Фрагмент для ознакомления
2
Реализация констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по формированию основных текстовых умений младших школьников в процессе анализа литературного произведения
Целью первого (констатирующего) этапа опытно-экспериментальной работы являлось выяснение исходного уровня текстовых умений учащихся для определения уровня текстовых умений (анализ произведений, умение выделять основные мысли, задавать вопросы и делать выводы).
На данном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена проверочная работа, (см. Приложение 1), задания которого проверяли сформированность у учащихся следующих знаний и умений:
1) Определять жанр произведения;
2) Определять, про какую птицу идет речь;
3) Знать, какие у птицы отличительные черты.
Результаты диагностического тестирования обобщены в Таблице 1 Приложения 2. Проиллюстрировать результаты выполнения проверочной работы можно с помощью следующей диаграммы (рис. 1).
Результаты проверочной работы показали, что:
Результаты проверочной работы показывают, что ученики в целом продемонстрировали хорошие знания. Наилучшие результаты зафиксированы по 10 заданию (19 из 20) и 1 заданию (18 из 20), тогда как наименьший процент правильных ответов наблюдается в 6 задании (8 из 20). Эти данные могут служить основой для анализа слабых мест в понимании материала и коррекции учебного процесса.
Таким образом, результаты первого (констатирующего) этапа опытно-экспериментальной работы выявили основные текстовые умения младших школьников и их уровень подготовки в области анализа литературных произведений. Ученики продемонстрировали высокие результаты в заданиях, связанных с идентификацией и интерпретацией текста, однако наблюдаются трудности в более сложных вопросах, требующих глубокого анализа. Это позволяет выделить направления для дальнейшей работы и разработать методические рекомендации, способствующие улучшению навыков анализа текста в рамках учебного процесса.
Результаты Теста показали, что:
1) успешнее всего (справились 90% тестируемых) дети выполнили задания:
1. Запиши жанр произведения.
8. Чем питается эта птица?
10. Допиши словосочетания, используя текст произведения.
2) немного труднее оказались задания на:
2. Запиши, о какой птице идет речь – 75% учащихся
3. Откуда появилась газета, из которой узнали про зверинец? – 80% учащихся
5. Что случилось, что она оказалась на воле? – 70% учащихся
7. Восстанови последовательность пунктов плана. Запиши ответ. – 65% учащихся
3) многие допустили ошибки в заданиях:
4. Как выглядела птица? – 50%
9. Какой характер у птицы? – 55%
11. Восстанови предложения, используя текст произведения. – 60%
4) труднее всего оказалось задание:
8. Чем питается эта птица? – справилось только 40% детей
Средняя результативность выполнения заданий – 70%.
Для описания центральной тенденции при обработке результатов тестирования применялись методы математической статистики: подсчет основных характеристик выборки отметок, полученных учащимися экспериментального класса за выполнение заданий Теста: выборочное среднее, мода и медиана выборки.
В результате вычислений (Приложение 3) получили, что в нашем случае выборочное среднее (М=3,6), медиана (Ме=4) и мода (Мо=4) мало отличаются друг от друга. Это говорит о нормальном распределении результатов и подтверждает успешность выполнения Теста учащимися экспериментального класса. Большинство учащихся хорошо усвоили новый материал, тогда как ранее обучение было удовлетворительным.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об эффективности методики формирования у младших школьников умения работать с текстом на уроках литературы по программе «Школа России».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Литературное чтение. В 2-х частях.3кл. Климанова Л.
2. Микушова Т.П. Литературное образование и развитие младших школьников: учебное пособие для для бакалавров. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 80 с.