Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Грузия – один из древнейших очагов цивилизации. В современном мире немного стран и народов, которые могут гордиться более древним и богатым историческим прошлым. Выгодное географическое расположение Грузии, Южного Кавказа в целом, издревле создавало благоприятные условия для приобщения всего региона к технологическим новациям и культурным ценностям человечества. Грузия страна древнейшего земледелия, предки грузин – среди первооткрывателей металлургии. Но наиболее выдающимся историческим достижением грузинского народа является – национальная государственность, насчитывающая не менее трёх тысячелетий.
Целью данной работы является рассмотрение жизни и деятельности Амвросия Хелая.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что, например, в годы советской власти невозможно было объективно изучать жизнь и деятельность Амвросия Хелая. В историографии его имя встречалась редко, в связи с борьбой компартии Грузии с «рясоносной контрреволюцией» .
Задачи:
1) Рассмотрение биографии Амвросия Хелая;
2) Описание вопросов взаимоотношений Авмросия с большевиками;
3) Изучение личности Амвросия, его основных целей и достижений для Грузинской Церкви.
Высокую оценку деятельности Святейшего и Блаженнейшего Амвросия давала лишь эмигрантская публицистика. В некоторых статьях (например, Р. Иваницкого, выступавшего под псевдонимом Ингило) весьма положительно оценивалась его роль в период управления Цхум-Абхазской епархией; И. Зурабишвили в статье «Два архиерея» дал сравнительную характеристику Католикоса-Патриарха Грузии Амвросия и России – Сергия (примирившегося с советской властью), показав при этом нравственное преимущество первого .
Объект исследования – личность Амвросия Хелая.
Предмет исследования – влияние деятельности Амвросия Хелая на деятельность Грузинской Церкви.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Глава I Жизнь и личность Амвросия Хелая
1.1 Биография Виссариона Хелая
По общепринятому в литературе мнению, Виссарион Зосимович Хелая родился 7 сентября (так считает большинство) или 7 октября (С. Вардосанидзе и др.) 1861 г. в местечке Мартвили.
Запись в метрической книге Инчхурской (в Мартвильском районе) Св. Георгиевской церкви окончательно устанавливает, что Виссарион Хелая родился 7 (19) октября 1861 года, но не в Мартвили, а в с. Инчхури. Там же он был крещен 15 (27) октября.
Отец Виссариона – Зосим и дед – Давид были священниками и служили в Абхазии. Давид Хелая священствовал в Самурзакани примерно с 40-х годов XIX века, а с начала 50-х годов почти 10 лет служил в Илорской Св. Георгиевский церкви. Брат Давида - Игнатий с 1845 г. служил священником Эшкетской (Очамчирский р-н.) Архангельской церкви, где он дал первоначальное духовное образование своему племяннику – Зосиму Давидовичу Хелая, ставшему в январе 1860 г. диаконом, а в том же году священником Илорской церкви .
Таким образом, предки Виссариона Хелая, хотя и были по происхождению из Мартвильского района, с середины XIX века служили и постоянно жили в Абхазии.
Здесь же (в Илори) воспитывался и провел детство Виссарион. Первоначальное образование он получил в семье, а в 1867 году был уже кандидатом для зачисления в Пицундское духовное училище, открытие которого намечалось в ближайшее время.
Виссарион Хелая являлся коренным жителем Абхазии. Епископ Сухумский Арсений в 1900 году в доносе против Виссариона называет его уроженцем Сухумского округа.
Виссарион Хелая в 1872-1873 гг. учился в Очамчирской школе. В 1873-1879 годах он - ученик Мартвильского духовного училища, а в 1879-1885 гг. – Тбилисской духовной семинарии. 25 марта 1887 г. он был рукоположен в диакона к Сухумскому кафедральному собору, а с 19 апреля того же года более пяти лет служил священником Сочинской Михаила Архангела церкви; с 29 сентября 1892 г. до 15 ноября 1897 г. – священник Сухумского кафедрального собора; одновременно, с 20 октября 1892 г. по 1 августа 1893 г. он исполнял должность благочинного I Сухумского благочиннического округа (т.е. Гудаутского участка), а с 17 июня 1893 г. был ключарем кафедрального собора; исполнял многие другие обязанности, в том числе в сфере церковного образования .
В силу противоречий с епископом Сухумским Арсением, проводившем самими политику русификации, решил оставить Сухуми и с 1897 года продолжил учебу в Казанской духовной академии. Это было связано с трудностями семейного характера.
В 1996 г. у него умерла молодая супруга (еще раньше – 1889 г. потерял первого сына, не дожив до одного года) и остались трое детей, воспитанию которых отец уделял огромное внимание.
С помощью пожилого отца Виссарион Хелая сумел продолжить учебу.
11 февраля 1900 года он был пострижен в монашество в церкви академии и наречен Амвросием.
В 1901 году, успешно окончив учебу в академии, некоторое время служил временно управляющим Тбилисского Спасо–Преображенского монастыря.
3 марта 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Челишского (в Рачах) монастыря.
За активную научную работу, выразившейся в выявлении и обработке уникальных материалов по всем церквям Рача-Лечхуми, разные патриотические начинания, явное сочувствие автокефалистам, интенсивную связь с грузинским движением в Абхазии, куда он часто ездил, власти решили вслед за еп. Кирионом удалить из Грузии и Амвросия Хелая.
6 сентября 1903 г. он назначается смотрителем Уст-Медведицкого духовного училища Донской епархии.
По ходатайству епископа Имеретинского Леонида – одного из лидеров движения автокефалистов – 24 ноября 1905 г. его возвращают на родину в качестве члена Грузино-Имеретинской синодальной конторы и настоятеля Иоанно-Крестительской пустыни (в Гареджи) Грузинской епархии.
Вернувшись в Грузию, Авросий Хелая активно включился в движение за восстановление автокефалии родной церкви; в те годы он становится видным духовным и общественным деятелем, завоевавшим широкую популярность среди духовенства и собственного народа.
Видимо, это явилось главной причиной его новой высылки из Грузии. Указом Св. Синода от 22 декабря 1908 г. Амвросий Хелая переведен в число братии Троицкого монастыря Рязанской епархии, заподозренный в причастности к убийстве (28 мая 1908г) экзарха Грузии Никона .
Целый год он провел под строжайшим надзором и в тяжелых бытовых условиях; к тому же был лишен права священнослужения.
Комиссия И. Г. Шегловитова (министра юстиции в 1906-1915гг.), изучавшая дело архимандрита Амвросия, вынесла оправдательное заключение и указом от 4 февраля 1910 года Св. Синод назначил его (все же лишив права возвратиться на родину) настоятелем Старорусского первоклассного Спасо–Преображенского монастыря Новгородской епархии.
24 декабря того же года Новгородская духовная консистория архимандрита Амвросия назначила благочинным монастырей епархии.
Все его попытки и неоднократные просьбы о возвращении в Грузию не были удовлетворены.
Наряду с исполнением своих прямых служебных обязанностей, он ни на минуту не переставал думать и заботиться о своей родине, о чем говорят многочисленные статьи, опубликованные им в 1912-1917 гг. в Петрограде и Грузии по самым разным проблемам родной церкви. Значительная их часть посвящалась состоянию христианства в Абхазии.
Демократическая революция в России в феврале 1917 г. Амвросию Хелая открыла путь в Грузию; он приветствовал восстановление автокефалии Грузинской церкви 12 марта 1917 г., а с середины июня до начала августа 1917 г. в составе грузинской церковной делегации – совместно с епископом Антонием Гиоргадзе (руководитель делегации) и протоиереем Калистратом Цинцадзе – вел переговоры с высшими руководителями страны и Св. Синода по правовым вопросам Грузинской церкви. Желаемых результатов они не принесли; российская сторона согласилась на национальную (но не на территориальную) автокефалию, что было неприемлемо для грузинского духовенства и общества.
В августе 1917 г. Амвросий Хелая навсегда вернулся в Грузию; был активным участником первого Всегрузинского церковного собора (8-17 сентября 1917 г.), на котором огласил приветствие кн. М.Анчабадзе из Самурзакано и в связи с этим сделал доклад о грузино-абхазских взаимоотношениях; 15 октября 1917 г. Католикосом-Патриархом Всея Грузии, Святейшим и Блаженнейшим Кирионом II рукоположен во епископа Чкондидского и возведен в митрополиты. К Чкондидской (Гурийско-Мегрельской) епархии была временно приписана и образованная решением I собора Цхум-Бедийская епархия .
В Сухуми тогда еще находился русский епископ Сергий, не признававший автокефалию Грузинской церкви и подчиненный экзарху Кавказа.
Всегрузинский Католикосский Совет с благословения Кириона II, а после его трагической кончины – нового архипастыря Леонида, под непосредственным руководством митрополита Амвросия провел большую работу по постепенному распространению церковной юрисдикции на всю Абхазию.
На первом этапе удалось вернуть в лоно церкви только грузинские приходы Абхазии, составлявшие большинство.
1.2 Амвросий и анархия большевиков
Митрополит Амвросий до осени 1919г. неоднократно приезжал в Абхазию, в г. Сухуми. Он действовал целенаправленно, но осторожно с учетом различных факторов, в том числе политического характера. Параллельно, представители русской церкви в Абхазии еп. Сергий, особенно настоятель Сухумского кафедрального собора протоиерей Г. Голубцов, находясь в Москве, добивались от Всероссийского церковного собора, а также Патриарха Тихона осуществления старого плана выделения Сухумской епархии из состава экзархата до тех пор, пока Грузинская церковь не распространила свою юрисдикцию на всю Абхазию .
Большевисткая анархия, охватившая Россию и проникшая в Закавказье, в том числе в Абхазию, помещала осуществлению этого плана. Необходимо также отметить, что и Российское патриаршество не форсировало принятие решения, опасаясь еще большего ухудшения отношений с Грузинской церковью.
Действия еп. Сергия находились в прямой зависимости от успехов или неудач белогвардейских генералов М. Алексеева, А. Колчака и Н. Деникина, которых он поддерживал, хотя у митрополита Амвросия были сведения о его связях и с большевиками. Он отказывался от общения с Чкондидским митрополитом, с любыми представителями Грузинской церкви, исполняя предписания временного высшего церковного управления Юго-Восточной России. Долго так продолжаться не могло. Необходимо было дождаться
Фрагмент для ознакомления
3
1) Адамчевски П. Грузинская православная церковь в первые годы советской власти//Вестник дагестанского научного центра, 2017. № 64. С. 54–63.
2) Гамахария Д. Святой Исповедник Амвросий(Хелая)и Абхазия. – Тбилиси: Академия Наук Абхазии, 2006. – 695 с.
3) Грузинская Православная Церковь // Православная Энциклопедия. Т. XIII. - М., 2006.
4) Качарава Ю. Советская Грузия в период восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.). - Тб., 1958, с. 284.
5) Качарава Ю. Очерки истории Грузии, т. 8. - Тб., 1976, с. 192.
6) Мельникова И. Е..К истории восстановления автокефалии Грузинской Церкви 12 марта 1917 года. - XIX Богословская конференция ПСТГУ: Материалы, т. I. - М., 2009.
7) Мельникова И. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви // Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции. - М., 2013.
8) Папискири З. К вопросу о формировании грузинского национально-государственного самосознания//Историани. Сборник, посвящённый к 80-летию академика Роина Метревели., 2019
9) Святой исповедник Амвросий (Хелая) перед коммунистическим правосудием: сб. /сост., предисл.и коммент. Д. Дарсалия. - Тбилиси, 2012.
10) Хижий М. Л. Из истории возрождения автокефалии Грузинской Православной Церкви в начале ХХ века (Жизнь и смерть Экзарха Грузии архиепископа Никона (Софийского)//studentgpdu.cerkov.ru
11) Шарадзе Г. История грузинской эмигрантской журналистики, т. 2. - Тб., 2001