Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Теоретические аспекты организации досуговой деятельности в учреждениях культуры в средствами самодеятельного туризма
Трудно переоценить роль культурно-досуговой деятельности современном мире. Ведь, занимаясь любительским творчеством, личность того или иного возраста имеет реальные пути для самореализации, а художественные мероприятия – это неисчерпаемый источник для духовной жизни каждого человека.
Именно эти меры аккумулируют, очищают, утверждают и восхваляют духовность отдельного человека и народа в целом.
Можно сказать, что в современном мире инноваций, технологизации, глобальных информационных изменений нет альтернативы любительскому творчеству.
Сфера досуга во все времена была и остается одной из весомых составляющих человеческой жизни. Именно поэтому проблема организации свободного времени всегда находилась и находится в центре внимания как ученых, так и обычного человека. Но в реалиях она приобретает новое звучания. Ведь культурная глобализация, быстрое формирование единого коммуникативного пространства, информатизация общества и т.д. – все это значительно расширяет возможности сферы досуга, предлагая новые формы и практики его организации.
Правда, сфера досуга в современном мире все больше превращается в пространство самоиспытание и самоуничтожение. Следует сказать, что для человека всегда было характерно создавать в той или иной степени ситуацию опасности, а в условиях общества риска эта склонность приобретает особенно масштабный характер. Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких как настроение бессмысленного существования, криминализация досуга, которая проявляется в распространении девиантных форм поведения. Вот именно эти обстоятельства и заставляют задуматься над состоянием духовной культуры в целом и культуры досуга в частности. В связи с этим нам кажется особенно актуальной проблема исследования культуры досуга, в частности, теоретические аспекты организации досуговой деятельности в учреждениях культуры средствами самодеятельного туризма.
Несмотря на то, что сфера досуга является весьма важной, системного анализа ее, к сожалению, не существует. Отсутствуют новые теоретические обоснование с учетом требований времени, а точнее, с учетом тех процессов, которые происходят как в обществе, так и в сфере досуга.
Вместе с тем, исследования проблем досуга продиктовано и практическими требованиями, поскольку негативные проявления в данной сфере много во многом обусловлены неорганизованностью досуга, недостаточным уровнем его культуры и культуры человека, особенно молодёжи.
Социальная реальность меняется настолько быстро, что индивид не в состоянии ориентироваться, адекватно реагировать на те условия, в которых он оказывается, и адаптироваться к ним. Будущее для него считается неопределённым и непредсказуемым, а современность заставляет чувствовать себя неуверенным и незащищённым. Индивид вынужден пересматривать свои жизненные позиции, менять свой образ жизни и мировоззрение, приспосабливаться к новым условий.
Можно сказать, что человек находится в обществе, в котором одни риски порождают другие. Одной из таких сфер, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. В его пространстве можно увидеть изменения всей системы ценностных ориентаций в связи со снижением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощённой массовой культуры. В таких условиях человек, особенно это касается молодёжи, теряет уверенность в выборе линии нормативного поведения и, даже зная нормы и правила, не всегда их придерживается. Итак, для полноценного существования, для уверенности, человек должен уметь организовывать свое свободное время и заниматься.
Именно поэтому для общества риска проблема организации досуга является достаточно важной.
В связи с тем, что в последнее время происходит переструктурализация жизнедеятельности человека, существует прямой риск колонизации жизненного мира как в направлении наступления на культуру досуга, так и покушения на свет труда. Эта амбивалентность прежде всего проявляется в тех приоритетах, которые расставляет человек по сфер досуга и труда.
В зависимости от определенных приоритетов формируются и различные модели использования бюджета времени, которые, в свою очередь, определяют сущность человека. В отличие от мира труда, где время человека чётко структурированным и подчиненным ее профессиональном назначению, мир досуга открывает перед человеком широкий спектр различных предложений, предоставляет индивиду свободу в реализации своих замыслов. Именно поэтому изучение сферы досуга является не только теоретическим проектом, но и актуальным практическим задачам.
Учитывая постиндустриальный характер общества, сфера досуга выступает как самостоятельная единица. Самоценный и самодостаточный характер досуга сделал его «независимой переменной», тем существенным качественным параметром, который сегодня заметно дифференцирует жизненные стандарты и качество жизни населения.
Разные грани культурно-досуговой деятельности – важный компонент индивидуальной культуры. Это нередко осознаётся индивидом как нечто единственно настоящее, действительное. «Нелюбимая» профессия, к примеру, может обусловливать появление такой «спасительной» для человека культурной ниши.
Любительская, культурно-досуговая грань нередко выполняет компенсаторную роль, восстанавливая духовную целостность личности и обеспечивая единство ее интеллектуальной и образно-чувственной сторон.
Потенциал досуга имеет большие возможности для формирования нравственных ориентиров как отдельного индивида, так и различных социальных групп современного общества. Досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в ней определённые ценности, имеет большие возможности для реализации различных духовных потребностей каждого индивида непосредственно и общества в целом.
Отечественный клубный опыт оценивается, прежде всего, в контексте культурно-просветительской работы советского периода и соотносится в основном с задачами культурной революции, происходящей в то время. Западный опыт клубной деятельности воспринимается большинством клубных экспертов только как опыт потребительского гедонистического досуга. Вместе тем клубные учреждения нашей страны накопили значительный опыт вовлечения различных групп населения в творческую деятельность, что не находит адекватного отражения в современной теории и практике клубной деятельности [16; 31].
Можно выделить следующие принципы культуры досуга: историчность; целерациональность; социальная приемлемость; новизна; наполненность; познавательность.
Критерием культуры досуга выступает мера эмоционального удовлетворения индивида при условии социального одобрения тех форм, которые реализуются. Эта характеристика культуры досуга универсальна, она может быть применена к самим различным досуговым сферам. Но каждая из них имеет свои особенности, обусловлены множеством факторов.
Культура досуга является составной одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов организатора свободного времени и объекта его влияния, которое последовательно превращается в субъект социально-культурного творчества.
Итак, культура досуга – это сложное качество личности, характеризующееся совокупностью проявлений самостоятельного мышления и действий, функциональной и интеллектуальной активностью, творческими стремлениями во имя реализации прогрессивного процесса отдыха и дальнейшего саморазвития, продуктивного влияния на окружающих.
Основное назначение учреждений культуры – создание условий для удовлетворения духовно-культурных потребностей, формирования и развития мотивов поведения. Культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений, зависит от потребностей ее культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга.
Культурно-досуговая деятельность является системой, связанной с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формировании общественной жизни наряду с экономикой, политикой и идеологией.
В процессе деятельности современных культурно-досуговых учреждений необходимо добиваться того, чтобы преодолеть потребительское отношение к досугу, которое на сегодняшний день есть свойственным для многих людей, которые считают, что организация содержательного проведения свободного времени зависит от кого-то, что обеспечить его должны другие, а не каждый человек или семья для себя
В сфере досуга необходимо осуществлять переход от простой формы деятельности к все более сложной, от пассивного отдыха – к активному, от процесса удовлетворения глубоких социальных и культурных стремлений к физическим формам рекреации, от духовного наслаждения к пассивному усвоению культурных ценностей.
Стоит подчеркнуть, что характерные особенности досуга с точки зрения не только культуры его организации, но и проведения тех или иных элементов, так или иначе охватывает разные стороны данного явления – как личные, так и общественные.
Культура досуга определяет, прежде всего, внутреннюю культуру человека, что может предусматривать наличие у него определённого набора свойств, которые так или иначе дают возможность содержательно и с пользой проводить свободное время.
К наиболее распространенным видам
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». М, 2013.
2. Аблаева Т. М. Туристы и йоги одновременно / Т. М. Аблаева // Турбизнес. 2016. № 2. С. 8-12.
3. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность [текст].: учебное пособие / Г. А. Аванесова. – Москва: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
4. Алексеева Н. П. Туризм: Учебное пособие для студентов вузов / Н. П. Алексеева. Москва: Флинта, 2012. 133 с.
5. Артеменко Я.С. Туристический комплекс в России: тенденции и риски: Конспект лекций / Я. С. Артеменко. Лаборатория книги, 2012. 172 с.
6. Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебное пособие для студентов вузов / М. Б. Биржаков. Санкт-Петербург: Питер, 2014. 75 с.
7. Буйленко В. Ф. Туризм: Учебник / В. Ф. Буйленко. Москва: ЭКСМО- пресс, 2013. 103 с.
8. Галин А. Л. Личность и творчество [текст].: учеб. пособие / А. Л. Галин. – Новосибирск: Прогресс, 1999. – 231 с.
9. Горбачев А.А., Горбачева Д.А., Горбачева В.А. Культурно-познавательный туризм – интегративная технология профилактики молодежного эстремизма // Культура и время перемен. 2014. № 3 (6). С. 112–137.
10. Горбачева Д.А. Современные технологии в процессе подготовки специалистов социально-культурной деятельности и туризма в вузах культуры и искусств // Курорты. Сервис. Туризм. 2014. № 3–4 (24–25). С. 143–149.
11. Григорьев С. И. Теория и методология социальной работы [текст].: учеб. пособие / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков, В.А. Ельчанинов. – Москва: Владос, 2004. – 156 с.
12. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности [текст].: учеб. пособие / Е. И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2007. – 512 с.
13. Губаненков С.М. «Самодеятельное туристское путешествие подростков и педагогов как форма организации образовательного процесса»: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: СПб., 2001 173 c.
14. Еремеева А. Ю. Методическое обеспечение разработки нового турпродукта: Учебное пособие для студентов вузов/ А. Ю. Еремеева. Лаборатория книги, 2012. 122 с.
15. Зорин И. В. Туризм как вид деятельности: Учебное пособие для студентов вузов / И. В. Зорин. Москва: Дрофа, 2013. 148 с.
16. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. «Инновации в социокультурном сервисе и туризме». М., 2006.
17. Качмарек Я. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление: Учебное пособие / Я. Качмарек. Москва: Юнити – Дана, 2012. 308 с.
18. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник / В. А. Квартальнов. Москва: ЭКСМО – пресс, 2014. 82 с.
19. Киселева Г.Г.Социально-культурная деятельность / Г.Г.Кисилева, Ю.Д.Красильников: Учебник – М МГУКИ, 2004 – 539 с.
20. Кружалин В. И. География туризма: Учебное пособие для студентов вузов / В. И. Кружалин. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 136 с.
21. Куприна Л. Е. Туристическая картография: Учебное пособие / Л. Е. Куприна. Москва: Флинта, 2012. 79 с.
22. Курилова В.И. Туризм: Учебное пособие / В. И. Курилова. Санкт- Петербург: Питер, 2013. 127 с.
23. Кусков А. С. Основы туризма: Учебник / А. С. Кусков. Москва: ИНФРА – М, 2013. 58 с.
24. Лысакова Л. А. Туризм: Учебное пособие / Л. А. Лясакова. Москва: Флинта, 2015. 145 с.
25. Макеев Л. Ю. Оптимальное природопользование в туристических целях: Конспект лекций / Л. Ю. Макеев. Лаборатория книги, 2011. 97 с.
26. Морозов Н. С. Информационное обеспечение туризма: Учебник / Н. С. Морозов. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 188 с.
27. Мухамедиева С. А. Туризм: Конспект лекций / С. А. Мухамедиева. КемГУКИ, 2015. 171 с.
28. Покровский Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления: Учебное пособие / Н. Е. Покровский. Москва: Логос, 2013. 215 с.
29. Рамзаева Л.А. «Семейный туризм как средство воспитания подростков в системе дополнительного образования»: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Сходня, 2002. 127 c.
30. Тереньтьева О. Л. Современные виды туризма или как провести очередной отпуск: Учебник / О. Л. Терентьева. Москва: ИНФРА – М, 2012. 40 с.
31. Чудновский А. Д. Менеджмент туризма: Учебник /А.Д. Чудновский. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 176 с.