Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема государственных заимствований является крайне важной для любого государства,
в том числе и для России. Причиной этому служит тот факт, что государственные
заимствования напрямую связаны с размером государственного долга.
Одним из источников финансирования расходных обязательств, наряду с налоговыми и
неналоговыми доходами и поступлениями от продажи государственного имущества
являются государственные заимствования, перераспределительная и регулирующая функции
которых выражается в том, чтобы обеспечить сбалансированность региональных бюджетов и
выступать источником покрытия дефицита бюджета.
2
Учитывая, что современная фискальная политика признает возможным использование
несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики, именно дефицит
бюджета является основным фактором, обуславливающим возникновение и рост
государственных и муниципальных заимствований и, следовательно, государственного и
муниципального долга.
Цель курсовой работы – комплексный анализ и выявление специфических особенностей
политики РФ в сфере осуществления государственных и муниципальных заимствований, а
также обоснование рекомендаций по ее совершенствованию
Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой ряд задач:
рассмотреть экономическое содержание государственных и муниципальных
заимствований;
изучить преимущества и недостатки государственных и муниципальных
заимствований для бюджетной системы;
провести исторический анализ государственных заимствований России с 1993 г. по
2018 г.;
провести сравнительный анализ государственных и муниципальных заимствований в
России и за рубежом;
выявить проблемы и определить перспективы развития государственных и
муниципальных заимствований в Российской Федерации.
Объект исследования – государственные и муниципальные заимствования в Российской
Федерации.
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические аспекты
осуществления государственных и муниципальных заимствований.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые
акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам
осуществления государственных и муниципальных заимствований.
В работе использован структурный и динамический анализ, метод сравнительного
межстранового анализа, периодизация этапов управления государственным долгом.
Информационную основу исследования составили нормативные, законодательные и
программные документы РФ; данные Минфина Российской Федерации, статистические
материалы Федеральной службы государственной статистики РФ; отечественная и
зарубежная литература, в которой рассматриваются вопросы осуществления
государственных и муниципальных заимствований и управления государственным долгом
РФ и зарубежных стран.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические основы государственных и муниципальных заимствований
1.1. Экономическое содержание государственных и муниципальных заимствований
В современных условиях для финансовой политики практически всех видов государственнопубличных образований характерно наличие дефицита бюджета. Кроме сокращения
расходов, у региональных органов государственной власти имеется два пути для покрытия
дефицита бюджета: выпустить и продать государственные ценные бумаги или осуществить
заимствования у российских банков или в международных финансовых организациях. В
любом случае, вся сумма долговых обязательств по выпущенным и непогашенным
государственным займам, полученным кредитам (прямым обязательствам), выданным
государственным гарантиям, если таковые имеются (условным обязательствам), составляет
государственный долг субъекта РФ .
3
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, под государственными
заимствованиями понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска
государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые
от других бюджетов бюджетной системы, кредитных организаций, иностранных государств,
включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых
организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по
которым возникают долговые обязательства Российской Федерации .
На разных этапах развития общества всегда неоднозначно относились к государственному
долгу. Приверженцы разных теорий и направлений не сходились во мнении, что для
государства долг – благо или нет. Например, неоклассики негативно относились к госдолгу.
Еще А. Смит говорил, что долговое финансирование - это «улица с односторонним
движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно» . Другими словами,
А.Смит считал, что если государство начинает формировать заимствования, то потом оно
уже не сможет остановиться и долг будет только расти. В конечном итоге этот процесс
приведет к острой долговой проблеме, решение которой связано с увеличением налогового
бремени, уменьшением национального богатства, а все эти процедуры безусловно
препятствуют наращению капитала будущими поколениями .
Негативное влияние роста госдолга разделяли также Фридмен и Кейтен, которые считали,
что в случае, когда государство «удовлетворяет» свои потребности за счет заимствований на
рынке капитала, это может привести к росту процентных ставок и стоимости
финансирования. Это вытеснит частные инвестиции с рынка и приведет к их резкому
сокращению. Более того, данные представители монетаристов также считали, что налоговое
бремя через рост государственного долга перекладывается на потомков - будущим
поколениям придется расплачиваться, за счет налоговых поступлений, по государственным
долгам .
Не все негативно относились к агрессивной долговой финансовой политике государства.
Например, представители кейнсианства считают, что ничего страшного в заимствованиях
государства нет. Так, через них осуществляется перераспределение налогового бремени во
времени, что довольно хорошо, поскольку всеми результатами государственных
заимствований в будущем (ожидаемым ускорением экономического роста) могут
пользоваться все последующие поколения. Именно поэтому государственные заимствования
являются важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития.
Необходимость использования долгового финансирования в целях удовлетворения всех
общественных потребностей вызвана, прежде всего, увеличением расходной части
государственного бюджета. Проведение социальной политики, обеспечение
обороноспособности страны, деятельность на международной арене и много другое - все это
требует увеличения расходов. Поскольку доходы государственного бюджета в основной
массе формируются за счет налоговых поступлений, а данный ресурс довольно ограничен, то
государству приходится идти на такой шаг, как заимствование для того, чтобы обеспечить
все потребности государства .
Привлечение государственных заимствований для дополнительного финансирования
расходных обязательств более благоприятно для экономики, чем, например, дополнительная
эмиссия. Также, как показывает практика она еще и более политически благоприятна для
правительства, нежели повышение налогового бремени, поскольку данная мера всегда
негативно принимается гражданами. Именно поэтому, используя кредитное
финансирование, государство увеличивает свои расходы и не усиливает налоговое бремя.
Данная теория еще и объясняет тот факт, что в последнее время одним из популярнейших
инструментов финансовой политики стало кредитное финансирование в большинстве
развитых стран, у которых госдолг вырос за последние десятилетия в несколько раз до
невероятных размеров.
Вместе со всеми неотрицательными свойствами активного использования государственных
заимствований, стоит не забывать о том, что объем общей задолженности не должен быть
4
непомерно высоким, иначе таким объемным госдолгом очень сложно управлять. Рост
расходов государства усложняет контроль дефицита бюджета в будущем, а рост процентных
выплат по госдолгу ставит ограничения на применение правительством бюджета как
стабилизационного рычага воздействия на экономику. Высокий объем выплат из бюджета по
государственному долгу отвлекает средства от того, чтобы финансировать экономические,
социальные и прочие программы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от
27.12.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2. Абышева А.В. Государственный долг России: оценка современного состояния //
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016).
3. Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления
государственным долгом // Рынок ценных бумаг. - 2015. - № 18. - С. 20/
4. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в
государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых
указана в валюте Российской Федерации, млрд. рублей. URL:
https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/duty/
5. Гуляева О.С., Уманская В.Г. Государственный долг: сущность, последствия и
возможность погашения // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов
ученых и аспирантов. 2016. №29-1. С.220– 229.
6. Ершов, М.В., Татузов, В.Ю., Танасова, А.С. Проблемы и суждения: О российской
долговой политике в современных условиях. / М.В. Ершов, В.Ю. Татузов, А.С. Танасова //
Деньги и кредит. – 2012. – №6.
7. Исследование SnP500, «Next Debt Crisis: Will Liquidity Hold?», март 2018 г. URL:
https://www.spglobal.com/en/researchinsights/articles/next-debt-crisis-will-liquidityhold
8. Коробова В.Ф. К вопросу социально-экономического развития региона //
Современное состояние и тенденции инновационного и социокультурного развития
экономики региона // Современная парадигма экономико-инновационного и
социокультурного развития экономики региона: сборник статей по материалам научнопрактической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала
РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках III Межрегионального экономического форума с
международным участием. Иваново, 2018. С. 301–306.
9. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А. В. Государственные и
муниципальные финансы учебник КноРус 2018.
10. Мясникова М.Д. Государственный долг РФ // Синергия Наук. 2019. № 32. С. 417-424.
11. «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации
на 2012-2014 гг.» и «Основные направления государственной долговой политики Российской
Федерации на 2017-2019 гг.», Официальный сайт Министерства финансов Российской
Федерации. URL: https://www.minfin.ru.
12. Официальный сайт Международного валютного Фонда. URL: https://www.imf.org/ru/
Publications/GFSR/Issues/2019/03/27/GlobalFinancial-Stability-Report-April-2019
13. Оценка государственного долга Российской Федерации / Неводова И.А., Вермичева
В.О., Окинча Т.А. // Colloquium-journal. 2019. № 14-6 (38). С. 102-104.
14. Пахомова Е. Н. Управление государственным долгом РФ // Молодой ученый. 2016.
№25. С.334-339.
15. Плюсы и минусы государственных заимствований и государственного долга для
бюджетной системы России / Парасоцкая Н.Н., Яковлев Н.Д. // Учет. Анализ. Аудит. 2019. Т.
6. № 4. С. 61-69.
5
16. Портал Электронный бюджет. URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/Бюджет/Рас
ходы?_adf.ctrl
17. Романцова, Т.В., Строков, А.И. Риски долговой политики // Управление
экономическими системами: электронный научный журнал. URL: http://uecs.ru/uecs-78-
782015/item/3599-2015- 06-24-08-09-36
18. Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы: Учеб. пособие /Под ред.
проф. В.Ю. Катасонова. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 284 с.
19. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на
1 января 2020 года. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=129517-
struktura_gosudarstvennogo_vneshnego_dolga_rossiiskoi_federatsii_po_sostoyaniyu_na_1_yanvar
ya_2020_goda
20. Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга. / А.
Шабалин.//Экономист. – 2016. – №4.– С.50–57