Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Интернет-журналистика отличается практичностью и удобством. Никто не станет спорить с тем, что прочитать новость, воспользовавшись компьютером или мобильным телефоном, который всегда под рукой, гораздо проще, чем в поисках газеты идти к ближайшему киоску. Нельзя забывать и тот факт, что в Интернете пользователь может ознакомиться с различными изданиями, потому что большинство из них уже имеют электронную версию. Кроме этого это: относительно невысокая стоимость проектов; отсутствие временных и пространственных ограничений; особая конкурентную среду и повышенные в связи с этим требования к контенту и оформлению; мультимедийность; интерактивность и связанные с ней явления, как - вот массовое репортерство; гипертекстуальность; электронный архив и связанные с ним возможности быстрого поиска нужной информации; персонализация, адаптации информационного продукта к индивидуальным потребностям; значительно больше эффективность рекламы (веб-сайт предоставляет более широкие возможности доступа к целевой аудитории и общения с ней (опрос, вычисления онлайн поведения и т.д.)).
Интернет-журналистика имеет определённые недостатки в предоставлении информации некоторым слоям населения. Далеко не каждый гражданин России имеет доступ к глобальной сети, в то время как газеты (хотя и с опозданием), по желанию, получают практически все, и телевизоры с радиоприемниками есть почти в каждом доме.
Интернет-журналистика на сегодняшний день не так доступна, как, например, телевидение или радиожурналистика.
В наше время новостным Интернет-СМИ и Интернет-порталам информационного и рекламного характера уделяется особое внимание со стороны аудитории. Если раньше телевидение выигрывало у газет и журналов своей оперативностью и визуализацией предоставляемой информации, то сейчас Интернет-СМИ выигрывает по многим параметрам и у телевидения также. На новостном сайте к одной теме можно сразу найти изображение, текст и видеоматериал. Однако существуют определённые проблемы в Интернет-журналистике, связанные с предоставлением информации.
Актуальность темы исследования определяется научным интересом к проблеме неправильно и некорректно поданной информации в Интернет-СМИ, а именно- в заголовках. Данной проблемой занимались кандидаты филологических наук Зербалиева Н.Ф. и Раджабова Г.С. О функциях заголовков в СМИ также рассуждала в своей работе доктор педагогических наук, профессор Богданова О.Ю. Преподаватель факультета журналистики МГУ А.А. Амзин в своей книге «Новостная Интернет-журналистика» также уделил особое внимание заголовкам и их им функциям в Интернет-журналистике. Об ошибках в современных заголовках СМИ также писала педагог, филолог Задровская Е.С.
Целью работы является классификация ошибок в крымских СМИ.
Данная цель определила следующие задачи:
- изучить и описать логические, фактические и этические ошибки;
- рассмотреть ошибки, связанные с произношением слов: орфоэпические и акцентологические ;
- проанализировать теоретические элементы лексических, фразеологических, грамматических ошибок;
- охарактеризовать синтаксические, орфографические и пунктуационные ошибки;
- определить основные аспекты развития СМИ в Крыму;
- проанализировать особенности ошибок в крымских Интернет-СМИ.
Объектом исследования являются теоретические аспекты классификации ошибок в современном русском языке.
Предметом исследования являются ошибки в крымских интернет-СМИ: классификация, их особенности.
Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение и описание с применением качественного и количественного контент-анализа.
Практическое значение: результаты нашего исследования могут быть использованы в качестве примеров на факультете славянской филологии и журналистики при изучении типологии речевых ошибок; в дисциплинах, в которых студенты-журналисты изучают этические кодексы журналистики и способы проверки фактов и информации при создании медиаматериалов. Например, в дисциплине «Медиалингвистика».
Структура работы: работа состоит из содержания, введения, основной части (2 раздела), заключения, списка использованной литературы и списка использованной литературы.
РАЗДЕЛ І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАССИФИКАЦИИ ОШИБОК В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Логические, фактические и этические ошибки
От того, как информация будет закодирована её источником, будет зависеть не только её декодирование получателем, но и дальнейшая коммуникация. То есть, если в тексте нарушен порядок слов или какое-то понятие сопоставляется с абсолютной его противоположностью не в контексте сравнения, источник информации – автор текста, рискует быть непонятым аудиторией – получателем. Ошибки, которые связаны с нарушением логического порядка рассуждений и неправильном употреблении тех или иных слов в контексте, называются логическими.
В.Я. Тихонова выделяет четыре вида логических ошибок [8]: смешение понятий; сопоставление несоединимых понятий; противопоставление понятий, в действительности не противоречащих друг другу, не исключающих друг друга; обнаружение причинно-следственных связей там, где их нет.
Логические ошибки, связанные со смешением понятий, указывают на некорректное употребление слов, в последствии не имеющих друг к другу логического отношения. Например: Из всех предоставленных резюме на работу взяли троих. В этом предложении нарушена логическая связь между словом «резюме» и числительным «троих». Речь идёт о людях, которые подали резюме работодателю, а по результатам просмотра этих документов на работу приняли только троих человек. Эту логическую ошибку можно исправить так: Из всех предоставленных резюме были выбраны три самые впечатляющие или после просмотра всех предоставленных резюме на работу взяли троих человек.
На сегодняшний день такие ошибки часто распространены в устной речи, и, если до этого контекст не был понятен получателю, ему будет трудно воспринять такую логически нарушенную информацию.
Ещё одна логическая ошибка касается соединений несопоставимых понятий. Это значит, что в тексте или в сообщении с такой ошибкой будет точность, соединённая с размытой характеристикой или неуместное употребление слова в ряду других слов в ином значении. Например: У этого человека есть дом, машина, собственный магазин и проблемы с печенью. Здесь словосочетание «проблемы с печенью» необоснованно стоит в ряду других слов, оно никакого логического отношения не имеет к перечислению материальных благ человека. Логично исправить это предложение таким образом: У этого человека есть дом, машина, свой магазин, однако со здоровьем ему не повезло – он страдает проблемами с печенью. Тут мы явно описали, что помимо материальных благ существует и физические. В данном случае – физическое благо – здоровье, с которым у человека имеются проблемы.
Такой тип логических ошибок также зачастую можно встретить в устной речи. В основном они случаются, когда источник информации пытается передать информацию быстро.
Третий вид логических ошибок связан с противопоставлением понятий, в действительности не противоречащих друг другу, не исключающих друг друга. Это значит, что ошибка может быть связана с некорректным разделением определённого понятия в контексте на его структурные составляющие. Например: Народ и дети, не создавайте очередь! Здесь наглядно видно, где пошло разделение на слове «дети». Оно отделилось от основного по контексту – «народ» и образовало логическую ошибку. Исправить такое предложение можно, убрав слово «дети» или же убрав – «народ» и заменив его словом «взрослые».
Противопоставление понятий, в действительности не противоречащих друг другу и не исключающих друг друга, часто встречается именно в письменных текстах. Возможно, в пересказах чего-либо или в неудавшихся парафразах.
Последний тип логической ошибки, по мнению Тихоновой [8], это обнаружение причинно-следственных связей там, где их нет. Данная ошибка связана с некорректной расстановкой событий при подаче информации. Например: Я обожаю арбузы, потому что в моём регионе они не растут. Это самый простой пример, где явно можно заметить данную логическую ошибку. Некорректно говорить о любви к арбузам только потому, что они растут в другом регионе. Правильнее всего написать так (но такое предложение зависит от контекста): Я обожаю арбузы! Жаль, что в моём регионе они не растут.
Такой вид логических ошибок также очень распространён как в устной речи, так и в письменной. Часто такой тип ошибок допускают из-за невнимательности к деталям передаваемой информации.
Логические ошибки на сегодняшний день также сильно распространены, как ошибки в произношении слов или пунктуационные помарки. Зачастую логические ошибки допускаются из-за невнимательности. Однако есть случаи, когда во всём письменном или устном тексте происходит так называемый сбой, и мысли теряются при построении предложения.
Такая проблема также хорошо распространена в СМИ, а особенно в Интернет-изданиях. Оперативная подача информации зачастую не позволяет сразу же выявить ошибки на этапе подготовки информации. На выходе Интернет-издание имеет на своём сайте материал с ошибкой.
В русском языке выделяют ошибки, связанные с фактологической составляющей предоставляемой информации. Они носят название фактические. Ошибки такого характера могут возникнуть у автора текста (источника информации) при отсутствии знаний того ил