Фрагмент для ознакомления
2
Исследовательские задания
(раздел «Методика развития речи»)
1.Перед Вами несколько видов упражнений для формирования текстовых умений. Что их объединяет? Как Вы представляете себе технологию их выполнения?
1) Озаглавливание текста, картинок; 2) выбор заголовка к тексту, к картинкам из ряда предложенных; 3) нахождение в тексте слов, указывающих на предмет речи, на главную мысль; 4) выбор из дополнительного материала предложений, которые можно включить в имеющийся текст, и тех, которые тексту не соответствуют; 5) исключение из текста лишних сведений, т.е. предложений не соответствующих ему; 6) сопоставление близких, но различных тем сочинения.
Ответ:
Работа с текстом на уроках русского языка развивает творческие способности ученика, расширяет словарный запас и улучшает качество речи. Текст составляет основу для создания масштабируемой речевой среды на уроках русского языка.
Изучение текста на уроках русского языка помогает решить такие задачи школьного образования, как приобщение ученика к духовным богатствам и раскрытие всей красоты родного языка, воспитание бережного отношения и вдумчивого отношения к слову.
Текстовые умения являются одними из важнейших по своему значению в системе общеобразовательных умений, поскольку являются основой многих других, например: умения работать с текстами, учебниками рассказов, умения конспектировать, анализировать, и т. д. Текстовые умения формируются на основе знания текста, что в методике преподавания русского языка обычно называют речевоведением, формируются на основе текстологических знаний, это знание стилей и видов речи, состава речи.
Каждая история написана на определенную тему; в рассказе раскрывается идея, задуманная автором, его главная мысль.
Таким образом, выявление главного героя и основной идеи автора предшествует составлению повествования из аудиального текста или рассказа, основанного на серии образов.
Если плохо определены основная идея и главный герой, то и повествование, рассказ, основанный на ряде образов, будет плохо составлен. Поэтому для успешного обучения этим формам связной речи, прежде чем приступить к рассказу, ребенка необходимо научить определять главного героя и основную мысль автора.
Невозможность определить главного героя и главную мысль автора – основная причина трудностей при написании рассказа.
Названия, в которых не указан главный герой, не отражают основную идею автора; они фиксируют внимание ребенка на мелких, хотя и ярких, но существенных деталях и мешают анализировать материал, подчеркивая главное и формулируя выводы. Создается конфликт между сутью рассказа и главным выдвигаемым объектом.
Если не давать детям задание выявить тему, главного героя, главную мысль автора, им не нужно будет анализировать слышимый текст и образы в той мере, в какой это позволяет им определить суть рассказа – его основная идея. Дети будут невнимательно слушать и рассматривать и не будут пытаться глубоко проанализировать то, что они видят и слышат. Следовательно, способность анализировать, обобщать и структурировать зрительную и слуховую информацию будет развита слабо. Учащиеся будут лишь поверхностно связывать события с деталями рассказа, изображениями и выбирать в качестве имени один из ярких предметов или персонажей. В результате в составленном ребенком рассказе могут быть существенные пропуски и искажения, а рассказ по картинкам может оказаться далеким от основной идеи автора.