Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность библиотек (несмотря на быстро развивающийся
современный мир техники, компьютеризации, которые очень сильно
интересуют детей) сейчас достаточно востребована. Немаловажное
значение здесь имеет тот факт, что библиотеки работают не только над тем,
чтобы иметь привлекательный внешний вид, а и над тем, чтобы расширить
номенклатуру услуг, сделать библиотеку местом для приятного
времяпровождения. В последние годы они постепенно превращаются в
открытую систему, активно сотрудничая со многими государственными и
общественными организациями.
Когда развитие библиотечного дела тесно связано с конкретной
территорией и отражает особенности ее демографического,
социально-экономического и культурно-исторического развития,
методическое обеспечение краеведческой деятельности приобретает
особое значение.
Основными формами массовых мероприятий краеведческого содержания
есть встречи с краеведами края, презентации творчества
писателей-земляков, вечера-портреты к юбилейным датам,
литературно-художественные вернисажи, краеведческие часы,
литературные путешествия. Сейчас стало популярным проведение
различных акций, флешмобов и квестов, организация проектов, в том
числе и краеведческого направления.
Сейчас краеведение переживает духовный подъём, осуществляется поиск
новых форм, расширяется круг задач, уточняется их содержание.
Краеведческие знания необходимы не только обществу в целом, группам
людей, но и каждому человеку. Ему нужно знать, кто он и откуда
происходит. Память о своих корнях делает человека сознательным,
достойнее, сильнее и интеллигентнее. Этому способствует краеведение –
патриотическая наука.
К традиционным информационным краеведческим ресурсам библиотек
относятся рекомендательные библиографические пособия, посвящённые
краю в целом, тематические, библиографические, персональные.
Неизменным читательским спросом пользуются тематические
библиотечные издания: путеводители по отдельным уголкам родного края
(города, района), буклеты об исторических достопримечательностях
«Город чрезвычайного прошлого».
Краеведческая игра, к примеру, способствует пробуждению интереса к
истокам родной культуры, к истории родной земли.
Особенный интерес у пользователей библиотек разных уровней вызывают
библиотечные проекты.
Именно это и определяет актуальность темы исследования. Важность
краеведческой работы в текущей деятельности библиотек привлекала и
привлекает к ней внимание и библиотекарей-практиков, и
исследователей-библиотек.
Цель исследования – исследовать особенности краеведческой
деятельности библиотек и основные элементы проектной деятельности
библиотек.
Объект исследования – краеведение как область деятельности в
современном обществе.
Предмет исследования – проектная деятельность по развитию
краеведческих потребностей (на примере библиотечного проекта по
рекламной кампании).
Задачи исследования:
- рассмотреть краеведческие информационные потребности в системе
потребностей пользователей;
- разработать проект рекламной кампании краеведческого мероприятия
«Живая тайна колоколов».
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ
1.1. Аннотация проекта
Сейчас Валдайский музей колоколов уже не единственный в России, но
тем не менее он и открывшийся в городе в 2015 году Колокольный центр –
уникальны. Неслучайно именно в этом маленьком городке можно увидеть
колокола как самые древние (от III века до н.э.), так и современные. Здесь,
посередине оживлённого тракта Москва – Санкт-Петербург, в XVIII веке
стали отливать особой формы ямщицкие колокольчики, столь
необходимые на длинной и непростой дороге.
Колокольчики эти породили и забавный термин, вызывавший восторг у
Достоевского и обозначающий ослышку, переосмысление неверно
разобранных слов песни, стихотворения или какого-то другого текста –
«дарвалдай». Возник он благодаря широко известной народной песне не
стихи Глинки «Тройка»:
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Дары Валдая везут из этого городка и по сей день, только теперь уже
туристы в качестве сувениров. Узнать о других предназначениях колоколов,
их видах и звонах можно в Музее колоколов, расположенном в здании
путевой дворцовой церкви Екатерины II, и в находящемся неподалёку
Колокольном центре.
Фестиваль предполагает работу разных площадок.
Место проведения: город Валдай, города России. Организаторы –
менеджер проекта, сценарист-режиссер, дизайнер, менеджер по связям с
общественностью, команда агентства по организации event-мероприятий
«Чудесники».
Цель маркетинговая: получение прибыли в результате проведения ивента
«Живая тайна колоколов» и захват новой аудитории.
Задачи:
- увеличение аудитории мероприятия;
- продвижение продуктов и услуг партнёров мероприятия;
- стимулирование аудитории к покупке товаров и услуг;
– выстраивание связей между организациями и учреждениями.
Цель социально-культурная: сохранение историко-культурного потенциала
страны.
Задачи:
- привлечение внимания аудитории к мероприятию;
- вовлечение аудитории к активному культурному досугу, насыщенному
также развлекательными элементами.
1.2. Классификационные индексы
Индекс УДК – обязательный элемент выходных сведений издания.
ББК – первая национальная классификационная система России.
Б-59
П-79
Р-36
УДК 304.44
УДК 379.8
УДК 78
УДК 79
УДК 7.03
УДК 7.091
УДК 7.092
УДК 908
УДК 659.1
ББК 6/8
ББК 7
ББК 78
ББК 78.0
ББК 78.3
ББК Х623.012.08
ББК 26.89
1.3. Словарь терминов
Библиотечная реклама – информация о библиотеке, ее услугах и
продукции с целью оповещения о ней реальных и потенциальных
пользователей и стимулирования спроса на эти услуги и продукты.
Библиотечная реклама включает несколько направлений: информация о
библиотечной сети обслуживаемого района в целях ориентации в ней, о
возможностях других библиотек сети (например, о получении требуемых
изданий по МБА и т.п.); информация о библиотеке и (или) ее структурных
подразделениях (филиалах, отделах); информация о библиотечном фонде,
его составе и структуре; информация об услугах, предоставляемых
библиотекой, и об ее интеллектуальной продукции; информация о
краеведческих мероприятиях
Валдай – это название целой местности на северо-западе России. Само
Валдайское озеро выглядит лишь небольшим пятном на плане
Валдайского национального парка, идущего от озера Розлив до озера
Селигер.
Валдай – это одно из самых тихих и спокойных мест в регионе.
Туристическая инфраструктура здесь развита слабо, так что пока можно
наслаждаться величием окружающей вас природы, тишиной и свежим
воздухом.
Краеведческая библиотечная деятельность – часть профессиональной д
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ажеева Р.Б. Историко-краеведческая деятельность публичных
библиотек : учебное пособие / Р. Б. Ажеева. – Москва : Литера, 2011. – 112
с.
2. Амлинский Л. Научные библиотеки информационного общества.
Организация и технология. – М.: Профессия, 2010. – 200 с.
3. Артемьева С. Путешествуя в минувшие века. Уроки красоты [о
краеведческих марафонах] // Библиотечное дело. 2014. № 10. – С. 42-44.
4. Библиотеки и музеи в современном обществе : миссия выполнена //
Соврем. б-ка. – 2014. – № 9. – С. 14-17.
5. Блинова О.Ф. Интегрированный мультимедийный урок, или Новые
возможности взаимодействия библиотекаря и учителя / О. Ф. Блинова, Т. П.
Данильчук // Б-ка школы!. – 2016. – № 7. – C. 19-24.
6. Бродовская З.В. Проектная деятельность учителя начальных классов:
проблемы и перспективы / З.В. Бродовская // Сибирский учитель. – 2011. –
№ 1. – С. 45-51.
7. Головко С.И. Информационное ориентирование в области
литературного краеведения // Библиография. – 2016. – № 4. – С. 45-52.
8. Головко С.И. Креатив-технологии в библиотечной сфере. – Москва:
Пашков дом, 2012. – 168 с.
9. Горбачевская Н. Ф. Работа массовых библиотек с краеведческой
литературой : методическое пособие / Н. Ф. Горбачевская. – Москва: Книга,
1978. – 61 с.
10. Замаева Н.Н. Краеведческая деятельность библиотек республики:
правовой аспект // Бібл. весн. : зб. арт. / Нац. б-ка Беларусі ; рэдкал.: Р. С.
Матульскі (старш.) [і інш.]. – Мінск, 2012. – Вып. 4. – С. 106-111.
11. Зоткина, В.Ю. Краеведческие квест-проекты интерактивный формат
библиотечного краеведения // Библ. дело. – 2016. – № 1. – С. 42-44.
12. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников / Н. М. Конышева
// Начальная школа. – 2006. – № 1. – С. 17-27.
13. Краеведческая деятельность муниципальных публичных библиотек:
метод. рекомендации / сост. Т. П. Медведева. – Красноярск : ГУНБ
Красноярского края, 2012. – 100 с.
14. Кучина Г. В. Краеведение – приоритетное направление : (из опыта
работы отдела библиотечного маркетинга Малоритской ЦРБ) // Біблія
панарама: БП. – 2012. – Вып. 16. – С. 21-26.
15. Логинова Н. В. Музей и библиотека: из опыта сотрудничества // Чтение
в XXI веке: традиции и тенденции. – Екатеринбург, 2014. – С. 88-95.
16. Лыкова, И.А., Проектирование целей и содержания эстетического
воспитания дошкольников в культуросообразном образовании /
И.А.Лыкова, Ф.Н.Вахабова, Н.Г.Ачилова // Педагогика искусства. – 2011. –
№2 / Режим доступа: http:// www.art-education.ru/AE-magazine (дата
обращения: 13.02.2020).
17. Маслова А. Н. Краеведение и библиотека : [библиотечное краеведение:
теория, история и практика, система краеведческих библиографических
пособий, региональная библиография, национальная и краеведческая
библиография] / А. Н. Маслова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2010. – 363,
[1] с.
18. Массовая работа с читателями в ЦБС : методические рекомендации /
Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, Отд. теории и методики работы с.
читателями и пропаганды кн. ; [сост. С. Г. Матлина]. – Москва : ГБЛ, 1988. –
72,[1] с.
19. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки / Рос. библ.
ассоц. ; [подгот.: Л. А. Куликова (рук.) и др.]. – Новоуральск : Центр. гор.
б-ка, 2002. – 23 с.
20. Неверова Т.А. Краеведческая деятельность библиотек:
учебно-методическое пособие / Т. А. Неверова ; ред. О. Р. Бородин. –
Москва : Либерея-Бибинформ, 2005. – 136 с.
21. Полат Е.С. Метод проектов / Е. С. Полат // Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для
студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю.
Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – Москва:
Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.
22. Попов В. Библиотеки и библиотечное дело. Комплексный подход. –
Москва: Логос, 2013. – 296 с.
23. Райкова Л.А. Взаимодействие библиотеки и музея. Проект «Русский
музей: виртуальный филиал в городе Выборге»: реализация, перспективы
развития // Шк. б-ка. – 2012. – № 6/7. – С. 104-108.