Фрагмент для ознакомления
2
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется.
Выделяют следующие задачи экологического воспитания :
1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, сделать небольшой бассейн с муляжами домашних или диких птиц и т. д.
В процессе экологического воспитания используются такие методы обучения как наглядные, практические, словесные.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов и т. д. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы - это игра, труд в природе, элементарные опыты и моделирование. Этот метод позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы - это рассказы воспитателя, рассказы детей из опыта, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально - положительное отношение к природе.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Например, формирование знаний об образе жизни птиц невозможно без наблюдений, о способах ухода за кошкой, комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда - при проведении опытов или игр, знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
Формы работы:
1. экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.)
2. занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,
3. наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
4. наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
5. целевые прогулки на природе, походы,
6. чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки,
7. рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных
8. рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,
9. сбор коллекций, семян, камней, листьев,
10. экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»)
11. опыты,
12. экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
13. игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные,
14. различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Успех в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Первая младшая группа
В этом возрасте ярко выражена инициативная сенсомоторная, познавательная активность, совершенствуются все психические процессы, зрительное восприятие и во взаимосвязи с ним память, наглядно-действенное мышление.
В этом возрасте необходимо уделить внимание развитию элементарных представлений о природных объектах, которые ребенок может видеть дома и на картинках: животные (рыбы, звери, птицы, насекомые, растения (цветы, большие деревья, зеленая трава); о природных явлениях (солнышко, тучки, дождь, снег и др.)
Вторая младшая группа
Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте, выделяется память (Л. С. Выготский).
Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы ребенка на четвертом году жизни, также свойственна подражательная деятельность (воспроизведение действий животных птиц).
Знакомить с миром природы (животными, растениями ближайшего окружения; камешками, песком, глиной, водой, воздухом, сезонными изменениями в природе).
- Формировать первые представление о значении природы в жизни человека (вода нужна, чтобы умываться, пить; на огороде растут овощи, ягоды; в тени деревьев можно спрятаться от летнего зноя, растения нужно поливать и т. п.).
Поддерживать интерес детей к объектам живой и неживой природы, к наиболее ярко выраженным сезонным явлениям, наблюдений за животными, растениями, обращая внимание на то, что во время наблюдений важно не причинять вред животным и растениям.
Средняя группа
Наглядно-образное мышление в этом возрасте становится ведущим. Постепенно начинает преодолеваться эгоцентризм детского мышления: ребенок способен понять эмоциональное состояние другого человека и дифференцировать свои желания от желаний окружающих людей, осваивает социально-приемлемые способы проявления чувств.
Формировать первые представления о целостности природы и о связи
человека с природой (человек не может прожить без природы, которая является его «домом» животных и растений); о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие– в озерах, третьи – на лугу).