Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время одним из основных факторов развития человеческого потенциала признано образование, качество которого все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Появляются новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу. Они обуславливают возрождение интереса к идеям развивающего образования, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Развитие воображения младших школьников играет большую роль в данном процессе. Вся созданная вокруг нас материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение позволяет вывести человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. В детстве развитие творческого воображения имеет особое значение, обусловленное возрастными особенностями. В связи с этим, основной задачей учителей начальных классов является создание условий для организации творческой деятельности, развитие креативных способностей детей.
К сожалению, тенденция такова, что родители уделяют большое значение предметным успехам ребенка, не придавая должного внимания при этом развитию детского воображения, чем значительно ограничивают возможности детей в будущем. Благодаря воображению и фантазии раскрывается индивидуальность человека, позволяющая достичь успеха в начинаниях, таким людям проще в дальнейшем выбрать профессию и найти в жизни свой путь.
Освоение различных видов декоративно-прикладного искусства способствует развитию творческого воображения у детей.
Цель проекта: разработать комплекс внеурочных занятий в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Задачи проекта:
1. Изучить современные научные подходы к организации внеурочных занятий в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
2. Спроектировать планируемые результаты, воспитательные задачи, содержание, формы организации внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей обучающихся
3. Спрогнозировать положительные последствия, трудности в реализации разработанного комплекса внеурочных занятий в практике воспитания младших школьников.
1. Название теоретического обоснования в соответствии с темой
Вопросами развития творческого воображения занимаются многие исследователи: Л. А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, З.Н. Новлянская, Н. Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Б.М. Теплов и др.
По мнению Л.С. Выготского, воображение «не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а создает какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, включение в наши впечатления чего-то нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / JI.C. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.].
С. Л. Рубинштейн считает, что «воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [Рубинштейн С.Л. Проблемы обшей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – 209 с].
Анализ представленных определений позволяет сделать вывод, что воображение – это процесс создания нового образа на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение может отражаться как в мыслительной деятельности, так и в форме чувственного отражения событий.
Исследования ученых (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и др.) приводят к выводу, что творческое воображение является не только предпосылкой наиболее эффективного усвоения обучающимися новых знаний, но и условием творческого их преобразования, т.е. систематизации знаний, способствует саморазвитию личности.
В младшем школьном возрасте воображение развивается особенно интенсивно, в связи с этим важно способствовать его развитию.
Психолог Т. Рибо обозначил три стадии развития воображения:
детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту [Рибо, Т. Болезни личности; опыт исследования творческого воображения; психология чувств [Текст] / Т. Рибо. – Минск: Харвест, 2011. – 784 с.].
Л.С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение. В связи с эти, стоит задача регулярно пополнять запасы представлений у ребенка, работа в данном направлении осуществляется постепенно сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определенными [Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / JI.C. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.].
Изначально воображение детей младшего школьного возраста носит репродуктивный характер, обучающиеся отображают увиденное и пережитое почти в той последовательности, в какой оно имело место быть в их личном опыте. По мере взросления количество элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и усиливается творческая переработка представлений и развитие творческого воображения.
Творческое воображение развивается по мере приобретения им реального жизненного опыта.
Состояние творческого воображения детей зависит от нескольких факторов: возраста; умственного развития; особенностей развития; индивидуальных особенностей личности, особенностей коммуникации, степени самореализации и оценки собственной деятельности, черт характера и темперамента; разработанности процесса обучения и воспитания [Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста [Текст]. Учебное пособие / О.О. Гонина. ‒ Москва: Флинта, 2016. ‒ 272 с].
Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, рисовании, изобразительном искусстве, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве фантазии разнообразны: одни возвращают реальную достоверность, другие представляют собой новые наблюдаемые неожиданные образы, отличающиеся проявлением деталей и ситуаций [Бурцева, О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста / О.В. Бурцева // Молодой ученый. – 2015. – №20.1. – С. 7-8.].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что творческое воображение младших школьников является одним из основных аспектов индивидуального развития. В частности, в качестве приоритета в художественном творчестве можно выделить развитие творческого воображения младших школьников, предпочтение видов деятельности, требующих активного действия и выбора.
Декоративно-прикладная деятельность оказывает большое влияние на всестороннее развитие и направлена на развитие способностей ребенка, позволяет разнообразно и вариативно оценивать ситуации в жизненной и учебной деятельности, формирует склонность к эстетическим оценкам и предпочтениям, обеспечивает вовлеченность в самодеятельность, способствует активизации творческого воображения [Молчева, А.В. Развитие декоративного творчества у детей с 2 до 7 лет (на материале народного искусства республики Башкортостан). Автореф. канд. дисс. [Текст] / А.В. Молчева. ‒ Москва, 1995. ‒ С. 12‒18.].
В процессе ознакомления и сознания продуктов на занятиях ДПИ, учащиеся приобретают различные знания; формируют и углубляют знания об окружающем мире; овладевают различными навыками и умениями, учится применять их в жизни.
Занятия ДПИ способствует развитию воссоздающего воображения и на его основе развитию творческих способностей, воспитанию эстетических чувств и интереса к творчеству.
В рамках внеурочной деятельности в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства обучающиеся под руководством учителя выполняют творческие проекты, связанного с созданием конкретного продукта (картин, декоративных изделий и.т.д).
Проектная деятельность на занятиях декоративно-прикладного искусства способствует развитию детского интеллекта, учит находить нестандартные решения, видеть значимость собственной деятельности, самостоятельно планировать реализацию всех этапов, публично представлять результаты своей деятельности.
Декоративно-прикладная деятельность является составной частью культуры человечества. Занятия декоративно-прикладной деятельности содействуют развитию творческого воображения младших школьников, ориентированы на всестороннее развитие личности.
Таким образом, декоративно-прикладная деятельность играет важную роль в развитии творческого воображения у младшего школьника.
Комплекс внеурочных занятий с младшими школьниками
2 класса
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения, воспитания индивидуальных особенностей детей.
Тематическое планирование.
1. Художественная роспись.
2. Работа с бумагой
3. Работа с пластическими материалами
4. Работа с текстильными материалами
5. Работа с природными материалами
Формы работы: коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батоев, Г. Б. Развитие творческого воображения учащихся/ Г.Б. Батоев. – Улан-Удэ: Бурят. Кн. изд., 1986. – 144 с.
2. Бурцева, О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста / О.В. Бурцева // Молодой ученый. – 2015. – №20.1. – С. 7-8.
3. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей/ М.Э. Ванник. – М.: Сфера, 2015. – 83с.
4. Веретенникова, Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников: учебн. пособие/ Л.К.
5. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / JI.C. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
6. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста [Текст]. Учебное пособие / О.О. Гонина. ‒ Москва: Флинта, 2016. ‒ 272 с
7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения/ О.М. Дьяченко, А.И. Кориллова// Вопросы психологии. – №2. –1980. – С. 35-39.
8. Ильенко, Э.В.. Практикум по философии/ Э.В. Ильенко. – Мн.: Радуга, 2004. – 404 с.
9. Егиазарян, А.Д. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.Д. Егиазарян // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 87-88.
10. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / И.Ю, Кулагина. Учебник и практикум. ‒ Москва: Юрайт, 2015. ‒ 292 с
11. Молчева, А.В. Развитие декоративного творчества у детей с 2 до 7 лет (на материале народного искусства республики Башкортостан). Автореф. канд. дисс. [Текст] / А.В. Молчева. ‒ Москва, 1995. ‒ С. 12‒18.
12. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления/ Я.А. Пономарев. – М., Просвещение, 2000. – 351с. 60
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. N 373 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного 70 стандарта начального общего образования» (с изменениями от 18 мая 2015 года) [Текст] // Российская газета ‒ Федеральный выпуск № 5741 (185) от 25 июня 2015 г.
14. Рибо, Т. Болезни личности; опыт исследования творческого воображения; психология чувств [Текст] / Т. Рибо. – Минск: Харвест, 2011. – 784 с.
15. Рубинштейн С.Л. Проблемы обшей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – 209 с.