Фрагмент для ознакомления
2
1. Какие подходы к психодиагностике личности Вы знаете? Выберите два подхода и раскройте их сущность.
В современной психологии существует три ключевых направления, которые оказывают определяющее влияние на процесс психодиагностики личности. Эти подходы представляют собой фундаментальные методики, которые используются специалистами для получения визуальной картины индивидуальных характеристик человека.
Первый из них – это объективный подход, который базируется на тщательной оценке успешности и/или уникальных способов, которыми человек осуществляет различные виды деятельности. В рамках этого подхода используются различные типы тестов.
Второй подход, который называется субъективным, основывается на получении информации непосредственно от самого испытуемого через его самоописание, то есть через процесс самооценки.
Третий подход, который известен как проективный, представляет собой метод диагностики, основанный на анализе реакции личности на взаимодействие с нейтральным, кажущимся безличным материалом.
Опишем субъективный и проективный подходы.
Субъективный подход в диагностической практике предполагает использование информации, предоставляемой самим испытуемым, который делится своим видением и ощущением собственной личности, своими личностными особенностями и текущим состоянием. Этот подход предполагает, что индивид сам самый надежный источник сведений о себе, поэтому в качестве основы для диагностики принимается именно то, что он говорит о себе.
В рамках субъективного подхода широкое распространение получили различные виды опросников, которые можно классифицировать следующим образом:
1. Личностные и специальные опросники:
- Характерологические опросники – предназначены для изучения индивидуальных черт характера, которые влияют на поведение и взаимодействие с окружающими.
- Мотивационные опросники – направлены на выявление мотивационных факторов, определяющих поведение и причины действий индивида.
- Эмоционально-волевые опросники (опросники состояния и настроения) – служат для оценки эмоциональной стабильности и волевой силы, а также для выявления текущего эмоционального состояния и настроения.
- Коммуникативные опросники – ориентированы на изучение способностей и умений в области коммуникации и взаимодействия с другими людьми.
- Опросники мнений – позволяют оценить взгляды и убеждения индивида на различные аспекты жизни и общества.
- Опросники-анкеты – представляют собой более структурированный и формализованный инструмент для сбора информации о личности.
- Актуальные и ретроспективные интервью – методы, которые позволяют получить более глубокие и подробные сведения о прошлом и настоящем испытуемого.
- Биографические методики – включают в себя анализ жизненного пути человека, его жизненных перемен и значимых событий.
- Описание собственного поведения – метод, при котором индивид должен описать свои действия и реакции в различных ситуациях.
- Герменевтические методики – это комплексный подход, который включает в себя такие методы, как беседа и наблюдение, и направлен на глубокое понимание личности и её внутреннего мира [2].
В процессе проведения опросов и исследований, когда участники вынуждены
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ашимов А.А., Акназаров С.А., Мергенбаева М.Т. Психодиагностика и проективные методы исследования личности как важнейшая форма психологической практики // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2013. – № 3 (2). – С. 8–12.
2. Белянина И.В., Крекова М.М., Фомичева Л.М. Теоретические основы психодиагностики: учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2019. – 180 c.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. А. Грузберга. – М.: Эксмо, 2014. – 576 с.
4. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 301с.
5. Игнатова Е.С. Психодиагностика: учеб. пособие. – Пермь, 2018. – 94 с.
6. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела. – СПб.: Речь, 2001. – 112с.
7. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова.– Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 324 с.
8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Бахрах», 1998. – 671с.
9. Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумагулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности // Экспериментальная психология. – 2016. – Том 9. – № 3. – С. 138–154.
10. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие / Под редакцией Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 67с.