Фрагмент для ознакомления
2
3.2.2 Музыка
Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом духовного развития человека. Музыка сочетает в себе моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. Мелодия передает тончайшие нюансы переживаний, недоступные слову. По силе эмоционального воздействия на ребенка музыкальное искусство занимает одно из первых мест. Музыка отражает реальность в мелодиях, интонациях, тембрах, полифонии, оркестровке.
Музыка и пение в школах - это не только учебный предмет, но и мощный образовательный инструмент, который должен эмоционально и эстетически окрашивать всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и веселиться. Без музыки трудно убедить человека, который входит в мир, в то, что он прекрасен, и что эта вера, по сути, является основой эмоциональной, эстетической и нравственной культуры.
Музыка и пение также должны разнообразить обучение. Это особенно важно для младших школьников, поскольку чем разнообразнее обучение, тем лучше для начального обучения. В качестве одного из образовательных инструментов на начальных этапах обучения К.Д. Ушинскому предложили классное пение, какой бы урок он не использовал. По словам отличного учителя, пение в классе - это «прекрасный, освежающий и гармонизирующий урок». [14; 103], однако с его применением могут возникнуть затруднения, если у учителя нет музыкального слуха; в таком случае вместо пения можно применять коллективное чтение вслух различных стихотворений, также обладающих своим внутренним ритмом.
Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.
3.2.3 Изобразительное искусство
Одним из способов вовлечения школьников в художественную культуру является преподавание изобразительного искусства. Он предназначен для развития художественного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений и зрительных способностей у школьников. Это, в свою очередь, требует обучения детей основам визуальной грамотности, развития умения использовать выразительные средства рисования, рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства. Ученики осваивают основы реалистичных образов, обучая их таким инструментам художественной выразительности, как фактура материала, цвет - линия - объем, легкая тональность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция.
Произведения искусства, помогающие познать жизнь человека и природу, развивают не только зрительное восприятие, но и воображение. Момент, один момент в цепочке событий запечатлен в картине, скульптуре. А зритель с помощью своего воображения оживляет картину, видит за ней события, персонажей, образы в их динамике.
Что касается живописи, мы можем сказать, что экспертиза картин - метод эмоционального и эстетического воздействия, столь же сложного как музыка; это глубокое знание вещей, а главное - знание мира чувств. В то же время существует множество картин, которые школьник должен рассмотреть в детстве, юности и ранней юности, потому что в настоящем искусстве нет ничего элементарного и каждый раз что человек видит в них что-то новое. Пересмотр картин обогащает, развивает эмоциональную память, воспитывает то, что можно назвать обострением восприятия красоты. Через переосмысление изобразительное искусство входит в духовную жизнь школьника, поэтому с каждым новым периодом интеллектуального, эмоционального и эстетического развития все новые произведения живописи включаются в образование и в то же время рассмотренные выше картины пересматриваются.
Большое внимание должно быть уделено тем картинам, в которых человек отражается в его сложном и многогранном духовном мире. Искусство должно быть источником знаний о мире чувств. Это правило эстетического воспитания особенно важно для познания живописи и изобразительного искусства в целом. Портретная живопись является чрезвычайно эффективным средством интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания. Одной из самых тонких и сложных проблем в воспитательной работе является развитие эмоциональной чувствительности и чувствительности к мыслям и чувствам другого человека. С этой точки зрения картины и скульптурные произведения образуют целую школу эмоционального и эстетического воспитания.
Важно непосредственно знакомить школьников с выдающимися произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства, и архитектуры, понимать язык выражения художника, понимать неразрывную связь между содержанием и формой искусства, а также развивать эмоциональное и эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ - художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».
3.2.4 Синтезирующие виды искусства
Такие виды искусства, как театр, кино, телевидение, поп, цирк, очень популярны. В них сочетаются элементы разных произведений: литература, живопись, музыка, художественная фотография, танцы и т. д.
Театр оказывает огромное эстетическое и эмоциональное воздействие. Его специфика заключается в выразительности сцены: в сочетании художественного чтения, пантомимы, декоративного оформления и музыкального сопровождения, а также в особой атмосфере восприятия спектакля. Театр устанавливает прямой творческий контакт между актерами и зрителями и создает наиболее благоприятные условия для сочувствия. Вот почему реакция детей на события на сцене такая прямая и активная. Во-первых, подготовьте учащихся к восприятию театрального искусства, чтобы создать условия, в которых дети могут поддаться привлекательности актерского мастерства.
Наиболее популярными видами современного искусства являются кино и телевидение, которые вобрали в себя возможности всех видов искусства и новейшие достижения научно-технического прогресса. Художественные средства кино и телевидения, такие как редактирование, крупные планы, угол обзора камеры, цвет, звук, динамика изображения и другие, способны передавать огромные информация и имеют сильный образовательный эффект для молодой аудитории. Следует также иметь в виду, что никакое искусство не может охватить такую большую аудиторию, как дети, например, телевидение и кино. Поэтому кинематографические, видео и телевизионные фильмы играют важную роль в формировании эстетической культуры школьников. Восприятие произведенных литературных и художественных произведений требует деликатной образовательной основы. С этой целью в ряде школ был организован факультативный курс «Основы кинематографического искусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.
3.3 Детское творчество
Творчество является мощным стимулом для духовной жизни человека. Творческое вдохновение - это потребность человека, в которой человек обретает счастье. Чувствуя духовное удовлетворение от того, что он делает, человек действительно чувствует, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь школьников. Они стремятся выразить себя и выразить себя не только в результатах своих исследований, но и во внутреннем духовном мире; быть не только пассивными потребителями духовных благ и ценностей, но и создателями.
Творчество начинается там, где интеллектуальное и эстетическое богатство, освоенное, полученное ранее, становится средством познания, развития, преобразования мира, в то время как человеческая личность, кажется, сливается со своим духовным наследием.
Важнейшим источником творчества как самовыражения, так и самоутверждения является слово. Творческое вдохновение, которое уже испытывалось в детстве, начинается с того, что слово как духовное богатство человека становится строительным материалом, из которого ребенок что-то