Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Этнические стереотипы определяются как обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.
В нынешнее время наблюдается чрезвычайная сложность проявления межнациональных отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри государств. Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и групповом уровнях.
Проблема исследования природы стереотипа носит междисциплинарный характер. Стереотип как социально-культурный феномен находит широкое применение не только в сфере лингвистики. Исследованию стереотипов посвящались труды психологов (К.Г. Юнг, А.Н. Леонтьев, В.С. Агеев, П.Н. Шихирев, Г. Тэшфел), социологов (У. Липпман, У. Олбиг, Г. Оллпорт, И.С. Кон, Г.С. Батыгин, Г.У. Солдатова), лингвистов (Ю.А. Сорокин, А. К. Байбурин, Ю.Д. Апресян, В.А. Маслова, Ю.Е. Прохоров), специалистов в сфере межкультурной коммуникации (С.Г. Тер-Минасова, С.В. Иванова, Дж. Рассел, А. Хан), этнопсихолингвистов (Е. Бартминьский, В.В. Красных) и др. Представители каждой из названных научных дисциплин выделяют в стереотипе те свойства, которые наиболее актуальны для данной области научного знания.
Принято выделять индивидуальные и коллективные (культурные) стереотипы, социальные стереотипы, стереотипы общения, поведения и восприятия, речевые стереотипы, ментальные стереотипы, этнические (этнокультурные) стереотипы и т.д.
Под стереотипом понимается схематизированное, упрощенное представление о каком-либо фрагменте реальности. Стереотипы – это упорядоченные, упрощенные схематичные культурно детерминированные «картинки мира» в сознании человека, позволяющие экономить временной и интеллектуальные ресурсы в процессе социализации и усвоении сложных явлений объективной действительности. Стереотипы - априорные суждения о фактах, явлениях, своем или чужом этносе формируют определенные представления еще до непосредственного соприкосновения с действительностью.
Стереотипы представляют собой упорядоченные, упрощенные и культурно детерминированные «картинки мира», облегающие путь познания окружающего мира во всей его противоречивости и многогранности. Стереотипы помогают человеку сложить для себя представление об окружающем мире в целом, расширить границы социального, географического и политического окружения. Стереотипы так настойчиво транслируются в процессе социализации, что зачастую воспринимаются как некий факт, объективно существующая реальность.
Объектом исследования являются этнические стереотипы американцев. Предмет исследования – содержание автостереотипов («мы-образ») и гетеростереотипов («они-образ») в американской культуре.
Цель исследования – характеристика представлений американцев о себе и о других в форме сложившихся этно-стереотипов в культуре.
Данной цели поставлены в соответствие исследовательские задачи:
1. Определение категории «национальные стереотипы».
2. Обзор средств выражения национальных стереотипов.
3. Анализ «мы-концепции» американцев с учётом их восприятия «национальной исключительности».
4. Анализ «они-концепции» американской культуры.
Глава 1.Понятие и содержание национальных стереотипов
1.1.Общая характеристика национальных стереотипов
Термин «этнический стереотип» находит в научной литературе различные трактовки: национальные стереотипы, этнические предрассудки, этнические представления, национальные образы и другие формулировки, описывающие один и тот же этнолингвистический феномен. Принимая во внимание тот факт, что предмет нашего исследования составляет собственно этнический стереотип как частный случай реализации стереотипа социального, считаем целесообразным подробно рассмотреть природу, функции и свойства этого важного этносоциального феномена .
Этнический стереотип – это «схематизированный образ своей или чужой этнической общности, который отражает упрощенное знание (иногда одностороннее или неточное, искаженное) о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или самой себе. Родовым по отношению к этническому выступает стереотип социальный. Ученый подчеркивает, что социальный стереотип оказывает прямое воздействие на поведение людей, имеет стихийный характер, обладает оценочностью и эмоциональностью, позволяет экономить усилия и суммировать исторический опыт предшествующих поколений. Кроме того, социальный стереотип устойчив, может быть относительно истинным или абсолютно ложным. Социальные стереотипы обостряются в тот момент, когда между социальными группами возникает напряженность. Национальные или этнические стереотипы – это особый вид стереотипов социальных .
С точки зрения социологического знания, социальный стереотип трактуется как разновидность когнитивных схем. Данные схемы создаются в отношении членов каких-либо социальных групп: этнических, гендерных, возрастных. Социальный стереотип – есть устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта людей, так и с помощью различных информационных источников. Сквозь призму социального стереотипа воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. Социальные стереотипы являются неотъемлемым компонентом массового и индивидуального сознания. Они реализуется в определенных стандартах поведения и деятельности. Социальные стереотипы фиксируют как положительный, так и отрицательный опыт индивида, чем объясняется их односторонность и ограниченность. Как правило, социальные стереотипы эмоциональны и имеют логические обоснования.
Таким образом, под социальными стереотипами мы будем понимать стандартизированные, устойчивые, ценностно-окрашенные и эмоционально заряженные представления о каком-либо фрагменте социальной действительности (человеке, группе, общности). Социальные стереотипы формируются под воздействием определенных условий жизнедеятельности социума и распространяются посредством культуры и языка в определенных социальных группах. Социальные стереотипы закрепляются в результате многократного семантического и эмоционального акцентирования внимания людей на тех или иных событиях или явлениях. В результате такой обработки сознания, эти события и явления запечатлеваются в памяти. Стереотипы функционируют на основе спонтанного восприятия, поскольку знания о мире реципиент получает еще до соприкосновения с действительностью.
Каждый стереотип закреплен в групповом сознании этноса и переносится на каждого члена данной этнической общности. Стереотипы являются определенными убеждениями людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. Этнический стереотип – собирательный образ, отражающий этнические особенности народа.
Следует различать автостереотипы (комплекс оценочных суждений о своем этносе) и гетеростереотипы (совокупность представлений о чужом, инородном этносе).
Для автостереотипов характерна тенденция закрепления положительных или нейтральных антропологических, интеллектуальных, культурных, поведенческих и т.д. характерных примет данной этнической общности или ее конкретных социальных групп. Исходные географические, экономические и исторические условия существования народов оказали огромное влияние на психологию таких родственных по генезису и языковому признаку этносов как американцы, британцы, канадцы, новозеландцы. Каждый из этих народов обладает уникальными традициями, определяющими взаимоотношения в семейном кругу, между возрастными, половыми и другими социальными группами. Традиции и обычаи обладают объективизированной общей значимостью для всех членов определенной этнической общности. Стереотипы же остаются на уровне скрытых субъективных умонастроений .
Национальные или этнические стереотипы (в рамках настоящего исследования эти дефиниции будут употребляться как синонимичные) суммируют социально-исторический опыт нации, накапливают все доброе и злое из прошлого. С одной стороны, национальный стереотип – это некий накопитель векового опыта, а с другой – аксиологический эталон. Именно национальный стереотип соотносит собственную оценку явления с ценностными ориентирами своего народа. Многие национальные стереотипы восходят ко временам глубокой древности, к народным эпосам. Этнические
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виссон Л. Русские проблемы в английской речи. Слова и фразы в контексте двух культур. М.: Р. Валент, 2005.
2. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Воронеж: ВГУ, 2004.
3. Кашкин В. Б. Маркеры «своего» и «чужого» в межкультурном диалоге // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: в 2-х ч. / под общ. ред. Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. Ч. 2. С. 49-63.
4. Крысько, В.Г. Социальная психология :. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 448 с.
5. Крысько, В.Г. Этническая психология. – М.: Изд. центр Академия, 2008. – 320 с
6. Кулинич М. А. «Национальный характер», этнический анекдот и культурное своеобразие юмора // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: в 2-х ч. / под общ. ред. Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. Ч. 2. С. 296-308.
7. Лебедева, Н.М. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности //Психологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 51-65.
8. Леонтович О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. М., 2005.
9. Леонтович, О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учеб. пособие / О.А. Леонтович. – Волгоград: Перемена, 2003. – 399 с.
10. Липпман, У.А. Общественное мнение: Монография / пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Общественное мнение, 2008. - 384 с.
11. Павловская, А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации / // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - №1. - С. 94-104.
12. Платонов, Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики: Учебное пособие / Ю.П. Платонов. - М.: Альфа, 2014. - 324 С.
13. Стернин И. А. Невербальные средства и успешность межкультурного диалога // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: в 2-х ч. / под общ. ред. Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. Ч. 2. С. 118-148.
14. Стратегии успеха и факторы риска в межкультурной коммуникации / сост., авт. комм. и введ., научн. ред. Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005.
15. Судаков, К.В. Динамические стереотипы, или информационные отпечатки действительности. - М.: Персэ, 2014. -77 С.
16. Фененко Н. А. Лингвокультурная адаптация текста при переводе // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: в 2-х ч. / под общ. ред. Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. Ч. 2. С. 104-118.