Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость
приобретает рассмотрение такой важной формы реализации товаров, как
оптовая торговля. От деятельности оптовой торговли во многом зависит
состояние и совершенствование всей торговли. Здесь происходят постоянные
количественные и качественные изменения, вызванные применением
передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования,
методов управления, обеспечивающие повышение эффективности работы
торговых предприятий.
На формирование ассортимента огромное влияние оказывает конкурентная
борьба. Конкурентоспособность предприятия определяется её потенциалом,
достаточным, чтобы удержать или расширить занимаемую долю рынка в
условиях конкурентной борьбы. На рынке развертывается конкурентная
борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную
продукцию одним и тем же категориям покупателей. Каждое предприятие
стремится реализовать товар с лучшими свойствами, чем у конкурента.
Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и
места, но её суть всегда одна и та же: стремление продать товар больше, чем
конкурент, отобрав у него часть потенциальных клиентов, и в конечном
счёте получить ту прибыль, на которую рассчитывал конкурент. Цель
конкурентной борьбы – достигнуть конкурентного преимущества, то есть
занять более прочную конкурентную позицию на рынке.
В качестве предмета исследования рассматривается конкурентоспособность
средств по уходу за волосами.
Объектом исследования является предприятие АО «Невская Косметика».
Целью работы является анализ конкурентоспособности продукции.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
охарактеризовать сущность конкурентоспособности продукции;
рассмотреть потребительские свойства косметических товаров;
изучить показатели качества продукции как фактора
конкурентоспособности;
рассмотреть организационно-экономическую характеристику АО
«Невская Косметика»;
определить оценку конкурентоспособности косметических товаров по
уходу за волосами;
определить характеристику образцов по органолептическим и по
физико-химическим показателям.
Методологической основой работы являются общенаучные и специальные
методы, способствующие решению поставленных задач: сбор и анализ
4
теоретического материала; классифицирование; сравнительносопоставительный анализ; наблюдение; обобщение.
При написании курсовой работы использована учебная литература,
монографии, нормативно-правовые документы, статьи ведущих
специалистов в области товароведения и экспертизы, интернет-ресурсы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
Конкурентоспособность – это умение субъекта, использовать собственные
особенности для того, чтобы превзойти другие схожие по характеристикам
субъекты в заданных условиях. Конкурентная борьба является неотъемлемой
частью жизни человека. Все существующие субъекты так или иначе
конкурируют друг с другом за более выгодные условия существования. В
экономике конкурентоспособность проявляется через умение
экономического агента использовать свои особенности с целью
максимизации дохода, либо получения иных коммерческих выгод.
Конкурентоспособностью могут обладать отдельные виды благ,
предприятия, целые отрасли и даже регионы .
Поэтому выделяют конкурентоспособность национальной экономики,
товаров и предприятий. Способность конкурировать с другими схожими
субъектами может быть оценена со стороны, теми субъектами в отношении
которых разгорается борьба. Это могут быть потребители, инвесторы,
государство и сами производители. Современные экономические системы
придерживаются принципы рыночных отношений. Для них характерны
следующие черты: свобода и независимость действий субъектов
хозяйствования; ограниченная роль государства; равновесие рынка
достигается путем установления баланса между предложением и спросом.
Конкуренция возникает по причине независимости экономических агентов.
Каждый из них стремится к достижению индивидуальных целей в
существующих условиях. При этом субъекты стремятся к обеспечению
длительной конкурентоспособности, которая позволит им функционировать
на рынке, поддерживать финансовую независимость и стабильность.
5
Конкурентоспособность является многогранным понятием. Для каждого
субъекта она представляет набор преимуществ перед другими
экономическими агентами, обеспечивающих его рыночную силу. Важно,
чтобы субъект или объект конкуренции соответствовал требованиям,
предъявляемым к нему третьими лицами. Если речь идет о товаре, то он
должен обладать теми свойствами, которые будут интересны покупателю.
Товар и его место в экономике. Товар является результатом труда человека.
Труд имеет направленность и осознанность, то есть человек имеет
представление о том, какой результат он хочет получить. В рыночной
экономике при создании товара необходимо учитывать его полезность для
будущего потребителя .
Отличительными особенностями полезного блага от нерыночного можно
назвать: затраты труда на преобразование ресурсов природы в конечный
продукт; создание товара для третьих лиц, а не для собственных нужд;
реализация товара предполагает равнозначное возмещение, то есть оплату.
Таким образом, товар – это созданная человеком материальная или
нематериальная единица блага, имеющая общественную полезность, и
предназначенная для равноценного обмена на деньги либо другие товары.
Обменная операция формирует меновую стоимость товара. Она выражает
способность блага быть обмененным на другие равнозначные ценности.
Однако, обмену подвергаются разные по природе и характеристикам товары,
а значит, сопоставление их между собой требует наличия общей меры –
стоимости. Товар обладает не только полезностью, но и стоимостью.
Различные экономические школы по-разному обосновывали природу
происхождения и использования товара.
Например, марксисты рассматривали трудовую теорию стоимости. По их
мнению, цена блага рассчитывалась исходя из издержек, которые понес
производитель. Представители западных школ считали, что ценность товара
определяется его полезностью для конкретного покупателя. Товар в их
представлении создавался именно для того, чтобы быть обмененным. На
сегодняшний день товар – это любое материальное и нематериальное благо,
которое можно продать. Существуют специфические виды товаров,
например, электроэнергия, информация. Они не имеют вещественной формы,
но обладают высокой ценностью для покупателя. Есть товары, неспособные
полностью удовлетворить потребности покупателя. Это могут быть ценные
бумаги, различные формы денег.
Создание блага сопряжено с определением права собственности на него, а
значит, закреплением за отдельным лицом права на извлечение прибыли при
его реализации. Конкурентоспособность продукции Современный
6
потребительский рынок переполнен однородной продукцией, либо
продукцией схожей по своим характеристикам. Потребитель может выбирать
между большим числом товаров и услуг, определяя собственную предельную
полезность каждого из благ.
Предприятия стремятся наделить свою продукцию такими характеристиками,
которые позволят сохранять конкурентоспособность в долгосрочной
перспективе. Под конкурентоспособностью продукции понимается тот набор
характеристик блага, которые отличают его товаров-конкурентов.
Особенности товара должны соответствовать потребностям покупателя, а
также быть адекватными затратам на обеспечение предельной полезности.
Конкурентоспособность продукции имеет две составляющих:
Потребительские свойства, определяющие качество благ.
Цена, которая складывается из издержек производства. Помимо ценовых и
товарных факторов, на конкурентоспособность продукции могут влиять нет
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 07.02.92 N 2300-I (ред. от 28.07.2012) «О защите прав
потребителей» // Российская газета. – 1992. – 8 февраля.
2. ГОСТ Р 51121-97. Товары непродовольственные. Информация для
потребителя. Общие требования. Утверждён и введен в действие Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15
декабря 2009 г. № 769-ст
3. ГОСТ 31696-2012 Продукция косметическая гигиеническая моющая.
Общие технические условия
4. ГОСТ 29188.0-2014 Продукция парфюмерно-косметическая. Правила
приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний
5. Афанасьев, Л.Р. Товароведение и экспертиза непродовольственных
товаров / Л.Р. Афанасьев. – М.: Экономика, 2013. – 315 с.
6. Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / М.И.
Баканов. - М.: Экономика, 2015. - 390 с.
7. Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических
товаров: Учебник для вузов / С.А. Вилкова. – М.: Издательский дом «Деловая
литература», 2016. - 286 с.
8. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации. Вышэйшая
школа / А.С. Головачева. - М.: 2017. - 157 c.
9. Голубятникова, А.Т. Исследование непродовольственных товаров:
Учебное пособие / А.Т. Голубятникова. – М.: Экономика, 2015. – 384 с.
7
10. Дашков, Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью:
Учебник / Л.П. Дашков. - М.: Дашков и К, 2014. - 687 с.
11. Земедлина, Е.А. Товароведение и экспертиза товаров: Учебное пособие
для средних специальных учебных заведений / Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ
РИОР, 2013. - 156 c.
12. Кондратова И. Г. Товароведение // Экономический анализ: теория и
практика. - 2015. - N 13. - С. 46-51.
13. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие
/ И.М. Лифц. – М.: Высшее образование, 2016.- 390 с.
14. Ляшко, А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник /
А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко и др. - М.: Дашков и К, 2015. - 660
c.
15. Магазин «Невская Косметика» по адресу Костромская область, город
Кострома, проспект Мира, 115 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://magnitcosmetic.ru/shops/61216/
16. Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: Учебник
/ О.В. Памбухчиянц - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,
2016.- 448 с.
17. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 5-е
изд., перераб. и доп./ Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серёгина. – М.:
Издательскокниготорговый центр «Маркетинг», 2016. – 580 с.
18. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной
торговли; КноРус / Т.Н. Парамонова. - М.: 2016. - 241 c.
19. Парамонова, Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной
торговли. Учебное пособие; КноРус / Т.Н. Парамонова. - М.: 2016. - 120 c.
20. Сыцко, В.Е. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное
пособие. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. - 667 с.
21. Трыкова, Т.А. Товароведение упаковочных материалов и тары:
Учебное пособие / Т.А. Трыкова. - М.: Дашков и К, 2013. - 212 c.
22. Удалова, Л.П. Управление качеством: Учебное пособие / Л.П. Удалова.
– Белгород: Кооперативное образование, 2015. – 221 с.
23. Фатхутдинов, Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол
современному руководителю; Стандарты и качество / Р.А. Фатхутдинов -
М.: 2016. - 191 c.
24. Ходыкин, А.П. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник
/ А.П. Ходыкин. – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2016.
– 540 с.
8
25. Яковенко, Н.В. Товароведение непродовольственных товаров: Рабочая
тетрадь: Учебное пособие для начального проф. образования / Н.В. Яковенко.
- М.: ИЦ Академия, 2013. - 112 c.