Фрагмент для ознакомления
2
В части экономических методов можно выделить: разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования; совершенствование системы финансирования работ в части реализации перечисленных выше правовых и организационно-технических методов.
В Доктрине 2016 года в качестве организационный основы обеспечения информационной безопасности указано:
- система обеспечения информационной безопасности – это часть системы национальной безопасности, которая осуществляется «…на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других сферах деятельности государственных органов…» и строится, исходя из разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере.
В Доктрине 2016 года указано, что состав системы информационной безопасности определяет Президент Российской Федерации.
В состав организационной системы входят: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации, Военно-промышленная комиссия Российской Федерации, межведомственные органы, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач по обеспечению информационной безопасности.
Участниками же являются собственники объектов критической информационной инфраструктуры и организации, эксплуатирующие такие объекты, средства массовой информации и массовых коммуникаций, организации денежно-кредитной, валютной, банковской и иных сфер финансового рынка, операторы связи, операторы информационных систем, организации, осуществляющие деятельность по созданию и эксплуатации информационных систем и сетей связи, по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, организации, осуществляющие образовательную деятельность в данной области, общественные объединения, иные организации и граждане, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в решении задач по обеспечению информационной безопасности.
В своей деятельности государственные органы руководствуются:
- законностью общественных отношений в информационной сфере и правовым равенством всех участников отношений;
- конструктивным взаимодействием государственных органов, организаций и граждан при решении задач по защиты информации;
- балансом между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности;
- соблюдением принципов и норм международного права и законодательства Российской Федерации.
В качестве основных задач выделены: обеспечение для граждан и организаций прав и интересов, непротиворечащих закону, в информационной сфере; оценка, прогнозирование и своевременное обнаружение информационных угроз, предотвращение и ликвидация их последствий; совершенствование комплекса мер по обеспечению информационной безопасности, повышение его эффективности; осуществление государственной поддержки организаций в части разработки и производства средств, обеспечивающих информационную безопасность.
Задачами государственных органов власти в рамках деятельности по развитию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности являются:
- работа по структурированию сил обеспечения информационной безопасности на всех уровнях власти, вплоть до объектов информатизации, операторов информационных сетей и связи; совершенствование методов взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности, повышение их готовности к отражению информационных угроз; повышение эффективности взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности.
Реализация Доктрины 2016 года осуществляется на основе отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации. Данные документы актуализируются в соответствии с перечнем приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности, разработанным Советом Безопасности Российской Федерации. При этом результат исполнения Доктрины 2016 года контролируется лично Президентом Российской Федерации на основании ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.