревожными детьми начинается с принятия проблемы. Семьям, которые задумываются о возможных возникновениях подобных трудностей, в качестве профилактики обязательно общаться с подростком каждый вечер. Нужно интересоваться прожитым днем, выслушивать без насмешек переживан
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 5 января.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы. – 2015. – № 1. – С. 4–25.
3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
4. Водяха С.А. Коррекция тревожности в процессе формирования креативности в раннем юношеском возрасте / С.А. Водяха // Автореф. дис. .канд. психол. наук. Казань, 2015. – 20 с.
5. Гормоза Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте / Т.В. Гормоза. – Мн.: Наука, 2015. – 264 с.
6. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479 c.
7. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. – М.: Ленанд, 2014. – 320 c.
8. Дарвина Ю.С. Современные подходы к проблеме психологии воспитания подрастающего поколения / Ю.С. Дарвина // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. – № 7(9). – М., Изд. «МЦНО», 2017. – С. 57–61.
9. Егяна О. Н. Работа школьного психолога с тревожными детьми / О.Н. Егяна // Молодой ученый. – 2017. – №14.1. – С. 14–17.
10. Иванников В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 c.
11. Игебаева Ф.А. Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения / Ф.А. Игебаева // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 – С.47 – 49.
12. Карандашев В. Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер. – М.: Речь, 2016. – 80 c.
13. Мамаева Н.В. Тревожный ребенок в современном мире: как понять и что делать? / Н.В. Мамаева, Т.А. Карапетян, Е.А. Плясова // Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 2. – С. 34.
14. МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты. [Электронный ресурс]. URL: http://school6.apatity.ru/(дата обращения: 11.02.2020).
15. Микляева А.В. Диагностика школьной тревожности: комплексный характер работы по профилактике и коррекции школьной тревожности, учитывающий возраст учащегося / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика. – 2016. – № 1. – С. 32–53.
16. Микляева А.В. Развивающая работа психолога с детьми с высоким уровнем школьной тревожности / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика. – 2016. – № 5. – С. 106–113.
17. Назарова Т.В. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста из неполных семей / Т.В. Назарова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(49). [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/archive/guman/1(49).pdf (дата обращения: 11.02.2020).
18. Нуркова В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 524 c.
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c.
20. Павлов И. Америка тревожных лет / И. Павлов. – М.: Издательство политической литературы, 2013. – 256 c.
21. Петров А. А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петрова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 266–270.
22. Пургина А. А., Онуфриева В. В. Коррекция тревожности младших школьников / А. А. Пургина // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 700–702.
23. Тихонова Т. С. Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации / Т.С. Тихонова // Молодой ученый. – 2019. – №23. – С. 198–200.
24. Умхажиева Х. Т. Тревожность младших школьников в учебном процессе / Х.Т. Умхажиева // Молодой ученый. – 2019. – №52. – С. 244–247.
25. Хеллэм Р. Консультирование по проблемам тревожности / Р. Хеллэм. – М.: ПЕР СЭ, Институт консультирования и системных решений, 2016. – 191 c.