Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Супружеские конфликты - показатель того, что в семье происходят вещи, события, которые нуждаются в рассмотрении и принятии другого решения. Часто конфликты быстро исчерпывают себя, как только пара договорится, но иногда происходит замалчивание, и конфликтная обстановка со временем накаляется. В настоящее время проблема семейных конфликтов приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Теоретико-методологическую основу научно-практической работы составили труды, посвященные проблеме семейных конфликтов, таких авторов как: Волкова А. Н., Голод С. И., Дубровина И. В., Калмыкова Е. С., Меньшутина В. П., Навайтис Г. Н., Обозова Н. Н., Сысенко В. А., Трапезникова Т. М., Филюкова Л. Ф., Федотова Н. Ф., Якшевич С. И. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 1.1. Особенности супружеских конфликтов на стадии развода
Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная па супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми,
3
братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. Ее уникальность состоит в том, что, будучи полнофункциональной структурой, в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой полнофункциональной системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера: Первый этап. На первом году семейной жизни происходит эволюция чувств, исчезает любовь, и супруги появляются друг против друга без прикрас. В первый год жизни семьи происходит до 30% разводов. Влияющими на уровень конфликта в семье в период адаптации, должны быть: - возможное взаимное разочарование супругов, вызванное коротким периодом добрачных отношений; - трудности в формировании ролевых структур семьи; - снижение уровня эмоциональности в отношениях супругов; - возможное несоответствие в иерархии ценностей молодых супругов; - материальные и жилищные трудности; - трудности в отношениях между молодыми супругами и родителями. Каковы основные характеристики семейных конфликтов, без которых невозможно предотвратить и разрешить их конструктивным путем? Во-первых, характерной чертой семейных конфликтов является то, что их основное содержание определяется структурой семейных отношений. С
4
одной стороны властные отношения, эмоциональная близость. С другой стороны, юридические и моральные обязательства. И они вытекают из основных функций семьи. Во-вторых, разнообразие и специфика причин семейных конфликтов. В-третьих, особенность семейных конфликтов заключается в том, что, как правило, они возникают в усиленном эмоциональном контексте и быстро вступают в фазу эскалации. В-четвертых, они отличаются от других типов конфликтов очень разнообразными формами противостояния и различными методами и методами их решения. В-пятых, характеристики семейных конфликтов возникают и определяются характеристиками самой семьи как социального института. В-шестых, характерной чертой семейных конфликтов является то, что они тесно связаны с основными этапами и периодами кризиса в развитии семьи.
1.2. Формы и методы конфликтологической помощи семье на стадии развода
В соответствии с концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации, семья – это «фундаментальная основа российского общества», которая находится под охраной государства, основными задачами которого является поддержка и укрепление семьи, «профилактика и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семьи». Социальная профилактика конфликтов заключается в выявлении и удовлетворении наиболее существенных потребностей семьи, помощи в выстраивании прочных отношений и содействие стабильному выполнению всех важных семейных функций. Семье обычно сложно справиться с тяжелой ситуацией, в которой она оказалась. В настоящее время существует множество социальных служб,
5
реабилитационных центров, центров юридической и психологопедагогической помощи. Профилактические методы могут быть направлены на нейтрализацию, компенсацию или предупреждение возникновения негативных последствий. Основная задача социальной работы с такими семьями заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании имеющихся форм деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их собственных сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации. Разрешение различных конфликтов является одной из сфер деятельности специалиста по социальной работе. Рассмотрим с понятием и содержание конфликтологического консультирования, которое позволяет оказывать помощь семьям на стадии развода, обращающимися за содействием в преодолении своих трудностей в различных видах человеческого взаимодействия и деятельности. Известно, что специалисты работают в режиме «вопрос-ответ» и отвечают только на заданный вопрос. Они не исследуют, что за этим вопросом стоит, ибо по должностным обязанностям не должны это делать. Но у человека, находящегося в затруднительном положении, не всегда получается четко и ясно изложить суть своей проблемы. Зачастую клиенту предстоит убедиться в том, что он дезориентирован только тогда, когда он станет безрезультатно действовать в указанном направлении. Проблема осталась нерешенной и отяготилась «пустыми хлопотами», а значит, конфликтность ее повысилась. В связи с чем, специалисты, в обязанности которых входит непосредственное социальное обслуживание населения, должны быть подготовлены к этому в части владения навыками эффективного общения и понимания сложных психологических процессов, сопровождающих процесс общения. В идеальном варианте специалист снимает эмоциональное напряжение клиента, производит вместе с посетителем анализ его ситуации, оказывает ему помощь в понимании самой проблемы и самопереориентации
6
собственной позиции (если это требуется), а также помощь клиенту в выработке путей решения проблемы, проверке их на реальность и возможность выполнения и направление его именно к тем специалистам (конфликтолог, юрист и т.д.) при необходимости, которые помогут в разрешении насущных проблем. Таким образом, в отделениях помощи семьям, оказавшимся на грани развода за многие годы работы собрана большая подборка материалов о социальных сервисах, оказывающих помощь различным категориям населения. Данная информация позволяет оказывать содействие в получении социальных услуг, в том числе отсутствующих в системе социального обслуживания района. Справочник, представляющий собой перечень организаций и учреждений, которые могут быть подключены к разрешению различных проблем граждан, с краткой информацией о них, необходимо систематически корректировать и пополнять новой информацией. И в этом участие таких специалистов как юрист, специалист по социальной работе, психолог, социальный педагог просто необходимо, так как именно они знают, какие вопросы чаще всего задают на консультации клиенты.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 2.1. Программа исследования
Цель исследования: изучить конфликтные факторы в кризисных семьях и разработать программу по оказанию помощи в урегулировании конфликтных ситуаций в кризисных семьях в институте «Центр помощи семьям и детям в Приморском районе». Задачи исследования.
7
1. Изучить степень конфликтности в супружеских парах. 2. Выявление наиболее значимых для супругов сфер супружеских отношений. 3. Исследовать согласованность семейных ценностей и ролевых ожиданий. 4. Изучить ролевую адекватность мужа и жены в различных сферах семейной жизни. 5. Выявить у испытуемых таких полярных характеристик межличностных отношений как доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. 6. Провести статистический анализ эмпирических данных, с целью выявления влияния личностных особенностей супругов и специфики их отношений на уровень конфликтности в супружеской паре. Объект исследования: супружеские пары, обратившиеся в «Центр семьи» с запросом на разрешение конфликта. Характеристики выборки: 10 пар, которые зарегистрировались в центре с просьбой разрешить конфликт в семье (CC), и 10 пар, которые не являются клиентами центра (NC). Возраст участников исследования - от 20 до 40 лет.
Этапы исследования: 1. Этап организации эмпирического исследования - выбор методов и базы исследования. 2. Этап сбора данных - проведение психологических тестов. 3. Этап обработки данных с использованием методов математической статистики. 4. Этап анализа и интерпретации результатов эмпирических исследований. Характеристика базы исследования: Название организации: Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Приморского района».
8
Адрес организации: город Санкт-Петербург, Приморский район, ул. Беговая, дом 7, корпус 2. Данные по базе исследования были получены в ходе интервью. Текст вопросов интервью представлен в приложении 1. Специалист отметил, что важнейшим направлением деятельности специалистов, работающих в социальной сфере, является разрешение конфликтов между родителями, ведение конструктивного диалога, а также помощь ребенку в преодолении последствий таких конфликтов.
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования факторов возникновения супружеских конфликтов в кризисных семьях
1. По результатам, полученным при исследовании общей удовлетворенности браком, можно сделать вывод, что почти 60% пар, являющихся клиентами Центра (КЦ) отмечают неудовлетворенность браком, из них 18% не удовлетворены браком практически полностью, значительную неудовлетворенность отмечают 19%. При этом в группе НЦ неудовлетворенность браком отметили только 3% . Для оценки достоверности статистических различий в двух выборках был применен U-критерий Манна-Уитни. Таким образом, можно отметить статистически значимые различия по шкале удовлетворенность браком (Uэмп = 36; при p≤0,01). Среднее значение удовлетворенности браком (28,9 баллов) в группе КЦ попадает в зону перехода из благополучного в неблагополучный тип семейных отношений. Низкий уровень удовлетворенности браком у респондентов группы КЦ говорит о состоянии кризиса в семье, который может привести к ее распаду. При этом высокое среднее значение (40,2 балла) в группе НК говорит об удовлетворенности брачным союзом, основанной на высокой психологической совместимости, сходстве характеров, единстве интересов, установок и ценностей, что способствует улучшению взаимодействия и, как
9
следствие, значительно более конструктивному разрешению возникающих семейных кризисов. 2. В результате анкетирования получены социально-демографические данные и информация о наличии признаков семейного кризиса у супругов, являющихся клиентами СПБ ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Приморского района». В группе семей средний стаж в браке – 5 лет, что относится к одному из нормативных кризисных периодов в семье. Менее 50% респондентов в группе семей, являющихся клиентами Центра (КЦ), определяют свое отношение к браку как стабильное, благополучное. Ухудшение отношений отмечают 31% респондентов, 13% ощущают, что отношения зашли в «тупик», 6% считают, что отношения находятся на грани распада – все это свидетельствует о возможном состоянии кризиса. При этом в группе НЦ отношения как стабильные и благополучные оценивают 81% респондентов. В группе КЦ большинство респондентов отметило дисфункциональные мотивы вступления в брак: восполнение дефицита любви, общения, заботы, тепла, внимания, стремление избежать одиночества и «ненужности», отделиться от родительской семьи. В группе НК выявлено меньшее количество дисфункциональных мотивов вступления в брак. В группе КЦ каждодневные конфликты отмечают 13% опрошенных, конфликты два раза в неделю и чаще – 44% респондентов, раз в неделю и реже – 12% респондентов, что также может свидетельствовать о наличии кризиса в семье. При этом в группе НЦ большинство респондентов вступают в конфликтные ситуации реже одного раза в месяц.
2.3. Программа конфликтологической помощи семьям в учреждении социального обслуживания населения «Центр помощи семье и детям Приморского района»
10
Предоставление помощи по урегулированию конфликтов является важной частью работы с кризисными семьями, которая помогает снизить уровень конфликтов между супругами, повысить удовлетворенность браком и гармонизировать семейные отношения. Целью программы является помощь в разрешении конфликтов для семьи в период кризиса. Задачи программы: 1. Развитие навыков анализа конфликтов и предыстории кризиса в семейной системе; 2. Развитие согласованности в распределении и исполнении семейных ролей, а также в сопоставлении ожиданий ролей с реальными условиями супружеских отношений; 3. Снизить уровень конфликта между супругами в различных сферах взаимодействия (распределение бюджета, воспитание детей, стремление к доминированию и автономии, отношения с родственниками), гармонизация норм и правил поведения в семейной системе; 4. Развитие коммуникативной компетентности, повышение уровня социальной чувствительности, эмпатии; 5. Развитие эмоциональной устойчивости и умение управлять эмоциональными реакциями в семейном конфликте; 6. Развивайте навык конструктивного разрешения конфликтов, выбирая эффективную стратегию разрешения конфликтов. Формы и направления помощи: 1. Образование - развитие коммуникативной, конфликтной компетенции. Уменьшается конфликт взаимодействия в областях проявления автономии, проявления доминирования, нарушения норм поведения, ролевых ожиданий. 2. Обучение навыкам конструктивного поведения в конфликтах (индивидуальная и групповая деятельность). Снижение уровня конфликта и снижение уровня агрессии в конфликтных ситуациях.
11
3. Конфликтная консультация - индивидуальная или в парах. Чтобы получить наилучший результат, рекомендуется работать с обоими супругами. Основные направления консультирования: развитие ролевой переписки, консультирование в наиболее противоречивых областях взаимодействия супругов. 4. Вести переговоры с элементами посредничества - при высоком конфликте взаимодействия переговоры с участием посредника помогут выработать эмоции, уменьшить агрессию, выслушать собеседника, построить модель отношений, которая может конструктивно разрешать возникающие споры, типичный для семьи. 5. Поддержка и сопровождение в конфликтной (кризисной) ситуации. Сопровождение пары должно быть сделано в соответствии с комплексным подходом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы было исследование связи удовлетворенности браком с конфликтностью и личностными характеристиками супругов. В ходе работы можно сделать следующие выводы. Находясь в конфликтных ситуациях нужно понимать, что положительный результат исхода конфликтной ситуации зависит от всех членов семьи.
12
Любая семья и каждый член семьи должен уметь эффективно использовать стиль поведения в конфликтной ситуации, сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также индивидуально психологическими особенностями конкретного партнера по взаимодействию. При рациональном поведении супругов семейный конфликт – это нормальный компонент здорового течения их жизни, который играет конструктивно-созидательную роль. Выбор того или иного пути развития конфликта во многом зависит от психологической культуры супругов, их умения осознать свои трудности, в том числе и психологические. Одним из способов урегулирования супружеских конфликтов является психологическое консультирование, сущность которого заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь супругов и вызывающих конфликты.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абитов И.Р. Психология семьи: учебно-методическое пособие / И. Р. Абитов. - Казань: ЧОУ ВПО «Академия социального образования», 2015. – 61 с.
13
2. Азарнова А.Н. Медиация: искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов. – М.: Инфотропик Медиа, 2015. – 288 с. 3. Андреева Т.В. Психология семьи. Учебное пособие. 3-е издание. СПб. - М.: Питер, 2015. - 335 с. 4. Андронникова О.О. Специальные проблемы психологического консультирования: учебное пособие / О. О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. - 348 с. 5. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. - Конфликтология: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2015. — 528 с. 6. Балан В.П. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. - М.: РиС, 2015. - 342 c. 7. Бахур, В. Т. Эмоции. Плюсы и минусы / В.Т. Бахур. - М.: Знание, 2016. - 294 c. 8. Ванханен, Тату Этнические конфликты / Тату Ванханен. - М.: Кучково поле, 2017. - 288 c. 9. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - М.: Питер, 2018. - 172 c. 10. Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. - М.: Academia, 2016. - 464 c. 11. Кеннеди, Г. Переговоры. Полный курс / Г. Кеннеди. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 521 c. 12. Крюкова, Т. В. Основы теории принятия решений в конфликте. Учебное пособие / Т.В. Крюкова. - М.: Фонд развития конфликтологии, 2016. - 148 c. 13. Лефевр, В. А. Алгебра конфликта / В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян. - М.: КомКнига, 2019. - 831 c. 14. Литвак, Михаил Психологический вампиризм. Учебное пособие по конфликтологии / Михаил Литвак. - М.: Феникс, 2015. - 416 c.
14
15. Ломанн, Фридрих Разрешение конфликтов с помощью НЛП / Фридрих Ломанн. - М.: Издательство Вернера Регена, 2016. - 200 c. 16. Макграт, Хелен Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми / Хелен Макграт, Хейзел Эдвардс. - М.: Попурри, 2016. - 336 c. 17. Мельниченко, Р. Г. Медиация. Учебное пособие / Р.Г. Мельниченко. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 192 c. 18. Новосельцев, В. И. Системная теория конфликта / В.И. Новосельцев, Б.В. Тарасов. - М.: Майор, 2016. - 336 c. 19. Оболонский, Ю. В. Психологическая реальность конфликта / Ю.В. Оболонский, В.Г. Зазыкин. - М.: Психотерапия, 2016. - 384 c. 20. Паттерсон, Кэрри Управление конфликтом. Что делать, если вы столкнулись с невыполненными обещаниями, обманутыми ожиданиями и агрессивным поведением / Кэрри Паттерсон и др. - М.: Вильямс, 2016. - 256 c. 21. Поленова, Т. П. Управление скандалом. Популярная конфликтология в семье и на работе / Т.П. Поленова. - Москва: Наука, 2018. - 224 c. 22. Психология человеческой агрессивности. - М.: Харвест, 2016. - 656 c. 23. Риккарди Андреа «Жить вместе в 21 веке» / Андреа Риккарди. - М.: Алетейя, 2015. - 136 c. 24. Рубин, Джеффри Социальный конфликт. Эскалация, тупик, разрешение. Секреты убеждения / Джеффри Рубин и др. - М.: ПраймЕврознак, 2017. - 352 c. 25. Светлов, В. А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов / В.А. Светлов. - М.: Либроком, 2017. - 304 c. 26. Сельченок, К.В. Прикладная конфликтология / К.В. Сельченок. - М.: Харвест, 2019. - 437 c. 27. Степанов, Е. И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов / Е.И. Степанов. - М.: ЛКИ, 2017. - 178 c.
15
28. Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. - М.: Ассоциация аторов и писателей "ТАНДЕМ", ЭКСМОС, 2016. - 272 c. 29. Хесль, Г. Посредничество в разрешении конфликтов: Теория и технология (пер. с нем. Яковлевой Е.) / Г. Хесль. - Москва: Машиностроение, 2015. - 144 c. 30. Шейнов, Виктор Управление конфликтами / Виктор Шейнов. - М.: Питер, 2015. - 576 c.