Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современной России проблемам такой многочисленной группы, как молодежь, уделяется с каждым годом все большее внимание. Молодежь, в целом, представляет собой такую группу населения, в которой, с одной стороны, возникает больше всего новых социальных проблем, а, с другой, именно проблемы молодежи имеют особое значение для будущего всего российского общества, поскольку именно молодежи предстоит строить его и жить в нем.
Для развития таких направлений молодежной политики, которые объективно, в первую очередь, нужны жителям региона (вовлечение широких слоев населения в регулярные спортивно-массовые мероприятия, мотивация молодежи и кадрового состава молодежной политики, активизация молодежных движений и пр.) необходимы сотрудники достаточно высокой квалификации, улучшение реализации государственной молодежной политики.
Нормативная регуляция государственной молодежной политики выполняет ведущую роль в реализации работы с молодежью и формировании условий в реализации прав молодежи и возможностей для ее развития. В настоящее время молодежная политика в РФ определена Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Молодежная политика в России направлена на создание необходимых и оптимальных условий для самореализации молодого поколения и ее развития.
Потребность в совершенствовании государственной молодежной политики определили тему данной диссертации и ее актуальность.
Цель магистерской диссертации – совершенствование молодежной политики Российской Федерации. Необходимость достижения поставленной цели определило ее конкретные задачи:
1) Раскрыть понятие, цели, сущность молодежной политики РФ;
2) Выделить принципы и приоритетные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации;
3) Определить нормативно-правовое регулирование молодежной политики РФ;
4) Проанализировать молодежную политику в Томской области и оценить ее реализацию;
5) Уточнить основные проблемы молодежной политики в Томской области;
6) Разработать основные направления совершенствования молодежной политики в регионе.
Объект исследования – молодежная политика РФ.
Предмет работы – совершенствование молодежной политики РФ.
При написании магистерской работы применялись такие методы исследования, как анализ литературы, синтез, индукция и дедукция, системный и логический методы.
Структура работы. Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Список использованных источников включает 53 наименования.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, цель, задачи, методы, степень изученности проблемы исследования, теоретико-методологическая основа, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлена структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты функционирования молодежной политики РФ» раскрываются понятие, цели и сущность молодежной политики РФ, принципы, приоритетные направления государственной молодежной политики, а также нормативно-правовое регулирование молодежной политики РФ.
Во второй главе «Исследование молодежной политики и ее совершенствование (на примере Томской области)» проводится анализ и оценка реализации молодежной политики в Томской области, выявляются основные проблемы реализации молодежной политики в Томской области, а также основные направления совершенствования молодежной политики в регионе.
В заключении представлены выводы в соответствии с поставленными задачами в рамках данной магистерской диссертации.
1.Теоретические аспекты функционирования молодежной политики РФ
1.1 Понятие, цели, сущность молодежной политики РФ
На сегодняшний день около 30 % населения всей планеты составляет молодежь. Молодежь является ключевой категорией общества, так как с течением определенного времени молодые люди займут те или иные позиции в экономике и политике, а также в различных общественных сферах.
Молодежь сегодня воспринимается как социальная, демографическая группа в возрасте от 14 до 35 лет, которая имеет свои особенности по возрасту, активности, социальному положению, свои установки, интересы [33, с. 42].
Социолог Н. И. Усинина в своей статье «Определение сущности понятия молодежь» рассматривает молодежь как «лиц, которые получают определенное образование» [45, с. 42].
Т.Н. Бояк рассматривает молодежь как «людей от 14 до 30 лет и которые различаются имеющимся образом жизни» [21, с. 1].
Итак, молодежь – социально-демографическая группа, которая выделяется на базе особенностей своего социального положения, комплекса возрастных характеристик, находящихся в интервале между физической и психологической зрелостью и тем моментом, когда индивид приобретает качества взрослого человека.
Выделим особенности социального положения молодежи [36, с. 140]:
- переходность положения;
- высокая мобильность;
- активный поиск своего места в жизни.
- благоприятные перспективы в профессиональном и ка¬рьерном плане.
На сегодняшний день молодежь более уязвимая группа, что определяется особенностями возраста таких лиц, большой долей молодежи, имеющей вредные привычки, бедностью, ограниченными возможностями здоровья и пр.
На сегодняшний день государственная политика представляет собой систему, включающая методики, понятийный аппарат, различные теории и пр. [44, с. 52].
Классифицируется государственная политика по различным признакам, положенным в основу, в частности, в зависимости от сферы жизни общества, уровней реализации, политических функций и пр.).
В настоящее время в стране функционирует достаточно комплексная система в плане реализации молодежной политики на всех уровнях управления. Молодежная политика России − самостоятельное направление, реализуемое органами власти и направленная на развитие молодежи, их интересов, формирование оптимальных условий для жизни. Молодежная политика реализуется также посредством взаимодействия всех властных структур, объединений молодежи и пр. [29, с. 36].
Социолог Ю.Е. Мелихов изучал государственную молодежную политику. Ученый полагал, что государственная молодёжная политика ключевое направление деятельности властных органов, производящееся с той целью, чтобы создать необходимые условия и гарантии самоопределения молодежи [30, с. 16].
Ключевым в реализации молодежной политики является нахождение целесообразных способов в соотношении молодежных целей и интересов и интересов и целей, в целом, общественности [48, с. 21].
Итак, анализ подходов к понятию «государственная молодежная политика» позволяет сделать вывод о том, что к объекту следует отнести молодежь.
Оказание непосредственного влияния со стороны органов власти на молодёжь может осуществляться путем формирования нужных условий, необходимых в стимулировании определенных процессов среди молодежи.
Представим основные задачи молодежной политики в РФ [13]:
1. Реализация вовлечения молодых людей в социальную практику. Решение задачи должно достигаться посредством:
- информирования молодых людей и осуществлении на практике программно-целевого подхода;
- модернизации материально-технической базы молодежных учреждений;
- информационной и консалтинговой помощи;
- развития форм работы и направлений с молодыми людьми;
- поддержки взаимодействия молодежи;
- реализации программ поддержки молодежи в разных областях.
2. Формирование системы поддержки талантливой молодежи.
3. Гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи. Задачу могут позволить решить следующие меры:
- поощрение и развитие волонтерской деятельности молодежи;
- развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации;
- популяризация общественных ценностей;
- воспитание толерантности к различным этносам, межнационального сотрудничества, активная реализация муниципальных и государственных программ в данной области;
- стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России.
Содержание гражданско-патриотических мероприятий, по мнению самой молодежи, должно, прежде всего, быть направлено на развитие чувства патриотизма и гордости за свою страну, а также усиление знаний истории, традиций и культуры, как России, так и родного края.
Однако представления о гражданственности и патриотизме демонстрируют происходящий поколенческий сдвиг молодежи, проявляющийся в прагматизации – главным условием в какую-либо деятельности становится ее интересность для самого человека. Прагматизация также проявляется в снижении эмотивной компоненты представлений о гражданственности и патриотизме и росте запроса на полезность гражданско-патриотического воспитания для самой молодежи. Это формирует запрос, прежде всего, молодежи крупных городов, на содержание молодежной политики, не сводящееся к администрированию имеющихся ресурсов и проведению конкурсов.
Проблемой молодежной политики России является то, что данная политика не рассматривается в качестве приоритетной органами государственной власти. Также вопросом служит создание постоянного диалога власти и молодежи по проблемным вопросам которые волнуют молодых людей: при отсутствии либо недостаточности участия молодежи на этапе формулирования задач политики, все предпринимаемые усилия становятся бессмысленными.
Ключевым в реализации молодежной политики является нахождение целесообразных способов в соотношении молодежных целей и интересов и интересов и целей, в целом, общественности.
Еще одну общую проблему представляет несовершенство институционального оформления: в обоих подходах отсутствует полноценный институт исполнительной власти, который отвечал бы полностью за исполнение молодежной политики. Данная ситуация создает дополнительные трудности, поскольку дела молодежи находятся в ведении нескольких институтов, что требует повышения усилий для координации действий.
Для российской молодежной политики характерно: отсутствие четких критериев для измерения эффективности молодежной политики (не просто проведение определенного количества мероприятий, а те последствия, которые оказали на молодежь и общество в целом); отсутствие четкой координации деятельности органов власти по работе с молодежью с другими сферами политики; отсутствие комплексного мониторинга состояния молодежной сферы. Содержание гражданско-патриотических мероприятий, по мнению самой молодежи, должно, прежде всего, быть направлено на развитие чувства патриотизма и гордости за свою страну, а также усиление знаний истории, традиций и культуры, как России, так и родного края.
Для развития таких направлений молодежной политики, которые объективно, в первую очередь, нужны жителям региона (вовлечение широких слоев населения в регулярные спортивно-массовые мероприятия, мотивация молодежи и кадрового состава молодежной политики, активизация молодежных движений и пр.) необходимы сотрудники достаточно высокой квалификации, улучшение реализации государственной молодежной политики.
Таким образом, молодежь – социально-демографическая группа, которая выделяется на базе особенностей своего социального положения, комплекса возрастных характеристик, находящихся в интервале между физической и психологической зрелостью и тем моментом, когда индивид приобретает качества взрослого человека. Социальное положение молодых людей имеет такие особенности, как: переходность положения, высокая мобильность, активный поиск своего места в жизни, благоприятные перспективы в профессиональном и ка¬рьерном плане.
Государственная молодёжная политика ключевое направление деятельности властных органов, производящееся с той целью, чтобы создать необходимые условия и гарантии самоопределения молодежи. Для российской молодежной политики характерно: отсутствие четких критериев для измерения эффективности молодежной политики (не просто проведение определенного количества мероприятий, а те последствия, которые оказали на молодежь и общество в целом); отсутствие четкой координации деятельности органов власти по работе с молодежью с другими сферами политики; отсутствие комплексного мониторинга состояния молодежной сферы.
Ключевым в реализации молодежной политики является нахождение целесообразных способов в соотношении молодежных целей и интересов и интересов и целей, в целом, общественности.
Критериями эффективности реализации молодежной политики РФ являются:
- повышение занятости молодежи;
- повышение социально-политической активности молодежи (участие в выборах, программах и пр.);
- повышение уровня спортивной активности молодежи;
- снижение правонарушений среди молодых людей;
- организация работы с талантливой молодежью;
- реализация программ поддержки молодых семей, детей и пр.
Чтоб происходило развитие таких направлений молодежной политики, которые объективно нужны жителям региона (например, популяризация социокультурных мероприятий, привлечение молодежи к организации и участию в различных конкурсах, олимпиадах, семинарах, вовлечение широких слоев населения в регулярные спортивно-массовые мероприятия, мотивация молодежи и кадрового состава молодежной политики, активизация молодежных движений и пр.) необходимы сотрудники достаточно высокой квалификации, улучшение реализации государственной молодежной политики.
1.2 Принципы и приоритетные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации
К стратегическому приоритету молодежной политики в РФ рассматривается формирование условий по развитию личности, ее гармонизации, конкурентоспособности. Ключевая задача воспитать патриотичную молодежь с независимым мышлением, которая будет обладать созиданием, знаниями и др.
Осуществляется молодежная политика, согласно следующим принципам [13]:
- соблюдение ответственности сторон (государства и общества);
- поддержание малозащищенной молодежи (инвалидов, детей-инвалидов и пр.);
- поддержание работы объединений молодежи;
- развитие механизма ГЧП;
- активизация применения информационно-коммуникационных технологий;
- взаимодействие различных министерств, служб по вопросам молодежи;
Представим ключевые направления молодёжной политики в РФ [13]:
- взаимодействие с общественными организациями и движениями. Сегодня на территории РФ свыше 15 организаций, состоящих в реестре молодежных и детских общественных объединений, которые пользуются поддержкой со стороны власти;
- воспитание патриотизма;
- защита прав молодежи;
- гармонизация отношений молодежи и общества;
- выработка условий в области формирования умений и компетенций у молодежи;
- содействие профориентации и карьерным устремлениям молодёжи. Так, Росмолодежь каждый год организует мероприятия по популяризации рабочих специальностей, необходимы для замещения к тот или иной период времени.
Росмолодежью ежегодно создаются, а также реализуются программы в области поддержки инновационного предпринимательства. Также данная структура формирует инфраструктуру с той целью, чтобы интегрировать молодежь, которая специализируется по многообразным направлениям предпринимательства, для того чтобы молодые предприниматели между собой могли обменяться успешным опытом, осуществлять поиск единомышленников и пр.
- формирование установок на здоровый образ жизни, ответственности за свое здоровье, вовлечение в пропаганду здорового образа жизни, участие в оздоравливающих и спортивно-массовых мероприятиях;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, принятая Резолюцией 2037 (XX) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 7 декабря 1965 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/youth_peace_ideals.shtml (дата обращения: 10.06.2020)
2. Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 50/81 от 13 марта 1996 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/50/81 (дата обращения: 10.06.2020)
3. Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне от 21 мая 2003 г. (пересмотренная) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://molodchiny.ru/assets/files/docs/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%2013.pdf (дата обращения: 10.06.2020)
4. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. //Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
5. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 10. – Ст. 2584.
6. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 13. – Ст. 2451.
7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 3254.
8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 23. – Ст. 4725.
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 36. – Ст. 4782.
10. О молодежной политике в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2020 № 489-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 12. – Ст. 14.
11. О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики: Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075[Электронный ресурс]. Дата обновления: 02.06.2019. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2020.
12. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. Дата обновления: 02.06.2019. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2020.
13. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р г. Москва [Электронный ресурс]. Дата обновления: 02.06.2019. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2020.
14. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. Дата обновления: 02.06.2019. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2020.
15. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 02.06.2019. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2020.
16. Устав (Основной Закон) Томской области: Решение Государственной Думы Томской области от 26 июля 1995 года № 136 (ред. от 09 июля 2019 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/951806735 (дата обращения: 15.06.2020)
17. О государственной молодежной политике в Томской области: Закон Томской области от 05.12.2008 № 245-ОЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/951825552 (дата обращения: 15.06.2020)
18. Об утверждении Положения о Департаменте по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области: Постановление Губернатора Томской области от 30 июня 2007 № 92 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.depms.ru/Department/Functions (дата обращения: 15.06.2020)
19. Об утверждении государственной программы
«Развитие молодежной политики, физической культуры
и спорта в Томской области»: Постановление Администрации Томской области от 27 сентября 2019 № 345а [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/467956287 (дата обращения: 15.06.2020)
20. Бакунин, М.А. Молодежь в советском обществе / М.А. Бакунин. – М.: Лига, 2001. – 312 с.
21. Бояк, Т.Н. Потребности современной молодежи на селе /Т.Н. Бояк // Социс. – 2017. - № 2. – С. 1-4.
22. Волкова, О.И. Управление персоналом/О.И. Волкова. – М.: Наука, 2017. – 222 с.
23. Граждан, В.В. О некомпетентности и бюрократизме на государственной службе/В.В. Граждан // Государственная служба.–2017. – № 6. – С. 51–56.
24. Зайцева Т.В. Кадровый потенциал государственной организации: методы комплектования и профессиональной расстановки кадров // Вопросы государственного и муниципального управления.–2015.– №1. - С. 180-188.
25. Лавров, П.Л. Молодежь и ее власть / П.Л. Лавров. – С-Пб.: Наука, 2004. – 210 с.
26. Ломакин, Д.В. Профессионализм государственной службы: контекст истории и современность/В.Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2016. - 256 с.
27. Кадровое планирование в органах власти. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/kadrovoe-planirovanie.html (дата обращения: 09.03.2019)
28. Кибанов, А.Я.Управление персоналом организации. Практикум: Учебное Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. - С.45-48.
29. Манафова, Н. Ф., Бреусова, Е. А. Особенности отбора персонала на государственную гражданскую службу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 207–211.
30. Мелихов, Ю.Е. Стадии процесса кадровой политики: Учебно-практическое пособие / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. - М.: Дашков и К, 2015. - 344 c.
31. Методический инструментарий по планированию найма и организации отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы Версия 3.1. – URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/2 (дата обращения: 05.06.2020)
32. Мирошников, С.Н., Чаркина, Е. С. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации // Управленческое консультирование. – 2017. – № 1. – С. 12–23.
33. Михайловский, Н. К. Понятие молодежи и ее роли в современном обществе / Н.К. Михайловский. – М. : Лига, 2002. – 254 с.
34. Неумывако, В. А. Молодежная политика в Российской Федерации // Вопросы управления. 2017. № 1 (26). – С. 10-15.
35. Новгородцев, П. И. Молодежь и ее роль / П.И. Новгородцев. – М., 2005. – 217 с.
36. Новокрещенов, А.В. Государственная молодежная политика. – Новосибирск: СИУ РАНХиГС, 2017. – 225 с.
37. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в системе государственной службы: Учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 513 c.
38. Основные направления государственной молодежной политики Томской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.depms.ru/Activity/Osnovnye-napravleniya-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki (дата обращения: 10.06.2020)
39. Официальный сайт Департамента по молодежной политике физической культуре и спорту Томской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.depms.ru/ (дата обращения: 15.06.2020)
40. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь/Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 479 с.
41. Социологическое исследование «Социальная активность, гражданственность и патриотизм в молодежной среде» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.depms.ru/Activity/Sociologicheskoe-issledovanie-socialnaya-aktivnost-grazhdanstvennost-i-patriotizm-v-molodezhnoy-srede-tomskoy-oblasti (дата обращения: 10.06.2020)
42. Спивак, В.А. Молодежь и молодежная политика в России: учебное пособие / В.А. Спивак. – СПБ: Издательство «Питер», 2015. – 416 с.
43. Станкевич, З.А. Государственная кадровая политика/З.А. Станкевич // Независимая газета. – 2017. – № 2. – С. 4-6.
44. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов/Под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. - 448 с.
45. Усинина, Н. И. Определение сущности понятия молодежь // Вестник Удмуртского университета. – 2016. – № – 1. – С. 41-46.
46. Фомина, В.П. Теория управления [Текст]: учебное пособие / В.П. Фомина, С.Г. Алексеева. – М.: Изд-во Московского государственного открытого университета, 2017. – 115 с.
47. Фокина, А.Т. Реализация государственной молодежной политики / А.Т. Фокина //Молодой ученый. – 2017. - № 3. – С. 51-59.
48. Федоров, И.А. Молодежная политика России [Текст] / И.А. Федоров, В.В. Стаметов, Т.В. Логвинова // Ученые записки тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. – № 6. – С. 139-145.
49. Черепанов, В.В. Основы государственной службы и кадровая политика / В.В. Черепанов. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 680 с.
50. Шаповалова, П.М. Молодежная политика в России: современные тенденции / П.М. Шаповалова. – М.: Наука, 2018. – 364 с.
51. Шилина, С.А. Управленческий дискурс как технология коммуникативного взаимодействия государства и общества / С.А. Шилина // Вестник ПАГС. – 2016. – № 4. – С. 4–9.
52. Щукина, Т. В. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование: Монография. Воронеж, 2015. – 120 с.
53. Юртов, А.В. Молодежь в России / А.В. Юртов. – М. : Наука, 2018. – С. 36–39.
Янченко, П.М. Молодежная политика и государство: теория и практика / П.М. Янченко // Молодой ученый. – 2018 - № 8. – С. 52–59.