Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Операционная система является одной из важнейших систем любой фирмы которое производит продукцию или предоставляет услуги. Основной особенностью операционной системы является то, что основными ее элементами, которые нужно объединить при управлении являются люди и оборудование. Общей особенностью любой операционной системы является то, что основной ее задачей для любого предприятия является превращение одного количества ресурсов-входов (материалы, финансы) на другую, более
3
ценную количество ресурсов-выходов (продукция, услуги). Такие системы содержат, как правило, четыре группы элементов: люди, машины, материалы и средства. Данная система является фундаментом для любого предпринимательского процесса, совершенная взаимодействие ее элементов является залогом эффективной деятельности предприятия и его успеха на рынке. 1 Методологические аспекты операционного менеджмента
1.1 Операционный менеджмент
Рассматривая функции бизнеса, можно констатировать, что функция операционного менеджмента в настоящее время определена меньше. Чаще всего данную функцию вспоминают в промышленном производстве, считая производственной функцией. В прошлом методика управления предприятием была направлена главным образом на управление производственными процессами. Но за последний период сфера влияния управленческой деятельности существенно расширилась. Современная теория управления производством используется в широком спектре действий и ситуаций не только в производстве, но и вне его: сфера услуг, здравоохранение, общественное питание, индустрия развлечений и отдыха, банковское дело, туризм, гостиничный бизнес, торговля, транспорт. Другими словами, управление производством — включает в себя управление объектами или процессами, которые используются для производства товаров или предоставления услуг. Уже традиционно операционный менеджмент принято считать связанным в первую очередь с производственной деятельностью или физическими изменениями при производстве товаров. Итак, чаще всего операционный менеджмент определяется как деятельность связана с
4
управлением процессами приобретения сырья, ее превращения в готовый товар и поставки данного товара покупателю [16]. Многие ученые считают это определение слишком обобщенным. Оно раскрывает функцию закупки, производства и физического распределения, которые хотя и тесно связано с операциями, все же являются отдельными дисциплинами. Также соответствующее определение является весьма ограниченным, поскольку оно не содержит каких либо действий, не связанных с материальным производством.
1.2 Функции операционного менеджмента
Операционная функция включает все действия, результатом которых является готовая продукция, или услуги, которые организация предлагает на рынке. Итак, понятно, что без этой функции, никакое предприятие не может существовать. Данная операционная функция осуществляется при помощи, созданной соответствующей операционной системы. В зависимости от специфики операционной деятельности операционные менеджеры могут управлять различными видами работ, однако характер выполняемых ими функций в каждом случае связан с управлением. Независимо от типа производимой продукции или предоставляемых услуг любой операционный менеджер осуществляет следующие основные общие управленческие функции: • постановка целей - исходя из общих целей предприятия операционные менеджеры определяют цели и задачи операционной деятельности • планирование - менеджеры разрабатывают программы, политики, процедуры, которые будут помогать достичь поставленных в сфере операционной деятельности целей, в частности осуществляют формирование планов операционной деятельности, планируют потребности и сроки поступления необходимых ресурсов, занимающихся разработкой программ
5
внедрения в производство новых продуктов, производственных технологий, методов организации операционной деятельности и т. д • организация и координация - функция «организация» обеспечивает практическую реализацию принятых планов и программ; с ней связаны вопросы распределения материально-технических, трудовых, пространственных, энергетических, информационных и других ресурсов между отдельными направлениями операционной деятельности; также в процессе организационной деятельности обеспечивается необходимая согласованность (то есть осуществляется координация) действий операционных подразделений и отдельных специалистов в реализации принятых планов • мотивирование - менеджеры управляют людьми и стимулируют персонал операционной системы организации качественного и эффективного выполнения поставленных задач. Эта функция основывается на использовании мотивационных (как экономических, так и психологических) регуляторов трудовой активности и обеспечивает воздействие на производственный коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного давления, коллективных и личных поощрительных средств и т. д
2. Операционный менеджмент и его роль на предприятии ПАО «ТВЗ»
2.1 Характеристики предприятия
ПАО «Тверской вагоностроительный завод» – современное высокотехнологичное производство, единственное в России предприятие по созданию различных типов пассажирских вагонов локомотивной тяги для
6
скоростей движения до 200 км/ч. Завод специализируется на выпуске одно- и двухэтажных пассажирских вагонов, вагонов для международного сообщения, различных типов грузовых вагонов и вагонов спецназначения, тележек для подвижного состава магистральных железных дорог, а также электропоездов нового поколения, участвует в производстве вагонов метро и низкопольных трамваев. География поставок вагонов ТВЗ: железные дороги России, Казахстана, Белоруссии, Латвии, Литвы, Монголии. Поезда, сформированные из вагонов производства Тверского вагоностроительного завода, курсируют также по международным маршрутам до Хельсинки, Ниццы, Софии, Белграда, Варшавы и других городов Европы. Миссия ПАО «ТВЗ» — быть вагоностроительным предприятием мирового уровня. 3. Пути улучшения работы операционного менеджмента на предприятии ПАО «ТВЗ»
3.1 Риски и как их ликвидировать
Исследуемое предприятие ПАО «ТВЗ» работает в отрасли науки и техники «Вагоностроения», предметом которой является Производство немоторных пассажирских железнодорожных, трамвайных вагонов и вагонов метро, багажных, почтовых и прочих вагонов специального назначения, кроме вагонов, предназначенных для ремонта и технического обслуживания путей. Значительная доля продукции, которую выпускает Общество, - это специфическое оборудование, непригодное для общего потребления, поэтому продажа товаров происходит на тендерной основе, кроме того, на рынке сбыта есть сильные конкуренты - все эти аспекты не позволяют предприятию работать на полную мощность.
7
Управление рисками предполагает соблюдение основных принципов: взвешенность, участие, непрерывность, осторожность. Принцип взвешенности означает, что среди различных альтернативных вариантов ПАО «ТВЗ» нужно выбрать такой, который обеспечивал бы оптимальное соотношение между риском и доходностью соответственно общей стратегии ПАО «ТВЗ». Принцип участия заключается в обязательном привлечении к процессу управления рисками руководителей департаментов, подразделений, специалистов, а также финансовых служб. Принцип непрерывности заключается в том, что управление рисками осуществляется поэтапно и не должно прерываться, так как постоянно меняются состояние ПАО «ТВЗ» и его клиентов и деловых партнеров, происходят ценовые изменения на финансовых и товарных рынках. Поэтому необходимо постоянно отслеживать уровень возможных рисков и их влияние на ожидаемые результаты деятельности ПАО «ТВЗ». Принцип предосторожности обусловлен тем обстоятельством, что оценка рисков осуществляется в условиях неопределенности и динамичности финансовых рынков, а также принятием при оценке рисков определенных допущений, связанных с вероятным характером риска. Каждая выполнена ПАО «ТВЗ» операция несет в себе риск и должно сопровождаться осуществлением операции, хеджирует, страхует или ограничивает риск этой операции (проведение операций с деривативами, формирование резервов и т.д.). Важное значение имеют принципы, которые должны быть положены в основу оценки и управления экономической безопасностью: - адекватность оценочных параметров сущности процессов, которые являются предметом анализа; - комплексность (учет всех факторов, влияющих на ту или иную опасность или угрозу)
8
- выделение главных элементов, имеющихся или потенциальных опасностей и угроз; - последовательность оценочных мероприятий; - возможность принятия необходимых предварительных предупредительных, профилактических или корректирующих мероприятий или потенциальным возможных опасностей и угроз [5]. Система управления риском в ПАО «ТВЗ» состоит из двух субсистем: управляемой - объект управления и управляющей - субъекта управления. Объектом управления в риск-менеджменте конкретный имущественный или неимущественный интерес ПАО «ТВЗ» (активы, обязательства, репутация ПАО «ТВЗ» и т.д.), разброс возможного результата которого в условиях неопределенности колеблется вокруг ожидаемого значения, в конечном итоге сказывается на доходах ПАО «ТВЗ». Объектами управления могут быть: денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого ПАО «ТВЗ»; связанные с ними риски; экономические отношения между ПАО «ТВЗ» и другими субъектами хозяйствования. Субъект риск-менеджмента - это лицо, структурное подразделение, организационная единица ПАО «ТВЗ» или другой орган управления, непосредственно или косвенно на основе использования специфических трудовых, информационных, материальных и финансовых ресурсов задействованы (участвуют и / или заинтересованы) в разработке, реализации и контроле реализации стратегии управления рисками коммерческого ПАО «ТВЗ». В зависимости от функциональных обязанностей и принадлежности к ПАО «ТВЗ», субъектов риск-менеджмента можно разделить на четыре группы: относительно участия в процессе управления: непосредственные участники и надзорные органы; по функциональным признакам: управленцы и непосредственные исполнители; относительно целевых интересов:
9
исполнители и заинтересованные лица; причастности к ПАО «ТВЗ»: внутренние и внешние. Цель риск-менеджмента - способствовать повышению стоимости собственного капитала ПАО «ТВЗ», одновременно обеспечивая достижение целей многих заинтересованных сторон (клиентов и деловых партнеров, руководства, работников, наблюдательного совета и акционеров (собственников), органов государственного надзора, рейтинговых агентств, инвесторов, кредиторов и других сторон). Процесс риск-менеджмента в ПАО «ТВЗ» организуют таким образом, чтобы были охвачены все его структурные ступени и уровни - от высшего руководства ПАО «ТВЗ» учреждения (наблюдательного совета и правления ПАО «ТВЗ») до уровня, на котором непосредственно принимают и / или генерируют риск. Функции подразделений четко определяют и документируют избежание конфликта интересов между ними. Заключение
Основной задачей операционного менеджмента является построение управленческих систем, обеспечивающих выполнение необходимых действий и процедур для получения рыночного результата от функционирования операционной системы любой организации. Рыночный выбор строится только на четком профессиональном учете объективных ограничений, критериев и стандартов. Оптимальные операционные решения требуют от руководителя пребывания в центре производственной системы, которая развивается. Сочетание в одно целое основных факторов и аспектов деятельности предприятия — финансовых, организационных, рыночных, технологических, требует, чтобы этот процесс осуществлялся на прочной базе рационального управления операциями. Основные проблемы, которые тормозят становление эффективной системы управления производством в России:
10
- отсутствие долгосрочного планирования управления; - латентность большой потребности в менеджерах; - отсутствие корпоративной культуры; - конфликты в менеджменте.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баронин, С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С.А. Баронин. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2016. – 160 c. 2. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2– х т.Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. – М.: Омега – Л, Эльга, 2017. – 1330 c. 3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 320 c. 4. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 320 c. 5. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2016. – 303 с.
11
6. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с. 7. Всеобщая история менеджмента: учебное пособие / [И. И. Мазур и др.]. – Москва: Елима, 2017. – 776 с. 8. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества/Имаи М., Савченко Д., 9-е изд., испр. и доп. - М.: Альпина Пабл., 2016. - 416 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5451-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/542861 9. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2017. – 600 с. 10. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2016. – 635 с. 11. Горбашко Е. А.-УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-352Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-9133-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/upravlenie-kachestvom-431758 12. Горленко О. А., Борбаць Н. М. ; Под ред. Горленко О.А.СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриатаМ.:Издательство Юрайт,2019-270-Бакалавр. Академический курс-978-5-53401673-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblioonline.ru/book/statisticheskie-metody-v-upravlenii-kachestvom-437212 13. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Санкт– Петербург: Питер; Питер Пресс, 2017. – 863 с. 14. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c. 15. Зекунов А. Г.-УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. Учебник для бакалавров-М.:Издательство Юрайт,2019-475-Высшее образование-978-5
12
9916-2281-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblioonline.ru/book/upravlenie-kachestvom-425159 16. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2016. – 477 с. 17. Исаченко, И.И. Основы самоменеджмента: Учебник / И.И. Исаченко. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2017. – 312 c. 18. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Учебное пособие / О'Коннор Д., Макдермотт И., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 256 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5289-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913068 19. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов– н– Дону: Феникс, 2016. – 452 с. 20. Ковалев, В.В. Основы теории финансового менеджмента / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2017. – 544 c. 21. Операционный (производственный) менеджмент : учеб. пособие / А.Н. Стерлигова, А.В. Фель. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 187 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/994458 22. Под ред. Кремера Н.Ш.-ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриатаМ.:Издательство Юрайт,2019-438-Высшее образование-978-5-9916-9922-8: Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/issledovanieoperaciy-v-ekonomike-431708 23. Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства / Вумек Д.П., Джонс Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 262 с.: ISBN 978-5-96144619-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916259 24. Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технологии Учебное пособие / Лайкер Д.К., Морган Д.М. - М.:Альпина Пабл.,
13
2016. - 440 с.: 70x100 1/16. - (Модели менеджмента ведущих корпораций) ISBN 978-5-9614-0571-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923873 25. Статистическое управление процессами: Оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта: Справочное пособие / Уилер Д., Чамберс Д. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 409 с.: ISBN 978-5-9614-5726-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003035 26. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию / Детмер У., - 6-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 444 с.: ISBN 978-5-9614-5290-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925443 27. Управление операционной средой организации: Учебник / Н.К.Моисеева, А.Н.Стерлигова; Нац. исслед. универ. 'Высш. шк. эконом.' - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014-336с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (ВО: Магистр.). (п) ISBN 978-5-16-006879-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419066