Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1.
Исходя из нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) "Об образовании в Российской Федерации".
2. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 30.04.2021 N Р-98 «Об утверждении концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования».
3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.
Выявить:
1. Основные проблемы преподавания математики с учетом профессиональной направленности программ среднего и высшего профессионального образования.
Целью развития системы среднего профессионального образования является обеспечение экономики страны квалифицированными кадрами, формирование кадрового потенциала, способного конкурировать со специалистами аналогичной квалификации на мировом уровне, для реализации задач роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.
В современных условиях перед образовательными организациями, реализующими среднее профессиональное образование, стоит задача подготовки профессионально-компетентных специалистов, способных найти ответы на вызовы времени.
Основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу в соответствии с международными стандартами, современными потребностями экономики и общества регламентированы в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», конкретизированы в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», Федеральных проектах «Современная школа», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», Стратегии развития системы среднего профессионального образования до 2030 года.
В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в том числе с учетом применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования.
Реализация среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования должна, с одной стороны, соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а с другой, - стать компонентом образовательной программы, ориентированной на достижение конечного результата - подготовку квалифицированного специалиста и развитие конкурентноспособности системы среднего профессионального образования.
Уровень освоения содержания предметов общеобразовательного цикла не только выступает в качестве квалификационного требования к современным специалистам во всех областях деятельности, но и становится условием формирования базы профессиональных компетенций.
В последние годы фиксируется стабильное увеличение количества до 50 % от общего числа выпускников 9 классов, освоивших образовательные программы основного общего образования и успешно прошедших Государственную итоговую аттестацию в общеобразовательных организациях, поступающих в профессиональные образовательные организации. Популярными среди молодежи становятся рабочие квалификации и специальности служащих. Этому способствует стремительное изменение рынка труда, быстрая смена квалификаций и технологий в эпоху цифровизации экономики и общества, новые условия трудоустройства, связанные с обновлением производственного оборудования, ростом заработной платы, возможностью быстрого «входа» в самостоятельную жизнь, а также, с короткими, по сравнению с высшим образованием, сроками обучения в профессиональных образовательных организациях и условиями обучения в современных колледжах.
Вместе с тем, освоение учебных предметов общеобразовательного цикла образовательной программы по профессии или специальности у обучающихся I и II курсов вызывает ряд затруднений, которые приводят к снижению результатов освоения образовательной программы и, как следствие, снижению мотивации в получении профессии или специальности.
В числе основных причин возникающих трудностей можно выделить:
- низкий уровень освоения общеобразовательных учебных предметов в рамках получения основного общего образования, и, как следствие, отсутствие целостной системы знаний по отдельным дисциплинам.
Так, результаты проведенного в 2018, 2019 г.г. исследования качества общеобразовательной подготовки первокурсников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования по ряду учебных предметов показали, что значительная доля первокурсников не освоили программу основного общего образования. Более чем у половины обучающихся курс биологии не освоен на базовом уровне, более 40% не освоили историю, весьма значительна доля не освоивших русский язык и математику;
- стремление обучающихся осваивать только дисциплины «профессионального цикла», изучение которых, по мнению обучающихся, отвечает основной цели профессионального образования формирования и развития профессионально важных качеств будущих специалистов (дисциплины общеобразовательного цикла представляются обучающимся малозначительными, не требующими особого внимания и временных затрат на изучение);
- неприятие системы механического чередования учебных предметов общеобразовательного цикла с дисциплинами общепрофессионального учебного цикла или практики рассредоточенного освоения (в течение нескольких лет) общеобразовательных дисциплин.
Следует также выделить проблемы, связанные с организацией процесса обучения по общеобразовательным учебным предметам, их методического сопровождения, уровня профессиональной компетентности преподавателей общеобразовательного блока дисциплин:
- отсутствие широкой практики интеграции содержания
общеобразовательных учебных предметов и дисциплин
общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла выявляет проблемы отбора содержания общеобразовательных учебных предметов возникающих при механическом переносе требований ФГОС среднего общего образования без учета преемственности как между уровнями образования (среднее общее и среднее профессиональное), так и конкретной направленности основных образовательных программ среднего профессионального образования по специальности или профессии. Фактически освоение обучающимися общеобразовательного цикла регламентировано определенным набором предметных результатов без учета возможности их применять в будущей профессиональной деятельности;
- сложившаяся система распределения учебной нагрузки между преподавателями учебных предметов и дисциплин (модулей) не учитывает возможности междисциплинарного потенциала интегрированного обучения;
- организация повышения квалификации педагогов, осуществляющих реализацию образовательных программ в системе среднего профессионального образования также не ориентирована на формирование компетенций, позволяющих интегрировать содержание общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла;
- применение учебников по общеобразовательным учебным предметам (включенных Федеральный перечень учебников) при организации получения среднего общего образования в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, содержание которых не отражает ориентированность материала учебника на реализуемый профиль, специфику получаемой профессии или специальности.
Все вышеперечисленные проблемы сегодня требуют решений, которые должны повлиять на повышение качества общеобразовательной подготовки в СПО.
В связи с этим решение вопросов обновления методик и технологий преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, внедрения интенсификации за счет включения в общеобразовательную программу прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, совершенствования программ повышение квалификации педагогов с учетом обновления методик преподавания своевременны и актуальны, обозначают вектор развития общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования.
2. Задачи совершенствования системы преподавания общеобразовательных учебных предметов.
Концепция преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования направлена на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к содержанию, результатам и условиям реализации среднего общего образования, в том числе в пределах освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования, реализуемой на базе основного общего образования; преемственности основных образовательных программ среднего общего и среднего профессионального образования.
Целью настоящей Концепции является повышение качества преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом стратегических направлений (вызовов) развития системы среднего профессионального образования и совершенствование учебного процесса организаций, реализующих указанные программы.
Задачи совершенствования системы преподавания
общеобразовательных учебных предметов:
- разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом интенсивного обучения;
- обновление содержания общеобразовательных учебных предметов с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности профессий и специальностей;
- введение практики интеграции содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями;
- внедрение в педагогическую практику преподавателей
общеобразовательного цикла дисциплин эффективных образовательных технологий, в том числе технологий дистанционного и электронного обучения;
- повышение квалификации педагогов общеобразовательного цикла дисциплин (подготовка преподавателей к работе с новыми методиками преподавания общеобразовательных дисциплин).
3. Особенности реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования.
Среднее профессиональное образование на базе основного общего образования реализуется в профессиональных образовательных организациях с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
Образовательные программы профессии или специальности образовательные организации разрабатывают на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего (далее - ФГОС СОО) и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии или специальности.
Общеобразовательный цикл является обязательным разделом учебного плана образовательной программы и включает учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом осваиваемой профессии или специальности.
В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии или специальности учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО могут изучаться обучающимися на базовом и углубленном уровнях:
базовые учебные предметы - общеобразовательные учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО, изучаемые с учетом требований ФГОС СОО на базовом уровне в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования;
профильные учебные предметы - общеобразовательные учебные предметы, изучаемые в соответствии с требованиями ФГОС СОО в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального на углубленном уровне с учетом профиля среднего профессионального образования, обусловленного спецификой осваиваемой профессии или специальности.
Выбор профильных учебных предметов обуславливает формирование профиля среднего профессионального образования (далее - профиль).
Образовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей с учетом получаемой профессии или специальности: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического.
Образовательные организации самостоятельно определяют профиль в соответствии со спецификой программ подготовки (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена).
Общеобразовательная подготовка предусматривает изучение обязательных учебных предметов (в том числе на углубленном уровне): учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей, дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, общие для включения во все учебные планы учебные предметы.
Общеобразовательный цикл дисциплин включает 11 (12) учебных
предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой обязательной предметной области, определенной ФГОС СОО.
Общими для включения во все учебные планы (независимо от профиля) являются учебные предметы:
«Русский язык»,
«Литература»,
«Иностранный язык»,
«Математика»,
«История» (или «Россия в мире»),
«Физическая культура»,
«Основы безопасности жизнедеятельности»;
«Астрономия».
Также при реализации среднего общего образования предусматривается выполнение обучающимися индивидуального проекта как особой формы организации образовательной деятельности обучающихся. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение периода освоения общеобразовательного (преимущественно профильного) учебного предмета в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
При реализации общеобразовательной подготовки изучается не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В целях расширения мировоззрения обучающихся, повышения учебной мотивации, формирования познавательной активности, а также пропедевтики знаний, умений профессиональной направленности в образовательную программу включаются дополнительные учебные предметы и курсы (элективные курсы), которые вводятся по усмотрению образовательной организации в соответствии со спецификой получаемой профессии или специальности и с учетом профиля (например, «Конструирование и 3D- моделирование», «Математическое моделирование процессов», «Решение инженерных задач по электронике и вычислительной технике», «Робототехника» и др.).
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки».
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественные науки».
Знания и умения, полученные обучающимися при освоении учебных предметов, элективных курсов общеобразовательного цикла образовательной программы углубляются и расширяются в процессе изучения таких циклов, как «Общий гуманитарный и социально-экономический», «Математический и общий естественнонаучный» программы подготовки специалистов среднего звена, а также отдельных учебных предметов общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
В процессе освоения общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов образовательный процесс может быть организован в форме практической подготовки.
У обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования сохраняется право на прохождение государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и получения аттестата о среднем общем образовании.
4. Основные направления совершенствования системы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования.
Направления совершенствования подходов в реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования зафиксированы в показателях федерального проекта «Современная школа»: «Во всех образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования внедрены методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения».
Обозначенные в федеральном проекте задачи, решение которых должно способствовать повышению качества преподавания общеобразовательных учебных предметов, являются основополагающими и задают вектор развития всей системы среднего профессионального образования в части реализации общеобразовательной подготовки в профессиональных образовательных организациях.
4.1. Интенсивная подготовка, интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки
Интенсивная общеобразовательная подготовка в рамках освоения профессии или специальности предполагает:
- оптимизацию сроков освоения общеобразовательных учебных
предметов с учетом получаемой профессии или специальности;
- оптимальный отбор учебных предметов, курсов, изучаемых в общеобразовательном цикле основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профессиональной направленности получаемой специальности или профессии;
- интеграцию содержания общеобразовательных учебных предметов с отдельными курсами, дополнительными общеобразовательными учебными предметами общеобразовательного цикла, дисциплинами, модулями (темы, разделы) с учетом профессиональной направленности получаемой специальности или профессии;
- обеспечение межпредметных и междисциплинарных связей между общеобразовательными учебными предметами и дисциплинами по циклам основной профессиональной образовательной программы, между отдельными компонентами образовательной программы и синхронизации полученных результатов;
- отбор эффективных методов, форм, средств технологий с учетом
профессиональной направленности основных образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- интеграцию предметных результатов, заявленных на уровне СОО по общеобразовательному учебному предмету с общими и профессиональными компетенциями, реализуемыми на уровне основной образовательной программы среднего профессионального образования;
- организацию концентрированного изучения общеобразовательного цикла в пределах освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования;
- усиление пропедевтической направленности общеобразовательных учебных предметов по коррекции пробелов в знаниях у обучающихся, полученных на предыдущих уровнях образования, и создание основы для успешного освоения профессиональной цикла основной образовательной программы среднего профессионального образования;
- планирование интегрированных уроков и форм текущего контроля знаний и промежуточной аттестации в форме практической подготовки.